Смекни!
smekni.com

«Философия культуры» (стр. 2 из 13)

Тут, думаю, будет теперь уместно сказать пару слов о структуре курсовой…

Не хочется писать об этом слишком много, так как эта самая структура довольно-таки проста и логически обоснована. Весь основной текст я разбиваю на 3 главы по соответствию с вышеперечисленными категориями, через которые я и собираюсь «нащупать» ответы на свои вопросы. Это: Глава 1 – тут я раскрываю образ героя / -ев; Глава 2 – рассматривается изображение художниками и сценаристами мира со всеми присущими ему сторонами и свойствами (концепция времени, понятие смерти, судьбы…); и Глава 3 – образ Бога в массовой культуре Японии… Каждая из этих глав рассекается на два параграфа – первый параграф любой главы раскрывает какую-либо из 3х категорий в контексте «Берсерка», второй параграф – в контексте «Гантца»…

Тут же я должен внести несколько слов об источниках…

В виду специфичности выбранной тематики, источников набралось не мало… Это и непосредственно сама манга в 3х томах (единственные три тома, которые можно вообще у нас добыть, и то подозрительного производства – вероятно, это работа саратовских энтузиастов - фанатов, базирующихся на berserkworld.org, за что им, конечно же, честь и хвала), и сам berserkworld.org – единственный хороший, качественный сайт, занимающийся переводом «Берсерка» на русский, и электронные источники (статьи из Интернета, а так же 28 томов «Берсерка», доступных исключительно пока только в этом варианте), и ряд историко-философско-культурологических книг (9), журналы, учебные пособия и, конечно же, DVD, без которых не было бы и работы (думаю, видео-источники имеют полноценное право находится в данном списке, так как, на самом деле, являются основными опорными точками в работе, наиполнейшими источниками информации, и т.д.). Плюс очень хорошо помогли конспекты лекций, старые курсовые и ещё некоторый ряд различных второстепенных источников…

Если говорить об оценке используемой базы данных, то наибольшую ценность здесь имеют, конечно же, сами сериалы, сайт и пособия… Всё остальные – лишь вспомогательные элементы, больше помогающие разобраться в деталях, терминах и каких-то понятиях («Хагакурэ…», «Тибетская книга мёртвых», «Индуизм: Творящие ритмы», «Краткая философская энциклопедия», «Энциклопедия символов, знаков, эмблем», и др.)…

Что касается системы сносок, то, как уже можно было заметить, схема здесь следующая: т.к. работа представляет из себя насыщенный «винегрет» из сплошных цитат, причём многие из которых «вырваны» из Internet-источников (что не позволяет указывать страницы), то я подумал, что наиболее логично будет пронумеровать каждый из многочисленных (около 60ти) источников в Списке используемой литературы и DVD, и сноситься на эти номера уже в самом тексте, сразу же после цитаты, там же в скобках указывая страницы или номера эпизодов сериала…

Вернёмся на мгновение ещё раз к нашим сериалам…

Как я уже говорил, в идейном, сюжетном, мировоззренческом планах, в историческом контексте и т.д. (я уже не говорю о ряде различий в стиле и техническом воплощении) они абсолютно разные. Действие одного происходит в эпоху тёмного средневековья с его беспределом, во времена отважных «рыцарей» - банд наёмников и бандитов с большой дороги, ни на минуту не прекращающих бесконечную череду своих сражений, душевных метаний и скитаний… Действие второго происходит в наши дни, в современном мегаполисе со всей его бессмысленной суетой, странными, непонятными проблемами, движениями, озабоченными подростками, стоящими на грани перевала во всеобщую серость, с присущими ей равнодушием, обезличиванием, нормативами, зависимостями, комплексами и автоматическим существованием, с малолетними преступниками, с тем же, по сути, средневековым беспределом в мутированной форме, с различными субкультурами, институтами и прочее….

