Смекни!
smekni.com

«Философия культуры» (стр. 1 из 13)

Федеральное агентство по образованию ГОУ ВПО

Саратовский Государственный Технический Университет

Факультет управления социальными системами

Кафедра культурологии

Массовая культура Японии сквозь призму

анимационных сериалов и манги.

[“Berserk”.

“GANTZ”.]

Курсовая работа по дисциплине «Философия культуры»

Выполнил:

студент 3го курса

Пикуль А.А.

Научный руководитель:

Трунёв С.И.

САРАТОВ 2007

СОДЕРЖАНИЕ:

Введение с. 3-6

Глава 1. Образ героя…

§1. Berserk”: Неистовый с. 7-12

§2. Gantz”: "Кейтян, ты по настоящему крут!.." с. 13

Глава 2. Мир земной и мир загробный...

§1. “Berserk”: Затмение с. 14-20

§2. Gantz”: "Мы обязательно вернёмся живыми..." с. 21-24

Глава 3. Представления о Боге...

§1. Berserk”: "Желанный бог..." с. 25-29

§2. Gantz”: "Гантц, уродец!.." с. 30-33

Заключение с. 34-36

Список используемой литературы с. 37-40

Приложение с. 41-47

Введение

В мир японской анимации я погрузился сравнительно недавно… Сложно сказать однозначно, с чем это «погружение» связано: с людьми ли, окружающими меня в последнее время, с засильем аниме-сериалов как на телевидении, так и на стеллажах CD/DVD-маркетов, или, что вероятнее всего, с осознанием кризиса как нашей, так и западной анимации, которой нас, тем не менее, усердно продолжают пичкать, «заворачивая» идентичные друг другу продукты в разные фантики… Так или иначе, мне это, видимо, предстоит выяснить в процессе работы… Хотя, естественно, это никак не входит в те задачи, которые я собираюсь ставить в данной курсовой…

Бешеная популярность аниме и манги (книги комиксов, зачастую ложащиеся в основу полно- и короткометражных мультфильмов) на Западе, в нашей стране… да что там говорить – во всём мире!, очевидна… Так же очевидно, что сей факт порождён повышенным интересом к культуре Востока и, в частности, проникновением на ранее «непросвещённые» земли культовых, доселе недоступных лент, к всеобщему удивлению продемонстрировавших, что рамки аниме гораздо и гораздо шире всех этих идиотских «Покемонов» и девчачье-школьных «Сейлормун»…

Это всё понятно… Но вот конкретные причины такого завышенного в наше время интереса к аниме остаются не совсем ясными. В общих чертах конечно понятно, что не смотря на такую общественную мобильность и глобальную информатизацию человеческого общества Япония по-прежнему остаётся страной с очень самобытной, загадочной, неоднозначной и не до конца понятой культурой, ментальностью и мировоззрением… Но это лишь то, что лежит на поверхности, поэтому основной целью данной работы я ставлю выяснение именно тех причин, что заставляют миллионы современных людей разных возрастных категорий так «трепетать» (в хорошем смысле этого слова) перед голубыми экранами с двигающимися в них странными, крикливыми, с неправильными пропорциями лица персонажами, невероятными существами, монстрами, механизмами, конструкциями, и т.д. и т. пр.… Что в этих мультфильмах есть такого, чего нет больше нигде? Что именно привлекает всех этих людей? Чего им всегда не доставало в неяпонской анимации, но что в полной мере присутствует в японской?

Получается, что всем нам (не японцам) не достаёт именно той самой японской культурности, …ведь все эти мультики в первую очередь создаются для потребления японским массовым человеком… с расчётом именно на родную ментальность, традиции, мировоззрение и потребности…

Тогда тут встаёт ещё одна проблема: кто он такой, этот японский массовый человек? Что он из себя представляет и чем отличается от массового человека, скажем, европейского, о котором рассуждает Х. Ортега-и-Гассет, говоря, например, что европейские массы довольно агрессивно реагируют на новые искусства, причём причинной этого является «неспособность рядового зрителя увидеть произведение как таковое, вне его «человекоразмерного» содержания», и что это «новое искусство понимают лишь те, кто наделён художественной восприимчивостью»? ([13] стр.54) Это можно справедливо сказать про кого угодно, но только не про японцев, с художественной восприимчивостью которых всегда всё было более чем в порядке, и которые любые новшества всегда принимали на «Ура!» и воспринимали раньше всех остальных (кстати, именно в Японии были созданы наиболее радикальные и экстремальные музыкальные направления, и именно там же всегда проходили самые успешные концерты первопроходцев музыкального мира – для того, чтобы в этом убедиться, достаточно лишь просмотреть дискографии любых фундаментальных, экс - маргинальных коллективов)…

В общем получается, что т.к. вся рассматриваемая мультипликация ориентирована на «родную массу», то, проанализировав данный продукт массового потребления, проведя параллели и выявив его основные, наиболее характерные особенности, мы можем попытаться хотя бы немного приблизиться к пониманию поставленного выше вопроса… Так сказать, «пойти от противного»…

В таком случае выстраивается следующая цепочка моего исследования:

выявление, анализ и характеристика фундаментального мировоззренческого содержания аниме / манги - характеристика современного японского массового человека / массовой культуры - ответ на главный вопрос работы: какова же причина такой дикой популярности данных жанров искусства во всём современном мире?

