Основными культурными характеристиками этнической группы, по П. И. Кушнеру, являются язык и самосознание. Язык выступает в качестве определяющего маркера той или иной группы. Большую роль в проявлении этнических границ П. И. Кушнер отводит национальным отношениям[30].
Другой исследователь М. М. Бахтин говорит в первую очередь о культурных границах. Любая культурная область имеет свои границы и может быть понята только в рамках этих границ. При этом, по мнению М. М. Бахтина, нельзя говорить о внутренней территории той или иной культурной области. Она, равно как и любой культурный акт, находится на границах[31].
Таким образом, первостепенное значение для М. М. Бахтина имеют именно культурные границы. Продолжая его логику, можно сказать, что этнические группы невозможно понять в отрыве от их границ. Именно на границах происходит организация этих групп. Граница придает им институциональную форму, а культурное содержание не имеет первостепенного значения.
Современная отечественная наука также не остается в стороне от анализа категории этнических границ. В первую очередь исследователи пытаются применить данную категорию непосредственно к российским реалиям. Акцент делается, прежде всего, на эмпирической интерпретации этнических границ с опорой на фактический материал и данные этносоциологических исследований. Тема этнических границ является достаточно актуальной для такой многонациональной страны как Россия.
Следует отметить, что анализ категории этнических границ в отечественной социологии и антропологии проводится главным образом в рамках концепции социальной и культурной дистанции. Сама этническая граница может быть понята как особый тип такой дистанции. Автор данной работы полагает, что проявление этнической границы на личностном уровне тождественно культурной дистанции, а на уровне этнических групп – социальной. При этом применение подобных категорий при анализе этнических границ позволяет дать им более полную эмпирическую интерпретацию и максимально приблизить к социальной практике. Измеряя социальную и культурную дистанцию, можно косвенно измерить и саму этническую границу.
В целом отечественный подход к категории этнических границ согласуется с концепцией Ф. Барта. Этнические границы и маркирующие характеристики носят ситуативный характер, зависят от политических, экономических и иных конкретных условий[32]. При этом в качестве этнических маркеров, по мнению отечественных исследователей, могут выступать не только какие-то конкретные культурные символы, но и политические представления и ценности[33].
Важно отметить, что проявление этнических границ также различно в зависимости от сферы социального взаимодействия[34]. В частности, Л. М. Дробижева в своем проекте “Национальное самосознание, национализм и регулирование конфликтов в Российской Федерации” измеряет социальную дистанцию (в непосредственной связи с этническими границами) между титульными и русской национальностями в республиках Тува, Саха, Якутия и Осетия по трем аспектам, соответствующим трем сферам социального взаимодействия: профессиональная деятельность, идеологические ориентации, представления о нормативных ценностях. По этим параметрам характеризовался уровень близости-отдаленности выше названных этнических групп.
В целом дистанцированность групп определялась в первую очередь значимостью групповых ценностей. У русских ценности гражданского общества везде по значению выше, чем развитие языка и культуры народа, а у титульных национальностей – наоборот, везде заметно выше последние. Для русских более характерна устремленность в будущее, а для титульных народов – связанность со своим прошлым. Так, мы видим направленность титульных национальностей в первую очередь на свою историю, традиции, культуру и язык. Это обусловлено стремлением сохранить культурные характеристики своей этнической группы. По другим показателям дистанция была слабо выражена[35].
Таким образом, еще раз подтверждается тезис о ситуативности, пластичности этнических границ. В рассмотренном примере в одних сферах они могут быть сильно выражены, в других – нет. В этом же примере мы видим попытку применения категории этнических границ для анализа конкретной ситуации в России и возможности для их определения в рамках социальной дистанции.
На ситуативность этнических границ также указывает В. А. Тишков. Более того, он говорит о том, что “существование этнической общности есть реальность отношений, а не реальность набора объективных признаков”[36]. Предметом этнических границ в первую очередь являются отношения между людьми, в которых эти границы и находят реальное выражение.