Оба сериала со всех сторон пронизаны многочисленными идеями, культурами, религиозными представлениями, научными концепциями, мифологиями и символами, как сквозными, так и второстепенными, порой слишком тонкими и еле ощутимыми, но всё это, перемешавшись и наложившись друг на друга, несомненно, там присутствует. Причём, вероятно, большая часть из всего вышеперечисленного вряд ли входила в осознанный авторский замысел. Здесь как у Барта: совокупность второстепенных смыслов образует некий латентный (скрытый) уровень повествования - так называемую идеологию (систему смыслов, которые нарочно внедряются в языковую структуру, причём, как считает Барт, с этой идеологией совершенно невозможно бороться)… Получается, что автор неосознанно превносит в текст свою личную идеологию, формирующуюся извне конкретным обществом – таким образом, из его фантазии в виде различных фрагментов к нам просачивается культура общества или страны, к которому принадлежит автор. Иными словами произведение не укладывается в понятие авторского замысла - оно всегда шире (Концепция смерти автор). ([13] стр.56-57)

Итак, мне предстоит «выловить» из 2х гигантских потоков как можно больше таких элементов, как легко различимых, так скрытых – всё до мелочей, на сколько это будет возможно, чтобы перейти в итоге на следующий уровень какого-то осмысления «отловленного», перетрактовки его и обобщения… В общем, сопоставляем 2 сериала, их «нутро», находим общие черты («органы» -), и эти общие черты приписываем менталитету современных японцев (и размышляем над тем, чем эти современные японцы живут)…

… вроде бы логично…

… как никогда актуально (см. выше)…

… интересно…

… следовательно, имеет некий наплыв таинственности…

… следовательно, мало понятно

(т.е. выходит, что степень-то изученности не особо достаточна)…

“Berserk” – это как раз таки тот сериал, который в своё время меня сломал и «пропёр», зацепил на столько сильно, что «прёт» до сих пор… До «Берсерка» я вообще не смотрел аниме, а теперь, практически, больше ничего не могу смотреть с таким удовольствием, как аниме… Вся анимация для меня, в сопоставлении, не то, чтобы блекнет, а просто исчезает… Исчезает, потому что проигрывает по всем пунктам…

Каким именно пунктам – я постараюсь сформулировать и изложить на протяжении последующих глав работы… которую я справедливо начинаю именно с того, что послужило толчком к её написанию…..

Глава 1.

Образ героя...

§1. "Berserk": Неистовый

Впервые героя сериала мы видим в опенинге, где огромное тело, снутри и снаружи полыхающее огнём, сразу же обещает, что будёт жёстко, а иероглифическое «Берсерк», переведённое лишь Гавриловым как «неистовый», окончательно даёт нам понять, что, прежде чем разрубить кого-нибудь или что-нибудь напополам, этот парень вовсе не намерен распускать нюни, как этого зачастую требует закон жанра… Начальные же кадры первого эпизода, обрисовывающие характерные элементы Тёмного Средневековья, не позволяют усомниться в том, что этот самый «Берсерк» не так-то прост, как кажется, что всё серьёзно и что обычного расклада в нём ждать не приходится (см. прил. 3, 4)

К самому термину «берсерк» и к Гаврилову мы ещё вернёмся, а сейчас гораздо важнее заострить внимание на тех особенностях рождения, формирования и развития героя, которые в итоге предопределили его место в том мире.

Гаттс появился на свет в этом ужасном и страшном мире в эпоху, почему-то именуемой Золотым веком ([03], [24]), в обстоятельствах, полностью отражающих всю его последующую жизнь и сам исторический контекст, в который он оказался погружён.

Возвращаясь с очередного сражения, отряд наёмников под командованием доблестного и сурового мечника Гамбино случайно натыкается на огромное дерево с висельниками – невинными жертвами бандитов с большой дороги, мирными жителями уже полностью уничтоженной деревеньки неподалёку от этого места. Бандиты не пощадили ни стариков, ни детей, ни женщин, некоторые из которых были беременны… Как раз таки под одной из таких женщин и был найден новорожденный младенец, сумевший приложить последние усилия для того, чтобы его заметили и поняли, что он ещё жив. Жена Гамбино, не имеющая возможности иметь собственных детей, смогла уговорить мужа взять младенца себе на воспитание. Сама же она вскоре умирает от эпидемии чумы, и причину всего этого убитый горем Гамбино видит только в мистическом приёмнике, принёсшим в лагерь, по его мнению, лишь сплошные несчастья… Дабы как-то оправдать перед «отчимом» своё существование, мальчик с раннего детства оказывается втянутым в воинский быт, непрерывные тренировки и боевые походы. Таким образом Гаттс, никакого понятия не имевший о детстве, сразу же обнаруживает себя в мире непрекращающихся войн, борьбы за выживание, несправедливости и жестокости… В итоге, вся его жизнь в лагере наёмников Гамбино заканчивается тем, что, оказавшись совершенно беспомощным и прикованным к креслу одним из сражений, лидер, безрассудно возненавидевший приемника, пытается ночью его зарубить, на что получает неосознанный отпор со стороны Гаттса, повлёкший за собой смерть Гамбино… Испуганный случившимся, мальчик с серьёзными ранениями от преследователей всё-таки уходит …