Понятно, что все сериалы и комиксы рассмотреть не реально в принципе, т.к. их производство давно перешло на конвейерное…. И для того, чтобы постараться решить хотя бы часть поставленных задач, я решаю рассмотреть 2 абсолютно разных, но культовых во всём мире сериала, принадлежащих по анимационным меркам разным эпохам (моменты их создания разделяет целое десятилетие)… Причём и один, и другой были сняты по манге, так что здесь я убиваю двух зайцев сразу…

Сразу же считаю обязанностью отметить, что я вовсе не являюсь, если вдруг покажется, аниме-фанатиком (каких, кстати, в Саратове пруд пруди) и не считаю себя каким-то анимеманом, знатоком, и т.д. Так что никакими специальными терминологиями я оперировать не буду, так как в принципе даже и не владею этой базой как простой любитель. В общем-то, тема меня эта заинтересовала как раз таки именно по-любительски, так как на данном уровне знания она оставляет бесконечную и всё расползающуюся широту открытости многих вопросов, ответы на которые для кого-то могут показаться очевидными… Мне интересно раскрыть для себя Японию как-то именно по своему, со своей наблюдательской точки зрения, практически ни на какой строго специальной литературе не базирующейся… Меня, если честно, не так волнует чистая теория, ограничиваемая не всегда справедливыми обобщениями и терминалогиями (тут на память сразу приходит разговор на лекциях по философии культуры, когда мы говорили о Хайдеггере и сравнивали два типа мышления, в лице японского и европейского поэта), как суть, внутреннее мировоззренческое содержание, скрытое под всем этим. Японцы всегда привлекали и поражали меня своей культурой, своим искусством, будь то литература, живопись, архитектура, кинематограф или вот теперь анимация, …поэтому мне хотелось бы как-то больше углубиться в их философию, как-то приблизиться к пониманию японской культуры в целом…

Итак, возвращаясь к рассматриваемым сериалам…

Во-первых, это мой по настоящему гениальный, никем пока не превзойденный фаворит «Berserk» («Неистовый») - сериал, вышедший на экраны в далёком 1994 году (реж. Наохито Такахаши / Naohito Takahashi), и очень близко снятый по мотивам манги “Hakusensha” («Молодое животное») Кентаро Миуры (Kentaro Miura) (кстати, до сих пор ещё рисующейся, и, следовательно, не законченной), ставшей более менее доступной благодаря Всемирной Паутине … Прототип «…животного» был нарисован Миурой аж в 1988 г. во время его учёбы в университете, и стал основой для манги «Берсерк». Он, несомненно, в чём-то отличается от опубликованной манги: в прорисовке, в мировоззрении героя и т.д., но всё равно его можно разглядеть в том «Берсерке», которого мы знаем, или узнаем на последующих страницах… ([45] Berserk_Prototype_p00-rus) К основному сюжету, тематике, обрисоваемой эпохе, духу и концепции «Берсерка» я ещё вернусь на этих страницах, так как без этого обойтись ну никак не получается!..

Второй сериал / манга – «GANTZ», снятый Иширо Итано (Ichiro Itano) на знаменитой студии GONZO в 2004м году, по тогда ещё не законченной одноимённой манге Оку Хиройи (Oku Hiroya). В отличие от «Берсерка», «Гантц», благо, в видео версии (чего не скажешь о манге) закончен – тут нужно отдать должное сценаристу (Togawa Seishi), блестяще домыслившему последние эпизоды сериала. Правда, и это будет ясно к концу работы, легче от этой законченности европейскому зрителю отнюдь не становится (это свойственно практически любому аниме), что, вероятно, и является одной из основных причин такой притягательности этих сериалов.

Заходя немного вперёд, важно отметить абсолютную разность тематики двух данных аниме… Но, так или иначе, как бы они друг от друга не отличались, оба они пронизаны единой культурой, ставящей их в один ряд и идейно объединяющей в единое целое через определённые мировоззренческие элементы. Таковых несколько, но я берусь анализировать эти сериалы со следующих основных позиций: образ героя, видение мира, отношение к смерти, время, судьба и образ бога… При этом, дабы уж совсем не дробить и разбрасывать свой несчастный текст, категории «видение мира», «смерть», «время» и «судьба» я объединяю в единый пласт «видение миров (мира земного и мира загробного)» в мировоззрении современных японцев, отражённое в изобразительно-литературном и анимационном искусствах…