Смекни!
smekni.com

«Философия культуры» (стр. 11 из 13)

Таким образом, перед нами раскрывается ещё одна характерная особенность – фрактальная структура сериала… Определение фрактала, данное Мандельбротом, звучит так: "Фракталом называется структура, состоящая из частей, которые в каком-то смысле подобны целому". Иными словами, одним из основных свойств фракталов является самоподобие… В самом простом случае небольшая часть фрактала содержит информацию о всём фрактале (Шабаршин А.А., "ВВЕДЕНИЕ ВО ФРАКТАЛЫ"). Такой частью «ГАНТЦа», подобной целому сериалу, и является эпизод с гибелью школьников…

Конечно, может быть и такое толкование финальной сцены, что Кейтян таки выполнил задание Гантца и уничтожил «пришельца Куроно» (как он был обозначен на шаре), совершив самоубийство… Можно предположить, что Гантц выполнил своё обещание, и умерев уже здесь, Кейтян «воскрес» там, вернулся обратно в мир живых… Но это мало вероятно… Во-первых, на пироне появляются все люди, побывавшие с ним в бардо, что говорит, скорее, не о спасении всех (ведь они не прошли испытаний Гантца), а о том, что это было просто видением Кейтяня или образами людей, которых он видел перед гибелью, воскресшие в его подсознании (может даже, мир бардо и мир живых и вовсе являлись майей, а единая реальность – лишь в просветлении… Но это я, пожалуй, не возьмусь рассматривать)… А во-вторых, как в таком случае объяснить остановку Гантцем таймера? Не означает ли это, что Он таким образом просто пресекает для Кейтяна возможность закончить игру, согласно всем правилам? Не выходит ли так, что этим действием Гантц отказывается от выполнения той обязанности, которая только подразумевалась игроками?

Так вот, мы подошли к тому, что так или иначе мир, в который были заброшены все герои, некая посмертная реальность, а это в свою очередь означает, что Гантц – всё-таки Бог… И бог, как всегда, далеко не однозначный, сочетающий в себе и добро, и зло, и высокое, и низменное… - божественное и дьявольское… Схема всё та же: Бог=Дьявол…

К тому же, этот Бог, как и люди, не идеален даже в том плане, что и он просчитывается, совершает ошибки… В одном из эпизодов, где показывают земную реальность, мы видим грудастую Кейтян (ту самую девушку, которая порезала себе вены в ванной) – тёзку нашего героя, в полном здравии… Как оказывается, её удаётся вовремя спасти… Здесь опять может показаться, что Гантц морочит голову уже нам, но так или иначе такой момент в сериале присутствует, и дальше никак не раскрывается…

Интересен и необычен сам образ Гантца, погрязшего в своём шаре – его личном мирке-пространстве, в куче различных механизмов, проводов и трубок… Он в каком-то смысле подобен подростку, играющему в свою компьютерную игру… Тут всё очень сходится… Весь характер его мира абсолютно аналогичен виртуальной игре со всей её структурой, всеми характеристиками и законами: резкие перемещения с одного уровня на другой, ведение счёта, отведение определенного количества времени на задание, восстановление героя при переходе на новый уровень (пополнение жизней), повышение уровня сложности нового задания по отношению к предыдущему, возможности совершенствования своего оружия, приобретение вспомогательных «магических» атрибутов (их «собирание» по ходу действия игры), вспомогательные тексты и осуществление с их помощью диалога между «игроком и игрой»… С этой же точки зрения можно объяснить паузы между заданиями, когда пройдя один уровень Игрок «отключается» от своей игры, и персонажи продолжают жить какой-то своей жизнью, к которой Игрок не имеет никакого отношения до тех пор, пока не решит вновь продолжить игру и не включит приставку… В этот момент Бог-Игрок понятия не имеет, что сейчас происходит с героями, да и вряд ли ему это интересно… В свою очередь герои, помещённые в данную игру и запертые в ней, начинают жить каким-то своим иллюзорным миром, который им близок и свойственен априори… Они как бы скачут из одной игры в другую… Весь мир – это игра со своим Игроком… Игр бесчисленное множество – значит, столько же миров и их Богов, которых может быть больше, чем самих игр… Так же тут можно заметить, что Гантц выглядит как простой человек – пусть таинственный, странный, погружённый в себя, но человек… Он замкнут в своём личном пространстве, в которое героям игры не проникнуть – все они за пределами этого пространства, и действуют по Его правилам… Этот шар – реальность только Бога-Игрока, из которой герои получают команды, информацию, костюмы и оружие, которое выбирает в своём «меню» Игрок… И, наконец, кульминация этой игровой модели – это финал игры и «отключение»… ____ GAME OVER… ___Герой свободен (здесь, кстати, появляется возможность интерпретации остановки таймера: это можно понять как провал уровня, следствием которого является возврат на самый первый уровень, заново проходить который Бог-Игрок, потеряв всякий интерес к этой игре, отказывается, …и отключается от неё)…

