Смекни!
smekni.com

«Философия культуры» (стр. 8 из 13)

Появляется такая догадка, что в это место забрасывают людей, находящихся на границе жизни и смерти, чтобы дать им второй шанс… Но это возвращение нужно заработать, пройдя ряд испытаний и набрав определённое колличество очков…

Люди перемещаются из комнаты в назначенное место, на поверхности шара запускается таймер, и вперёд - начинается зловещая игра Гантца…

Важно то, что находясь во внешнем мире, игроки Гантца не могут удаляться друг от друга дальше положенного каким-то данным уровнем расстояния (иными словами – сбежать) – в противном случае они уничтожаются, выходя тем самым из игры… Есть и положительные моменты: если серьёзно израненный игрок доживает до завершения миссии, законченной кем-то иным, то обратно в комнату он возвращается в полном здравии (если даже он теряет конечности – они восстанавливаются); колличество игроков регулируется, т.к. их ряды постоянно пополняются новыми участниками… Кстати, для обычных живых людей игроки абсолютно невидимы (игроки же видят всё: и живых, и тонкие астральные сущности), хотя иногда они чувствуют их присутствие и ощущают на себя какие-то действия с их стороны…

По окончании каждого задания игрок возвращается к своей «почти» обычной жизни, до того момента, как назреет следующее задание и его телепортируют в комнату…

Здесь всё достаточно запутанно, т.к. вновь встаёт вопрос о реальности этого внешнего мира… Но всё таки то, что этот мир иллюзия – вероятнее всего… В процессе просмотра сериала становится очевидным, что эти «отпускные» домой – часть всё той же игры… С помощью этой иллюзии Гантц подкрепляет надежду игрока на возвращение, тем самым стимулируя его к более активной и зрелищной игре… С другой стороны, так же очевидно, что живые близкие игроков чувствуют при этом их присутствие (например, младший брат Катто)…

Таким образом, перед нами вновь предстаёт промежуточный мир бардо…

Характерно то, что Кейтян начинает как бы по-настоящему жить только после гибели… Всё происходящее с ним открывается нам именно в мире игры Гантца, где Кейтян и проявляет себя самым активным образом, чего совсем не было в статичном мире живых… Раскрытие характера, переживания, страхи, стремления, ценности, в конце концов, действия и события – вся его полноценная, насыщенная жизнь – именно здесь!… Может быть, Кейтян обретает со смертью то, чего ему всегда не доставало в жизни, что, тем не менее, никак не сказывается на его желании вернуться назад…

По сути, самое сильное, что связывает Кейтяна с прежней жизнью – это его воспоминания о детстве, где он был настоящим героем («Кейтян, ты по-настоящему крут!»…)… независимой, смелой, самодостаточной и живой личностью… Личностью, которая медленно переставала оставаться собой (заминки в метро перед гибелью – яркая тому иллюстрация)… Кейтян становился всё дальше и дальше от себя, зарываемого в какие-то дебри подсознания, и лишь очутившись в «бардо» он смог обрести себя заново, вернуться к настоящей жизни…

То, что жизнь после смерти ставится здесь выше земной, что она более значима, становится более очевидным особенно в тех эпизодах, где Кейтян влюбляется, получает свой первый сексуальный опыт, находит и теряет друзей и возлюбленных, которых ТАМ у него никогда не было…

Можно сделать вывод, что для авторов манги и сериала существование после смерти является первичным по отношению к земной жизни… Что наша жизнь – пусть не иллюзия, но всего лишь мгновение перед лицом грядущей Вечности…

Вечность… понятие вне времени, вне каких бы то ни было ограничений… Ограничения и, следовательно, время присущи только земному существованию, и в конечном итоге Кейтян их снимает с себя (развитие этой темы см. в Главе 3)

Кстати, понимание земного времени в «ГАНТЦе» абсолютно идентично этому пониманию в «Берсерке»… Оно статично…

Как и в «Берсерке», на фоне основной проблемы возникают некоторые нюансы…

Один из таких нюансов – старуха, которую Кейтян встречает на пироне ещё будучи живым, а уже позже, в реальности Гантца… Этот образ может олицетворять собой как смерть, так и её предвестника – некое пограничное существо, обитающее на стыке 2х миров (вспомним аналогию с коноплинным кустом -)… Отсюда следует, что две рассматриваемые реальности могут пересекаться!..

