Смекни!
smekni.com

«Философия культуры» (стр. 9 из 13)

В эпизоде, где Гаттс и Гриффит впервые встречаются после битвы с Зоддом (на территории замка Мидланда), между ними происходит следующий диалог:

Гриффит: - Зодд. Не верится, что такая тварь существует. Это словно кошмарный сон. С другой стороны, это доказывает, что в нашем мире существуют вещи, в которые трудно поверить. Например… то, что называют… богом.

Гаттс: - Или… Дьяволом?

Гриффит: - Хммм. Это наверняка одно и то же.

([26], berserk-v05c08p231rus, berserk-v05c08p232rus, «Мастер меча I»)

Такая позиция по отношению к Всевышнему отсылает нас к средневековой болгарской ереси богомилов… Согласно их представлению, именно Дьявол (Сатанаил) изначально являлся творцом нашего мира и людей как своих дубликатов, и Бог к этому совершенно не причастен, за исключением акта дарования человеку души… Апостол Слэн, наблюдая за страданиями Гаттса в сцене насилия Каски перевоплощенным Гриффитом (см. прил. 5), не спроста произносит такую фразу: «Как прекрасно… сколько чувств… Любовь, ненависть, боль, наслаждение, жизнь и смерть – всё здесь. Это так по-человечески… Так по-дьявольски!…» ([29], berserk-v13c07p144rus, «ПОСЛЕДНИЙ ВЗГЛЯД ПРАВОГО ГЛАЗА»)

Жилище Сатаны, по утверждению богомилов - Иерусалимский храм, ангелы его разместились по всему земному шару, где только есть алтарь и святоша - ближайший друг и слуга Сатаны ([21]). Теперь становится очевидным, почему двое (!!!) из апостолов Руки Бога имеют внешние сходства со священнослужителями…

(Небольшая историческая справка:

Первые упоминания о еретической секте богомилов мы находим в письме константинопольского патриарха Феофилакта царю болгарскому Петру, датированном серединой Х века. Существование секты наблюдается приблизительно с IX по XIV век, до тех пор, пока не приходят турки и убивают всяческую политическую и экономическую свободу Болгарии, "страны еретиков". В этот момент всё смешивается: там, где раньше были православные и отступники, оказались единые в горе братья-соотечественники. Христиане сбиваются в кучу, теперь называясь попросту - "неверными" ([21])…)…

Лишение Дьяволом статуса Бога происходит с приходом христианства… «…главное отличие христианского дьявола от дохристианских представлений о верховном духе зла заключается в том, что христианский дьявол – не божество, но падшее творение Бога, который обращает против Бога полученную от Него силу, однако всеми своими происками лишь содействует исполнению Божественного замысла. Его жребий, говоря словами Гёте, - «творить добро, всему желая зла». *** Каббалисты утверждали, что дьявол – эманация «левой» стороны божества, из чего следовало опять-таки, что мировое зло порождено мировым благом и находится внутри божественной полноты. *** Новозаветный дьявол отсечён от горнего мира, он является лишь «князем мира сего» (Ин 12:31)» ([08], стр. 159).

Но это лишь одна сторона проблемы…

То, что Дьявол и Бог предстают в «Берсерке» как одно Лицо не так важно, как те тонкости, которые раскрываются в диалоге Гриффита и Бога:

Гриффит: - …Бог?

Бог: - Добро пожаловать, человек.

Гриффит: - Ты - Бог?…

Бог: - Идея… Желанный бог. Идея зла.

Гриффит: - Бог… Это – бог? Этот громадный сгусток плоти?…

Бог: - То, что ты видишь – лишь часть меня. Моё ядро. Оглянись вокруг…

Гриффит: - Что это…?!

Бог: - Океан чувств, таящийся в глубине души каждого человека. Сознание, вышедшее за пределы отдельной личности. Сознание всего человечества - …тёмная сторона это бурлящего океана. Я зародился в его глубине, …как эго этого мира.

Я – этот мир.

Тьма, живущая в сердце каждого человека.

Идея зла – это и есть Бог.

Гриффит: - Бог… это…

Значит ли это, что бога – создали люди?

Что сами люди желали этого?

Этот ужас?

Это… это похоже на…

Бог: - АД.

Кое-кто считает именно так.

Апостол: - Ад…Ад…

Бог: - Это только верхний слой из множества сознаний…

Но тебе известно, что это место – худшее, что есть в людях.

Жестокость и одиночество…

Это место наполнено всеми грязными и тёмными чувствами…

Это подлинная человеческая натура…

Гриффит: - Да… это правда…

Это… во мне… я… чувствую это…

Но почему?

Почему ты появился на свет?

Зачем люди породили такого бога?

Бог: - Люди хотели видеть причины.

… причины для боли, причины для грусти, причины для жизни, причины для смерти…

Почему их жизнь наполнена страданиями?

Почему их смерть бессмысленна?

Они хотели оснований для судьбы, которая выходила за пределы их понимания…

Гриффит: - И это был… Бог…

Бог: - И я создал их.

И хотя я был сотворён людьми, я управляю судьбой…

…подчинив себе волю человеческой сущности…

Я соткал судьбу каждого из людей.

Гриффит: - Значит ли это… что ты управляешь и моей судьбой? Что это ты в ответе за то, что всё сложилось таким образом?

Бог: - Твоё появление здесь было предначертано давным-давно.

Влияя на сознание людей, смешивая кровь, я создал род, в котором ты смог родится.

