Таковы основные положения анализа категории этнических границ в отечественных социальных науках. Изучение границ в российской науке имеют свою традицию. Еще П. И. Кушнер и М. М. Бахтин говорили о них в этнокультурном значении. При этом для М. М. Бахтина граница является первичной и определяющей для той или иной культурной области. Сама эта область находится на границах, то есть этническая группа по логике М. М. Бахтина не может быть понята в отрыве от ее границ.
П. И. Кушнер указывает на ситуативный характер этнических границ. Данное положение характерно и для концепции Ф. Барта. С этим же согласно большинство современных отечественных исследователей. Более того, граница и маркирующие группу характеристики зависят не только от конкретных политических, экономических и иных условий, но и от конкретных сфер социального взаимодействия и различных отношений, в которых непосредственно проявляется этническая граница. Граница выступает как реальность отношений. При этом она может быть сведена к особой методологической категории, конструируемой самим исследователем.
Этническая граница может быть четко обнаружена в результате межэтнического взаимодействия и контактов. Важным в связи с этим является понятие зоны приграничья, где такие контакты и осуществляются. Так имеются четыре основных аспекта ситуации межэтнического взаимодействия: группа, ее границы, этнические маркеры и зона приграничья.
Одну из основных ролей в организации этнических групп и конструировании этнических границ отечественные исследователи отводят социально активной части населения, участвующей в этническом дискурсе. Лидеры при этом способны мобилизовывать этнические группы только в случае, если их цели и интересы близки и понятны целям и интересам простых людей. Однако при этом следует учитывать то, что лидеры и есть социально активное население, участвующее в этническом дискурсе, и их роль в конструировании этнических границ становится доминирующей.
Заключение
Таким образом, в ходе данной работы были проанализированы зарубежные и отечественные концепции категории этнических границ. На основе этого анализа можно сделать следующие выводы.
Этническая граница выступает особой методологической категорией в исследовании этничности и этнической идентичности. Граница есть нечто первичное по отношению к группе. Она придает ей институциональную форму независимо от культурного содержания. Наиболее значимые черты группы выражаются в наборе значимых символов – маркеров, которые могут меняться. По мнению российских исследователей, в качестве подобных маркеров выступают не только конкретные культурные символы, но и политические ориентации, ценности.
Этническая граница не является окончательно оформленной и стабильной. И отечественные исследователи и Ф. Барт указывают на пластичность границ, на их переменный характер. Граница может меняться в зависимости от политических, экономических условий, различных сфер социального взаимодействия и отношений.
Этническая граница отчетливо проявляется в ходе межэтнических контактов. При этом Ф. Барт выделяет три уровня функционирования этнических границ и этнических групп.
Микроуровень – это личностный уровень, восприятие этнической идентичности и границ отдельно взятым индивидом. Это уровень проявления культурной дистанции в интерпретации российских исследователей.
Средний уровень – это уровень собственно этнических групп. Здесь и происходит конструирование этнических границ. Причем большую роль в процессе конструирования и российские исследователи и Ф. Барт отводят простым людям. При этом В. А. Тишков говорит о доминирующей роли социально активного населения, участвующего в этническом дискурсе. Этнические лидеры хотя и способны мобилизовывать группы, но только в том случае (по мнению тех же российских исследователей), если их цели и интересы близки и понятны целям и интересам простых людей. Средний уровень может быть проинтерпретирован в понятиях социальной дистанции.
Макроуровень – это уровень взаимоотношения режимов и государств их представляющих с этническими группами. Именно здесь происходит корректировка идентичности и этнических границ, исходя из целей и интересов государства.
Таким образом, следует еще раз отметить факт пластичности этнических границ. Этническая идентичность способна к трансформации в новые формы в зависимости от этнической среды, в которой развивается индивид. Она не является исконно присущей ему и способна изменяться в течение жизни. Данные факты могут говорить в пользу конструктивистского характера концепции этнических границ.
При этом невозможно адекватно проанализировать и объяснить феномен этничности и этнической идентичности в отрыве от конкретной личности. Многое зависит от ее собственного восприятия своей этнической группы и принадлежности к ней.
Список использованной литературы
Бахтин, М. М. Проблема содержания, материала и формы в словесном художественном творчестве // Бахтин, М. М. Вопросы литературы и эстетики: исследования разных лет. - М.: Художественная литература, 1975. – С. 24 – 50.
Дробижева, Л. М. Социально-культурная дистанция как фактор межэтнических отношений // Идентичность и конфликт в постсоветских государствах / Под ред. Олкотт, М. Б., Тишкова, В. А. - М.: Московский Центр Карнеги, 1997. - С. 44 – 63.
Коротеева, В. В. Теории национализма в зарубежных социальных науках. – М.: Российский гуманитарный университет, 1999. – 140 с.