Другая проблема – прохождение через комнату всех, кто оказался свидетелем трагедии в метро… Получается, что все эти люди тоже погибли, причём в короткий срок… Тут так же на помощь приходит ветвящаяся Вселенная (а может, иллюзорная реальность Гантца?), модель которой допускает такие «перевёртыши» (т.е., в одной Вселенной живы все, кроме Кейтяна; тут же в пользу погибшего разворачивается новая, в которой спасается только он)…

Третий нюанс – это в большей части случаев нелепые, глупые смерти… С одной стороны, их как будто бы можно было бы избежать, но с другой – это абсолютно невозможно, т.к. даже всемогущий Гантц не балует никого bonus’ами… В частности, в подтверждение этому служит уже упомянутая старуха, как предвестник скорой гибели… Вот тут уже открывается следующая тонкость – тема судьбы, причём, в отличии от расплывчатого понимания судьбы «Берсерка», эта судьба вполне конкретная и представляет собой необратимую предопределенность… В конце концов, как бы спасённый ценою 2х жизней бомж вскоре так или иначе погибает не менее жёсткой смертью – его убивают малолетние подонки…

Кстати, эти же подонки тоже попадают в группу Кейтяна, будучи убитыми… Тут в глаза бросается то, что самыми бесцеремонными и холодными игроками становятся те, кто погиб насильственной смертью… Это относится даже к нормальным гражданам, которые начинают тяжко сожалеть о том, что не дали должного сопротивления и так легко дались смерти («В следующий раз – ЖИВИ!»)…

Некоторые игроки с большой лёгкостью выполняют условия игры, продолжая делать то, что они делали при жизни… Это даёт нам маленькую лазейку в мир живых, о котором здесь так мало говориться… В финальной серии подросток, убивший бомжа, оправдывает свои многочисленные убийства тем, что так он реагирует на современное общество и государства, использующие те же методы, только уже в глобальном масштабе:

«В странах, где идёт война, есть только одна правда… Ты что, новостей не смотришь? На Ближнем Востоке, в Палестине, в Чечне… Я не много знаю об этом, но там целые армии убивают кучу людей! Разве там убивают не просто следуя приказам? Америка послала свои войска атаковать Ирак и там стольких поубивали. Разве нет? Разве можно сравнить это с теми немногими, которых убил я? Ради убийства одного единственного террориста они приносят в жертву тысячи невинных людей!!! Почему же ты обвиняешь меня, если я убил всего нескольких?! *** Во всём мире каждый день убивают тысячи людей… Что плохого в том, если из-за меня сдохнет ещё парочка? *** Я убивал прежде, чем убьют меня!» ([59], эпизод 26, «ЖИВИ!»)… Налицо – критика авторами внешней политики США, выраженная гипертрофированным образом малолетнего маньяка, ищущего поводы для своих открытых злодеяний… Его аргументации в чём-то созвучны позициям битников: «Литературные представители битничества тоже встают на строну огромного и постоянно растущего числа малолетних преступников, воспевая их молчаливое презрение к суду. Ведь кто, заявляют битники, обвиняет этих молодых людей в индивидуальных преступлениях? Их обвиняет и хочет приговорить орган того самого общества, того самого государства, которое привело к первой и второй мировым войнам, к атомному ужасу, к жизни под постоянной угрозой. Если представители этого государства, заявляют битники, возмущаются преступлениями и карают их, то в ответ можно лишь насмешливо пожать плечами, храня ледяное молчание» ([10], стр. 329)… «Чудовищная перспектива адской бомбы помогла битникам занять мятежную, но безответственную позицию» (Джеймс Ф. Скотт). Поскольку старшее поколение дало человечеству Хиросиму, битники считают, что имеют право – как собачка из стихотворения Лоренса Ферлингетти - рассматривать любой символ авторитета как очередное дерево, у которого можно задрать лапу» ([10], стр. 330)

«Есть в этом мире что-то забавное, раз выживают такие убийцы, как я, а не такие «правильные», как ты…» - уже в открытую обращается убийца к Кейтяну…

На что последний отвечает:

«Зло живёт совсем не в Гантце, а в таких ублюдках, как ты»

Глава 3.

Представления о Боге...

§1. Berserk”: "Желанный бог..."

Представление о Боге, Голос которого герои слышат, попав в «бардо» Затмения, частично раскрывается уже во 2ой Главе… То, что Он присутствует в этой ужасной обители, уже вполне конкретно наводит на мысль, звучащую в самом начале сериала и манги…