Во-первых, главных героев, не смотря на такие колоссальные отличия между ними, объединяет такая тенденция, появившаяся сравнительно недавно, как снижение гипертрофированности героичности, и порой даже сведения её на «нет»… Если классическим героям были присущи какие-то абсолютно нереальные, чудесные свойства, то теперь герой становится ближе к зрителю за счёт того, что превращается в самого обычного человека, из плоти и крови, который может ошибаться, грешить (извиняюсь за неспособность подобрать синоним к этому слову), оступаться, совершать порой безрассудные и даже злые поступки, быть израненным, погибать, достигнув или не достигнув своей цели… Всё это для современного массового человека информационного, гиперрационального общества отходят далеко на второй план, где на авансцену выходят такие ценные понятия, как личность, индивидуальность, независимость взглядов, …отчуждённость, как всему этому присущая черта. Т.е., современный человек, смешавшись с толпой, как бы стремиться отделиться ото всех внутри себя – эдакий немой бунт против издержек того общества, которое сложилось к настоящему моменту…
Отсюда следует вторая особенность, которую я отметил – отношение к земному существованию как к чему-то иллюзорному, второплановому… Как я уже писал, жизнь рассматривается как мимолётное мгновение перед бесконечностью Высшей Реальности… Ямомото Цунэтомо пишет в «Хагакурэ»: «Все в этом мире – всего лишь театр марионеток» ([05], стр. 34-35)… Таким образом, эта черта вовсе не является присущей именно современности, а просто характеризует состояние погружённости в себя, во внутрь, т.е. отрешённость от действительности… В свою очередь эта отрешённость выражается сегодня в чрезмерном увлечении компьютерными играми (компьютерной реальностью вообще), кинематографом и анимацией… Причём японской анимацией в особенности, как средоточением не стандартной философии, фантазии и, что особенно здесь важно, психологизма в вышей его степени!.. С играми тоже понятно – тут идеально ложиться игровая модель Хёйзинга ([13]), поэтому неудивителен такой успех «GANTZа», совместившего в себе лучшие традиции аниме и компьютерных игр…
Отсюда же следует и третья черта – это смерть Бога… Имеется ввиду Бога в классическом понимании. «Современный Бог», даже если и имеет место, сводится к «Богу внутри», Богу личностному, что так же является следствием глобальной информированности, развитию научного знания и психоанализа… Грубо говоря, каждый индивидуальный человек создаёт для себя сам своего бога, и по сути сам же им и является… Эта позиция, кстати, так же связывает нас с «Тибетской книгой мёртвых», так что не является каким-то новшеством в человеческом мироощущении…
Следствием всего этого, во главе с погружённостью вовнутрь, является четвёртая особенность – чрезмерная гумманизация персонажей и их политизированный характер в этой связи… Всё то же самое лежит в основе популярности и широкой распространённости дзэн-буддизма, пронизывающего как 1ый (в особенности), так и второй сериал… Это в-пятых… Всё это очень плотно между собой пересекается, и как пример можно взять представление о «статичности времени» как последствие представлений о Всеединой Высшей Реальности…
Ну и шестое – это конечно же ярко выраженный эклектизм сюжетов (эклектика жанров, философии, научных концепций, …техники…), как следствие эклектичности всей современной культуры вообще…
Чтобы не быть голословным по поводу дзэна, приведу выдержки из Введения к «101 Дзэнской истории»: «Дзэн - особое учение без священных текстов, вне слов и букв, которое учит о сущности человеческого разума, проникая прямо в его природу, и ведет к просветлению»… Так же хочется привести ещё несколько положений, без какого-либо комментария, дабы просто наглядно было понятно, на сколько сюжеты «Берсерка» и «ГАНТЦа» им отвечают: «Дзен - это не секта, а опыт. *** Дух Дзен стал означать не только понимание мира, но и преданность искусству и работе, богатство содержания, открытость интуиции, выражение врожденной красоты, неуловимое очарование несовершенства. *** Буддизм указывает три основные характеристики существования: непостоянство, отсутствие самости и неудовлетворённость. *** Концепция непостоянства предполагает понимание того, что всё непрерывно изменяется, нет ничего устойчивого.
Понятно, что ничто физическое не вечно. *** Представление о непостоянстве подразумевает также, что не может быть абсолютного авторитета и вечной Истины. Есть только уровень понимания, пригодный для определённого времени и места. *** Философия индуизма предполагает непостоянство всех вещей, кроме Самости или души, которая полагается неизменной и бессмертной. Буддийское представление о непостоянстве не делает из этого исключения. *** Неудовлетворённость как страдание - третья характеристика существования. Она включает рождение, смерть, угасание, скорбь, боль, отчаяние и само существование. Проблема эта - не внешняя. Она коренится в ограниченном эго - относительном сознании - каждого индивидуума. *** …буддийское учение указывает, что источник страдания лежит внутри индивидуума и приходит к оптимистическому выводу, что с этой неудовлетворённостью что-то можно сделать» (из старой курсовой)…
Итак, на два из трёх поставленных мною вопроса я ответил, т.е. выявил характерные особенности аниме и связал их с современной массовой культурой Японии… В общем, с японцами мы разобрались, и осталось только понять одно: так чем же эти аниме-сериалы и манга так привлекают неЯпонский мир? В чём кроется причина их такой безумной популярности?
