Отсюда можно сделать вывод, что героем XXI века становится обычный мальчишка, так близкий всем нам, обычным смертным (потребителям)… Тут уже исчезает мотив гипертрофированной героичности, который сегодня стал основным в образе героя – во всяком случае, героя кинематографического (или – шире – героя в символике массовой культуры) ([08], стр. 102). Мало того, отсутствие этого мотива ещё больше усиливается постоянным «торможением» почти всех более менее порядочных персонажей сериала в смертельных схватках с различного рода пришельцами (очень, кстати, забавными)… Имеются в виду постоянные моменты сомнения, нерешительности, боязни нажать на курок оружия, порой даже ценой жизни кого-нибудь из напарников…
Короче говоря, на место гипертрофированной героичности приходит гипертрофированный гуманизм… Не страдают им только отрицательные герои (но, опять-таки, этих героев, за редким исключением, нельзя назвать конкретно отрицательными), причём, как правило, умершие насильственной смертью…
На этом я вынужден остановиться, т.к. более тонкие нюансы героического образа «Гантца» можно будет рассмотреть лишь в контексте двух последующих глав…
Глава 2.
Мир земной и мир загробный...
§1. “Berserk”: Затмение
"Такое чувство, словно
мы оказались в чьём-то сне..."
Гастон,
berserk-v13c04p085rus,
«Свежая кровь»
Тонкий намёк на события, именуемые Затмением, даётся ещё в первом сезоне сериала, где мы ещё имеем возможность наблюдать мир земной – некое королевство Мидланд (опять-таки издержки альтернативной реальности – ассоциативно напрашивается английский Мидлтон), на которое и работают Ястребы. Уже здесь становится ясно, что амулет Гриффита – некий бехелит, являет собой нечто демоническое и тёмное… Тут открывается целая тема, которую я обозначу только вскользь…
Что из себя представляет бехелит? – вопрос чрезвычайно не простой и ёмкий (см. прил. 1, 2). По рассказу Гриффита, этот оберег ему дала старая гадалка ещё в детстве, и с тех пор он не расстаётся с ним ни на миг… Бехелит, или «яйцо императора», в действительности дал своему хозяину чудесную защиту, везение и власть над людьми…
Внешне камень представляет собой яйцеобразный овал кроваво-красного цвета с рельефным беспорядочным изображением частей лица, который в определённый момент смещаются на поверхности амулета, образуя зловещее лицо… Обращаясь к символике, о бехелите можно-таки кое что узнать… Во-первых, камень… «Камень - символ основательности, надёжности («твёрдый как скала»), устойчивости. В мифологии и фольклоре камень часто – центр мира (ср. русский камень Алатырь) или замок, скрепляющий небо и землю» ([08], стр. 263). Здесь, опять-таки, слишком много для случайности совпадений: устойчивость – символ «заговорённости» Гриффита; центр мира – символ самоосознания им же своей роли в этом мире, символ его мечты и амбиций; замок, скрепляющий небо и землю – тут вообще всё очень сильно, т.к. замок – собственное государство – самая первичная и центральная мечта Гриффита, к которой он и идёт на протяжении большей части сериала. Эта мечта, этот мифический замок – и есть тот промежуточный путь, тот мир, лежащий между земным миром и миром, который откроется в Затмение… На протяжении 25ти серий мы видим, сами не замечая того, постоянное пересечение между собой трёх реальностей, и понимаем это только в самом конце, окончательно впадая в состояние полной растерянности, психоза и даже скорби… Причём, какой из этих миров более реален, чем остальные, остаётся так же не совсем понятным… Более менее ясно лишь то, что все эти реальности объединяет между собой только лишь мечта, или, если угодно, сознание Гриффита… «В фольклоре также встречается сюжет о происхождении из камня ангелов и бесов. *** На Древнем Востоке камень олицетворял божественное присутствие, на него изливали жертвенную жидкость или совершали помазание маслом и кровью. Вследствие этого он становится алтарём (домом Бога)» ([08], стр. 265). Здесь – no comments… «Камень – мировая проекция, символическая карта мира» ([08], стр. 265) – аналогично… Гриффит получает этот бехелит как задаток всего мира, его уменьшенную копию, и вместе с ним поддержку всех потусторонних существ в этом направлении, в чьих это интересах… В этом плане бехелит – залог целого мира, господство над которым мечтал заполучить Гриффит… Почему этот камень получил именно он, почему высшие силы так благоприятствуют его целям и что он должен отдать им взамен? – всё это раскрывается ниже… Интересно так же само название – бехелит… Такого камня в природе не существует, но название очень созвучно с «лазурит» (ляпис-лазурь) - священный камень египтян, из которого, в частности, изготавливались статуэтки богов и скарабеи. Согласно шумерским воззрениям, человек с амулетом из лазурита пребывает в истинной близости к богу. Так же лазурит отводит от человека всевозможные невзгоды ([08], стр. 279). Что касается близости к Богу, то скажу, снова забегая вперёд, что здесь это сказано тоже очень в тему, т.к. Гриффит окажется своего рода божьим избранником, как некий инструмент, выполняющий волю бога на земле, а может и являющийся его частью (Глава 3)…
Ю.О. Липовский, в добавление к теме, пишет: «Камень на Востоке – живое существо. Он рождается, живёт, умирает и вновь рождается в новой жизни. Камень хранит тысячелетнюю информацию и потому обладает огромной силой!» ([20], стр. 14). В своей книге «Найди свой камень» он говорит о лазурите, как о камне неба: «В Древнем Египте … лазурит почитался посланцем Богов. *** В «Аюрведе» о лазурите сказано, что это небесный камень, содержащий в себе эфир и огонь. Он укрепляет физическое тело, ум и сознание, применяется для стимуляции организма, лечения различных глазных болезней. *** Лазурит – особый дар Космоса нашей Земле, он полезен всем людям, ибо призван помогать им и делать их совершеннее» ([06], стр. 127-128).