Так Гаттс становится беглецом и, как следствие, одиноким, странствующим воином, независимым, но время от времени переходящим из одной армии в другую, и не столько из-за заработка, сколько из-за возможности оказаться на поле брани…

Далее следует длинная череда самых различных событий, многие из которых я вынужден опустить, т.к., не смотря на невозможность незатрагивания, сюжет не является основной проблемой данной работы… Будем брать только ключевые, самые переломные в жизни героя эпизоды, так или иначе повлиявшие на его судьбу…

Таким основополагающим событием является как раз таки необычное рождение Гаттса, на котором необходимо заострить особое внимание…

Как правило, такие «чудесные появления на свет», свойственные для различных мифологий, свидетельствуют об избранности младенца и предопределении его героической судьбы… Но ЭТИ «чудесные появления» (результат связи богов с земными женщинами, магические обстоятельства, предзнаменования, пророчества, чудеса и т.д.) с «чудесным рождением» Гаттса имеют мало общего, хотя бы потому, что это рождение гораздо ближе к реальности, оно жизненно и вполне возможно в нашей, невыдуманной жизни… Известно, скажем, множество фактов, говорящих о том, что мёртвые могут рожать, как бы абсурдно это не звучало… Наиболее известный факт описан в Книге Рекордов Гиннесса, где сообщается о том, что самый длинный интервал между смертью матери и рождением ребёнка имел место в США. 5 июля 1983 года родилась девочка, мать которой уже 84 часа назад находилась в состоянии клинической смерти ([19], стр. 32)… Мало того, все эти специфические особенности (сам факт победы над смертью) тоже помогают логически понять и объяснить вполне земные причины «избранности» героя (причём, эта «избранность» рассматривается здесь не как изначальное наличие какой-то сверхчеловеческой силы, а как особенность рождения, являющаяся лишь её, этой силы, источником...) – т.е. эту «избранность» возможно обосновать даже с научной точки зрения… Чтобы как можно лучше разъяснить всё вышесказанное, я вынужден обратиться к науке, именуемой адаптологией… В своей статье "Алгебра и гармония адаптации" Феликс Залманович Меерсон пишет, что «адаптироваться – значит приспособиться, приноровиться, примениться. *** Адаптация человека и животных представляет собой не состояние, а процесс, в течение которого организм приобретает отсутствовавшую ранее устойчивость к определённым факторам среды и в результате решает задачи, ранее не разрешимые, привыкает жить в условиях, ранее не совместимых с жизнью. Но при всём разнообразии приспособительных процессов в них есть замечательное сходство. На первом этапе адаптации к любому новому фактору, - например, к физической нагрузке, высоте, сложной интеллектуальной работе или опасной ситуации – организм подходит к максимуму своих возможностей и решает задачу далеко не лучшим образом. Однако, если человек или животное не погибает, а фактор по-прежнему действует, то возможности живой системы возрастают, и на смену аварийной стадии в большинстве случаев приходит стадия эффективной и устойчивой привычки» ([15], стр. 10). О том, что выход из экстремального состояния выводит человека на путь превращения неприспособленного организма в приспособленный, писал ещё наш великий физиолог А.А. Ухтомский: «Формируясь под влиянием внешних раздражителей, сменяя друг друга, доминанты обеспечивают приспособление организма к среде, его выживание, а если надо – и преобразующее влияние на среду» (там же). Сегодня для учёных уже очевидно, что в определённой стрессовой, экстремальной ситуации начинает работать доминанта, на которую пришлась главная нагрузка при действии фактора. Например, если надо повысить физическую тренированность организма – в доминанту войдут двигательные центры, мышцы, системы кровообращения и дыхания. Таким образом, принимая во внимание данное открытие, можно предположить, что Гаттс изначально был приспособлен к адским условиям проживания, трудностям, боли и физическим нагрузкам (теперь абсолютно понятно, почему на своей первой тренировке маленький мальчик выбрал для себя самый огромный, несоразмерный с собственным ростом меч (который с каждой серией становится всё больше и больше), и вопреки многочисленным насмешкам со стороны вояк Гамбино всё-таки ж сумел с ним справиться и овладеть им – это уже в его природе, и, по сути дела, для человека, поборовшего смерть, такого рода трудности являются уже нормой).