Всё, конечно, идеально ложится на эту схему, но проблема в том, что мы всё-таки имеем дело не с двухмерными рисованными персонажами, а как бы с живыми людьми, имеющими свои характеры, чувства, мысли и т.д. Именно поэтому я бы хотел отвлечься от игровой модели, вернуться к загробному существованию и обратиться к Гантцу-просто-Богу, а не Гантцу-Игроку…

Тут есть ещё один забавный, но очень смелый эпизод, окончательно подтверждающий божественность Гантца… В предпоследнем, пожалуй, самом жёстком задании один из игроков перед гибелью, оцепенев перед очередным монстром, произносит: «Иисус…» (с интонацией потрясения наблюдаемым, просьбы о помиловании или что-то в этом роде, …в духе «Матерь Божья!...», или «Боже Всемогущи…»)… При этом в этот самый миг Гантц резко открывает глаза, впервые и единожды, как бы реагируя на этот призыв… Мозг пронзает абсолютно неожиданная мысль, что Гантц – Это Иисус Христос!… Очень, конечно, круто, резко и непредсказуемо… Меня такой поворот приятно потряс – слишком уж новое и радикальное видение/представление выразил автор!…

При таком раскладе становится понятным высмеивание такого персонажа в сериале, как упёртого в своей вере и правоте в оценке происходящего буддийского монаха, погибающего на первом же своём задании (наряду с маленьким ребёнком из первых эпизодов, монах оказался одним из самых неготовых, безоружных и беспомощных игроков, обезоруженным своей привязанностью к каким-то одним догмам и однонаправленным, закованным в тески, неуправляемым мышлением)…

И последнее…

В финальных титрах нам показывают, что после произошедшего (неопределённого однозначно) с Кейтяном в комнате больше никто не появляется… Она пуста, и к тому же сам шар, Гантц, исчезает тоже…

То есть выходит (если всё-таки ориентироваться на вариант с бардо), что с Просветлением Кейтяна Гантц перестаёт существовать!.. Получается, что он – личностный бог Кейтяна, подобно Желанному Богу Гриффита (это по-прежнему лучше всего ложится на игровую модель…)… И теперь он не то, чтобы не нужен, - ему просто уже нет места (комментарии излишни)!..

А если, всё-таки, допустить, что все персонажи «игры» на самом деле погибали и полноправно участвовали в загробной реальности – т.е. не были галлюцинациями Кейтяна (что, кстати, в таком случае, подразумевает колоссальную смертность в одном районе!), то можно предположить, что Гантц – Бог какого-то одного города, района или улицы, а точнее будет сказать группы людей, хоть как-то при жизни завязанных между собой своими судьбами

Заключение

Итак, мы рассмотрели основные сюжетные линии наших сериалов, их символику, идейное содержание, ряд скрытых подтекстов, позиций по отношению к различным категориям культуры, …и таким образом подошли к финалу…

К чему же мы, наконец, приходим?

Проанализировав основные параллели, проходящие между «Берсерком» и «ГАНТЦем», я главным образом хочу отметить следующее…