Лично от себя могу ответить следующим перечнем причин:
- Необычность формы;
- Динамика, пластика;
- Нетипичность содержания;
- Безграничность фантазии (отсутствие конкретных штампов);
- Непредсказуемость сюжета;
- Жизненность, серьёзность (потоки крови, насилие, убийства и гибель героев… - всё это невозможно воспринимать не иначе, как очень даже серьёзно);
- Сильный психологизм, эмоциональность;
- Постепенное и очень подробное раскрытие всех характеров (в полнометражках это раскрытие осуществить невозможно), обеспечивающее более глубокий контакт со зрителем;
- Размытость границ между бинарными аппозициями, неконкретность;
- Неоднозначность финала, отсутствие смысловых границ, свобода интерпретации;
- Недосказанность;
- Сильная атмосферность;
- Отсутствии навязчивой, излишней морализации, которая уже просто вымораживает – здесь её просто не замечаешь;
- Тайна….
Короче говоря, в аниме есть всё, чего лично мне всегда не доставало в нашей и западной анимации, во все времена страдающей излишними рамками, излишней идеологичностью и наивностью, далёкими от реальности…
Взять того же «Берсерка»… Я не припомню ни одного фильма, который бы так правдиво показал Средневековье… В «Берсерке» есть то, чего не хватает ни одному историческому фильму… Пот, грязь, вонь, боль, страшные пытки, …любовные переживания – всё это здесь чувствуется в полной мере… Все эти герои, которые по ходу действия становятся роднее и ближе тебе, чем любой кино-герой, их развитие, отношения между собой, изменчивость… – всего этого здесь более, чем достаточно… Я уже не говорю о идеальности сюжета, учитывая его продолжительные рамки (имеется ввиду отсутствие всевозможных ляпов, тонкая и детальная продуманность…), гениальности музыкальных тем, пластике и т.д.
… я говорю о себе, но бьюсь об заклад, что очень многие на вопрос о популярности ответили бы подобным образом, назвали бы те же самые причины, или ряд схожих…
Конечно, если брать в целом, то тут наибольшую роль играет игровой характер современной культуры, и здесь как нельзя кстати приходятся слова Х. Ортеги-и-Гассета о неком «мальчишеском» духе ([13], стр. 55)…
Хотя естественно, все эти вопросы, поставленные мной в самом начале работы и возникшие по ходу её написания, остаются, как, впрочем, всегда, открытыми…
Список используемой литературы
Манга:
[01] БЕРСЕРК. ТОМ ПЕРВЫЙ.
(«Чёрный Мечник» / «Клеймо» / «Ангел-Хранитель Желания I»)
216 с.
Издательство "МАНГА_КЛУБ" 2006
[02] БЕРСЕРК. ТОМ ВТОРОЙ.
(«Ангел-Хранитель Желания II» / «Ангел-Хранитель Желания III»)
228 с.
Издательство "МАНГА_КЛУБ" 2006
[03] БЕРСЕРК. ТОМ ТРЕТИЙ.
(«Ангел-Хранитель Желания IV» / «Ангел-Хранитель Желания V» / «Ангел-Хранитель Желания VI» / «Золотой Век I»)
224 с.
Издательство "МАНГА_КЛУБ" 2006
Книги:
[04] Викинги: Набеги с севера / Пер. с англ. Л.Флорентьева. -
М.: ТЕРРА, 1996.-168 с. - (Энциклопедия "Исчезнувшие цивилизации").
[05] Кодекс Бусидо. Хагакурэ. Сокрытое в листве. – М.: Изд-во Эксмо, 2005. – 432 с. – (Антология мудрости).
[06] Липовский Ю.О.: Найди свой камень. - СПб. "Дельта", М.: ООО "Издательство АСТ", М.: "РИПОЛ КЛАССИК", 1997. - 432 с., илл.
[07] Тибетская книга мёртвых / Пер. с англ. В.Кучерявкина, Б.Останина; - Харьков: "Фолио"; М.: ООО "Издательство АСТ", 2004. - 204, [4] с. - (Свет Истины).
[08] Энциклопедия символов, знаков, эмблем. - М.: Эксмо; СПб.: Мидгард, 2005. - 608 с., илл.
[09] Герои мифов и сказаний. - М.: ТЕРРА - книжный клуб, 2001. - 272 с., илл. - (Популярная энциклопедия).
[10] Коссак Е.: Экзистенциализм в философии и литературе: Пер. с польск. - М.: Политиздат, 1980. - 360 с. - (Критика буржуазной идеологии и ревизионизма).
[11] Альбедиль М.Ф.: Индуизм: Творящие ритмы. - 2-е изд. - СПб.: "Азбука-классика"; "Петербургское Востоковедение", 2004. - 256 с. - ("Мир Востока").
[12] Краткая философская энциклопедия. - М., Издательская группа "Прогресс" - "Энциклопедия", 1994. - 576 с. (Губский Е.Ф., Кораблева Г.В., Лутченко В.А.)