Я проложил путь ко времени, в котором ты был рождён.

Я управлял историей и создал подходящее окружение для тебя.

Все встречи на твоём пути, случившиеся так давно, тоже были частью пути, по которому ты пришёл сюда.

Гриффит: - …судьба… моя…

Бог! Чего ты от меня хочешь?

Бог: - Будь… тем, кем ты хочешь!

Я живу в глубине твоего сердца, я часть тебя.

И твоё сознание – это часть меня.

Твои желания – это и мои желания.

Принесут ли они человечеству боль или спасение…

Бог: - Делай, что желаешь, избранный.

Возьми с собой силу тех чувств, которыми наполнен этот внутренний мир, и смени плоть, бывшую твоим телом, на облик, подходящий к твоей цели.

([29], berserk-v13c83p01rus, berserk-v13c83p02-3rus, berserk-v13c83p04-5rus, berserk-v13c83p06rus, berserk-v13c83p07rus, berserk-v13c83p08rus, berserk-v13c83p09rus, berserk-v13c83p10rus, berserk-v13c83p11rus, berserk-v13c83p12-13rus, berserk-v13c83p14rus, berserk-v13c83p15rus, berserk-v13c83p16rus, berserk-v13c83p19rus, «Бог хаоса»)

Из вышеприведённого диалога следует, что Бога создали люди, а Бог, в свою очередь, создал людей… Такой некий причинно-следственный - следственно-причинный круговорот, похожий на круговорот сюжета в «Планете обезьян» П. Буля, где высокоразвитые шимпанзе из будущего: Зира и Карнелиус, вернувшись в прошлое своего же мира, послужили зачинателями того мира, из которого они прилетели (стали предками самих же себя)… Ещё более ярким примером служит картина Х. Хартли «Книга жизни»: смысл диалога, который происходит в русском баре между Дьяволом и Христом, сводится всё к тому же… Дьявол упрекает Христа за то, что он дал человеку душу, на что Христос возражает, что если бы он этого не сделал, люди не придумали бы их!.. Всё это, опять таки, созвучно с ересью богомилов…

Более того, получается, что Бог – это что-то личностное для каждого отдельного человека – его внутренний, психический мир (в случае Гриффита, возможно открывшийся ему в бардо момента смерти…)…

Итак, здесь мы невольно приходим ещё к одной категории - понятию судьбы… Но прежде чем затронуть эту проблему, необходимо сначала рассмотреть ещё одну деталь, одно важное понятие, - такое как Длань Господня

Понятие это, скорее, метафорическое, хотя в эпизодах с «бардо» она возникает, точнее даже вырастает в вполне конкретном виде (см. прил. 6)… Внутри этой гигантской руки и формируется новое тело перерождающегося Гриффита – последнего апостола этой самой Руки Бога… Эта гигантская рука как таковая ничего, кроме гипертрофированной символики значения всего происходящего в «бардо», не несёт… Само же понятие Длани заключается в пяти её апостолах… Четверо из них были изначально – в манге им соответствуют имена: Конрад, Убрик, Слэн (женщина-апостол) и Войд ([29], berserk-v13c06p114rus, «Рождение»)… Пятым же апостолом становится Гриффит, получивший (опять таки, только в манге!) новое имя – Фемто, Крылья тьмы ([29], berserk-v13c06p115rus «Рождение»)… Если брать во внимание визуальные ассоциации, то все эти пять апостолов олицетворяют: женщину, священнослужителей или монахов (их там 2е, что может означать принадлежность их 2м разным ветвям…), философа или учённого (апостол с зашитыми глазами и огромным открытым мозгом) и воина… Таким образом выходит, что, т.к. вместе эти пять ангелов образуют Руку Господа, то они являются некими посредниками, инструментами Всевышнего, с помощью которых Он влияет на судьбу мира, ход вещей в нём… Грубо говоря, миром владеют, правят и движут святоши (религия), женщины (м/б любовь, секс, и т.д.), учённые (наука) и воины-полководцы (войны)… Бог правит и движет посредством этих 5ти прослоек человеческого общества…

Всё это очень похоже и очевидно идёт от исламской Длани господней… «Исламская «рука Фатимы» олицетворяет Руку Божью, божественную силу, провидение и щедрость. Большой палец означает Пророка, другие пальцы – четырёх его товарищей: указательный – Фатиму; средний – Али, её мужа; безымянный и мизинец – Хасана и Хусейна, их сыновей. Эта рука символически провозглашает пять основ ислама: веру, молитву, паломничество, пост, милосердие ([08], раздел «Человек и его тело», стр. 566)….

Таким образом, мы подходим к слогану сериала и к понятию судьбы…

Суммируя все существующие переводы, звучит этот слоган приблизительно так:

«В этом мире судьба человечества определяется некой абстрактной сущностью или законом, …а может Рукой Божьей на небесах?..

Так или иначе, истина лишь в том, что человек не способен сам даже изъявлять свою волю, и не имеет никакой реальной власти над своей судьбой…»…

Дзэн-буддизм чистой воды…

Вспомним ещё раз реплику Бога: «Твоё появление здесь было предначертано давным-давно. Влияя на сознание людей, смешивая кровь, я создал род, в котором ты смог родится. Я проложил путь ко времени, в котором ты был рождён. Я управлял историей и создал подходящее окружение для тебя. Все встречи на твоём пути, случившиеся так давно, тоже были частью пути, по которому ты пришёл сюда» (см. выше).