Если обратиться ко второму названию бехелита – Яйцо Императора- то тут символика следующая: «Яйцо - …олицетворение макро- и микрокосмоса, сокровенного знания (скорлупа, внутри которой скрыто нечто) *** В «Вишнупуране» сказано: «Это великое яйцо, состоящее из элементов и покоящееся на водах, было прекрасным естественным пристанищем Вишну, и здесь-то Вишну …приобрёл образ ощутимый, воспринимаемый чувствами… В яйце этом были континенты, и моря, планеты, и части вселенной, и боги, и демоны, и человечество» ([08], стр. 597-598).
То, что амулет выполнен в виде человеческой головы, тоже, скорее всего, не спроста: «Голова. Платон в «Тимее» утверждал, что голова человека является символом мира. То есть голова уже в античности трактовалась как сфера «земного» божественного, принадлежащая верхней, священной половине человеческого тела (то, что до пояса, - священно; то, что ниже пояса, - бесовское). Голова – главный член тела, она управляет всеми прочими его частями» ([08], стр. 563).
Завеса тайны над происхождением Яйца Императора чуточку приоткроется чуть позже, в эпизоде, где Гриффит общается с Богом… Пока важно знать лишь то, что бехелит сыграл немаловажную роль в судьбе всех людей, окружавших Гриффита, и в том явлении, что зовётся Затмением…
На этом сам бехелит оставим в покое, и обратимся немного к сюжету… После поражения от меча Гаттса, Гриффит впадает полное отчаяние и безрассудство… Покинутый своим фаворитом, под покровом ночи он проникает в спальню принцессы Шарлоты, и, овладев ею, оказывается схваченным придворной стражей… ([47], эпизод 19, «Прощание») Остатки Ястребов, понеся огромный урон и оставшись без лидера, вынуждены пуститься в бега… Командование берёт на себя Каска - в течении целого года она лезет вон из кожи, чтобы хоть как-то сохранить команду и организовать побег Гриффита из заточения, надеясь повернуть все обрушившиеся несчастья вспять… Между тем о лидере Ястребов ничего не известно, за исключением того, что из темницы уже несколько месяцев не слышно ни стонов, ни криков… - возможно даже, что он давно умер от страшных пыток ([47], эпизод 20, «Искры пламени», эпизод 21, «Признание»).… Случайно услышав о засаде на банду под предводительством женщины-воина, Гаттс немедленно отправляет на их поиски… Разгромив засаду, он с ужасом обнаруживает горстку своих друзей и измученную жизнью в бегах Каску… Впервые узнав все подробности годовалых событий, Гаттс во что бы то не стало решает вытащить Гриффита… Но когда он его находит, в глубокой тёмной камере, то не может поверить в то, что это тощее, обезображенное тело на каменном полу, с огромным шлемом на голове, неспособное даже пошевелиться – не то, чтобы стоять на ногах, принадлежит тому самому Гриффиту, тому энергичному, харизматичному и полному жизни и планов лидеру, которого он знал когда-то… Гаттс пожалуй впервые не сдерживает слёз, после чего, зажав в своих руках-тесках гигантский кусок металла, именуемый мечом, выносит Гриффита наружу, уничтожая всех и вся на своём пути… ([47], эпизод 22, «Вторжение»).… Когда бывший лидер попадает в лагерь Ястребов, надежда её членов на возрождение окончательно умирает: изрезанное и исколотое высохшее тело, обезображенное лицо, перерезанные сухожилия на руках и ногах, отрезанный язык… - вот то, что осталось от вождя легендарной банды… Кстати говоря, бехелита с хозяином давно уже нет – его почти сразу же после задержания сорвали с шеи Гриффита и выбросили в канализацию… Возникает такое положение, что если Гаттс в очередной раз уйдёт, банда обречена на медленное и жалкое вымирание… Гаттс не знает, как ему лучше поступить в сложившейся ситуации, и Каска, к тому же, с которой у них только наладились любовные отношения, тоже считает себя должницей Гриффита, считая, что не может его оставить…