Этническая граница четко проявляется между группами в результате межэтнического взаимодействия и контактов. Важным в связи с этим является анализ в отечественной науке так называемой зоны приграничья. “Зона приграничья – это зона наибольшей интенсивности межэтнических контактов и действий пограничных психологических реакций и охранных или заградительных кордонов с каждой стороны”[37]. Зона приграничья – это зона соприкосновения этнических границ контактирующих групп. Она может быть по-разному проинтерпретирована взаимодействующими сторонами в зависимости от представлений о той или иной этнической группе, характере отношений с ней. Так с каждой стороны формируется свое приграничье. Таким образом, имеются следующие аспекты ситуации межэтнического взаимодействия: сама группа, ее границы, этнические маркеры и зона приграничья.
Итак, этническую границу можно рассмотреть как аспект социального взаимодействия. При этом набор значимых символов той или иной этнической группы будет определяться самой ситуацией взаимодействия. Граница, существуя в сознании людей, в то же время составляет реальность отношений и маркеров. Важен в связи с этим, по мнению автора данной работы, отказ отечественных исследователей от поиска иррациональных сущностей существования этнической границы.
Граница выступает в качестве основного инструмента анализа межэтнических отношений. Здесь и находит свое место категория социальной и культурной дистанций, через которые и выражается этническая граница. Но этот подход, по мнению автора данной работы, переводит границу в несколько иную плоскость. В подобном анализе ее конструирует сам исследователь, и роль аналитика, отвергаемая Ф. Бартом, становится доминирующей. И, действительно, возникает вопрос: насколько близка категория этнических границ простому обывателю? На протяжении всей работы главное внимание было сосредоточено на осознании обычными людьми своей этнической идентичности, на том, как конкретно на них отражается этническая граница.
Важно отметить, что российские исследователи, в первую очередь, пытаются обозначить этнические маркеры и выявить основные факторы, влияющие на межэтнические отношения. При этом все это (и маркеры, и факторы) задается изначально аналитиками и затем проверяется на конкретном материале. Так этническая граница становится лишь обобщенной методологической категорией, далекой от обыденной практики.
Членство в этнической группе, по мнению Ф. Барта, определяется самими людьми. Но при этом открытым остается вопрос о значении этого членства для них, о том, кто определяет основные правила этого членства. В. А. Тишков, говоря о роли простых людей в конструировании границ, отмечает, что она есть момент согласия лишь социально активного населения, участвующего в этническом дискурсе[38]. В этом случае речь может идти о лидерах, мобилизирующих этническую группу. Именно они являются социально активным населением, участвующем в этническом дискурсе.
Однако, по мнению отечественных исследователей, в частности Л. М. Дробижевой, “лидеры способны мобилизовать этнические группы только в том случае, если есть соответствующие предпосылки, если группой осознаются в той или иной мере конкретные интересы, которые декларируются лидерами”[39]. При этом речь опять, скорее всего, идет о социально активной части населения, участвующей в этническом дискурсе. Для этого населению не должны быть чужды национальные идеи, они должны осознавать важность этих идей в первую очередь применительно к своему положению.
В качестве основного инструмента, с помощью которого группе удается очертить свои границы, по мнению отечественных исследователей, выступает этничность[40]. Однако подобная заявка, по мнению автора данной работы, может свести на нет попытки эмпирической интерпретации этнической границы. При этом следует еще раз отметить, что, по Ф. Барту, этническая граница и организует этничность, то есть граница существует для этничности, а не наоборот.
Итак, одним из наиболее важных вопросов в анализе категории этнических границ является вопрос их эмпирической интерпретации и применении на конкретном фактическом материале.
Интересной в связи с этим является попытка выявить эмпирические индикаторы этнической границы отечественными исследователями. Эти индикаторы позволяют определить состояние этнических границ между группами. Всего выделяется шесть таких индикаторов: этническая солидарность, эмоциональное переживание этничности, уровень этнической толерантности, психологическое состояние группы, эзотерические и экзотерические культурные характеристики и соответствие между ними, интенсивность и характер этномобилизационных процессов[41]. Первые четыре индикатора являются достаточно субъективными и трудно измеримыми. Последние два более объективны. В целом вышеперечисленные индикаторы также ситуативны и изменчивы. При этом они позволяют оценить характер межэтнических отношений.