Лебедева, Н. М. Роль культурной дистанции в формировании новых идентичностей // Идентичность и конфликт в постсоветских государствах / Под ред. Олкотт, М. Б., Тишкова, В. А. - М.: Московский Центр Карнеги, 1997. - С. 64 – 82.
Скворцов Н. Г. Проблема этничности в социальной антропологии. – СПб.: Изд-во С.-Петербургского ун-та, 1997. – 184 с.
Социальная и культурная дистанция. Опыт многонациональной России / Институт этнологии и антропологии РАН. – М.: Изд-во Института социологии РАН, 1998. – 388 с.
Тишков, В. А. Идентичность и культурные границы // Идентичность и конфликт в постсоветских государствах / Под ред. Олкотт, М. Б., Тишкова, В. А. - М.: Московский Центр Карнеги, 1997. – С. 15 – 43.
Хантингтон, С. Столкновение цивилизаций // Полис. – 1994. - № 1. – С. 33 – 48.
Barth, F. Enduring and Emerging Issues in the Analysis of Ethnicity // The Anthropology of Ethnicity. Beyond “Ethnic Groups and Boundaries” / Eds Vermeulen, H., Govers, C. – Amsterdam: Het Spinhuis, 1994. - P. 11 – 32.
[1] См.: Barth, F. Enduring and Emerging Issues in the Analysis of Ethnicity // The Anthropology of Ethnicity. Beyond “Ethnic Groups and Boundaries” / Eds Vermeulen, H., Govers, C. - Amsterdam, 1994. - P. 12.
[2] См.: там же. - С. 12.
[3] См.: там же. - С. 12.
[4] Там же. - С. 12. (здесь и далее перевод автора данной работы)
[5] Там же. - С. 12.
[6] Barth, F. Enduring and Emerging Issues in the Analysis of Ethnicity // The Anthropology of Ethnicity. Beyond “Ethnic Groups and Boundaries” / Eds Vermeulen, H., Govers, C. - Amsterdam, 1994. - P. 12.
[7] Там же. - С. 12.
[8] Там же. - С. 13.
[9] См.: там же. - С. 13.
[10] См.: там же. - С. 13.
[11] См.: Barth, F. Enduring and Emerging Issues in the Analysis of Ethnicity // The Anthropology of Ethnicity. Beyond “Ethnic Groups and Boundaries” / Eds Vermeulen, H., Govers, C. - Amsterdam, 1994. - P. 14.
[12] См.: там же. - С. 14 – 15.
[13] См.: Лебедева, Н. М. Роль культурной дистанции в формировании новых идентичностей // Идентичность и конфликт в постсоветских государствах / Под ред. Олкотт, М. Б., Тишкова, В. А. - М., 1997. - С. 64 – 65.
[14] См.: Хантингтон, С. Столкновение цивилизаций // Полис. – 1994. - № 1. – С. 34.
[15] См.: Barth, F. Enduring and Emerging Issues in the Analysis of Ethnicity // The Anthropology of Ethnicity. Beyond “Ethnic Groups and Boundaries” / Eds Vermeulen, H., Govers, C. - Amsterdam, 1994. - P. 15.
[16] См.: там же. - С. 15.
[17] См.: там же. - С. 16.
[18] См.: там же. - С. 16 – 17.
[19] См.: там же. - С. 16 – 17.
[20] Barth, F. Enduring and Emerging Issues in the Analysis of Ethnicity // The Anthropology of Ethnicity. Beyond “Ethnic Groups and Boundaries” / Eds Vermeulen, H., Govers, C. - Amsterdam, 1994. - P. 17.
[21] Там же. - С. 18.
[22] См.: там же. - С. 18.
[23] См.: там же. - С. 19 – 20.
[24] См.: там же. - С. 20.
[25] См.: Barth, F. Enduring and Emerging Issues in the Analysis of Ethnicity // The Anthropology of Ethnicity. Beyond “Ethnic Groups and Boundaries” / Eds Vermeulen, H., Govers, C. - Amsterdam, 1994. - P. 22 – 23.
[26] См.: там же. - С. 24 – 25.
[27] См.: там же. - С. 26 – 27.
[28] Barth, F. Enduring and Emerging Issues in the Analysis of Ethnicity // The Anthropology of Ethnicity. Beyond “Ethnic Groups and Boundaries” / Eds Vermeulen H., Govers, C. - Amsterdam, 1994. - P. 29.
[29] См.: Социальная и культурная дистанция. Опыт многонациональной России / Институт этнологии и антропологии РАН. – М., 1998. - С. 17 – 18.
[30] См.: там же. - С. 19.
[31] См.: Бахтин, М. М. Вопросы литературы и эстетики. - М., 1975. - С. 24 – 25.
[32] См.: Социальная и культурная дистанция. Опыт многонациональной России / Институт этнологии и антропологии РАН. – М., 1998. - С. 4.