Смекни!
smekni.com

работа (стр. 3 из 7)

Дело в том, что в студийной практике применяется один очень умный принцип для соединительных кабелей. Про витую пару сигнальных линий все уже знают, но вот как припаивать провода на концах проводов - лишь посвященные, да и то не все.

На рисунке ниже показано, как правильно изготовить шнур, который не внесет никакого вклада в качество записи, если он состоит из качественных проводов. В качестве экрана - медная оплетка (желательно, чтобы везде применялась медь!). Сигнальные жилы внутри экрана - витая пара медных многожильных проводов. Подобный кабель лучше купить в каком-нибудь магазине, где продают профессиональные микрофоны, гитары, и т.п. (дешевле обойдется провод, чем помехи). Стоит отметить, что только с микрофоном необходимо столь щепетильно отнестись к кабелю, иначе будете менять микрофонные усилители и сами микрофоны до греческих календ.

сам ПРИНЦИП:

Экран соединен с металлической основой капсюля (если она металлическая) или просто висит внутри корпуса микрофона, а на входе (только лишь на входе!!!) экран соединяется с землей. Тогда помехи и наводки, попав в экран, стекают в одну точку (как бы компенсируются), а не циркулируют по экрану. Экран не должен быть "антенной для помех"!

Запись с микрофона нуждается лишь в частотной коррекции (если АЧХ у микрофона имеет ощутимую неравномерность и спад раньше 18-19 кГц). Кое-кто чистит и шум, но "правильный" тракт до оцифровки менее шумен, чем капли дождя, падающие на подоконник и безжалостно фиксируемые на Ваш микрофон.

5 По характеристикам микрофонов

По электроакустическим параметрам микрофоны разделяют на четыре группы сложности: нулевая (высшая), первая, вторая и третья. Микрофоны нулевой, первой и второй групп сложности предназначены для звукопередачи, звукозаписи и звукоусиления музыки и речи, микрофоны третьей группы сложности - только для речи. Кроме того, по некоторым параметрам микрофоны подразделяются на устройства высшей и первой категории качества.

Основные параметры микрофонов: номинальный диапазон частот, модуль полного электрического сопротивления, чувствительность, типовая частотная характеристика чувствительности, характеристика направленности ...

Номинальный диапазон частот - тот диапазон частот, в котором микрофон воспринимает акустические колебания и в котором нормируются его параметры. для профессиональных студийных целей обычно стремятся использовать микрофоны нулевой группы сложности высшей категории качества, для которых нормируется диапазон частот 20 ... 20000 Гц. Микрофоны первой группы сложности должны иметь номинальный диапазон частот не менее 31,5 ... 18000 Гц, второй группы 50 ... 15000 Гц, третьей группы 63 ... 12500 Гц.

Модуль полного электрического сопротивления (называемого также выходным или внутренним) нормируется на частоте 1 кГц. Сопротивление может быть комплексным или активным. Если оно комплексное и, следовательно, зависимое от частоты, то приводят или модуль на частоте 1 кГц, или среднее значение по диапазону частот. Для микрофонов нулевой и первой групп сложности нормируется значение модуля полного электрического сопротивления 50 Ом и менее, 100 и 200 Ом, а для микрофонов второй и третьей групп сложности также еще и 2 кОм.

Чувствительность микрофона - это отношение напряжения U на выходе микрофона к воздействующему на него звуковому давлению р, выраженное в милливольтах на паскаль (мВ/Па): E=U/p.

Уровень чувствительности - чувствительность, выраженная в децибелах относительно величины Енач = 1 В/Па и определяемая по формуле:

Nм = 20 lgE - 60, дБ,

где Е - чувствительность микрофона, мВ/Па.

Неравномерность частотной характеристики определяется как разность между максимальным и минимальным уровнями чувствительности микрофона в номинальном диапазоне частот и выражается в децибелах:

DN = NMAX - NMIN.

Характеристика направленности
Если микрофон воспринимает одинаково звук со всех направлений (всенаправленный микрофон) это вызывает много проблемм. Во-первых рядом могут находиться другие источники звука (голоса, инструменты), но и зрители которые кашляют, чихают и даже разговариявают между собой, а также в микрофон могут проникать вторичные источники звука, т.е. вредные отражения от стен помещения. Поэтому такие микрофоны используют редко, например для записи хора в очень хорошо звучащем помещении. Самым распространенным типом микрофона с точки зрения направленности является кардиоидный микрофон. Он воспринимает сильнее звуки идущие спереди и слабее те что приходят из других направлений, особенно с его тыльной стороны. Однако за это приходится платить одним недостатком – зависимостью тембра звука от расстояния между источником и микрофоном и от угла поворота микрофона по отношению к источнику. Поэтому исполнитель должен сохранять перед микрофоном строго опреленное положение. С другой стороны при неподвижном источнике звука (ударные инструменты, ф-но, хор, гитарный комб) меняя расстояние и угол поворота кардиоидного микрофона можно «регулировать» тембр звука.
Еще более направленным является суперкардиоидный микрофон, используемый в особо критических ситуациях, приемущественно на концертах. Естественно что недостатки кардиоидных микрофонах еще сильнее проявляются в суперкардиоидных.
И последний тип микрофонов – двунаправленные (направленность в иде цифры 8). С их помощью можно записывать одновременно два источника звука находящихся напротив, например журналиста и приглашенного для интервью, или дуэт. Конденсаторные микрофоны часто имеют возможность переключения или регулировки характеристики направленности, что делает их универсальнее, но и значительно дороже. Нередко фирмы выпускают две одинаковые модели микрофонов, с одним лишь отличием – в «удешевленной» присутствует лишь кардиоидная характеристика направленности. Так что это неплохой путь экономии, учитывая что подавляющее большинство записей делается при помощи именно кардиоидных микрофонов. R(q) - зависимость чувствительности микрофона в свободном поле на определенной частоте f от угла q между рабочей осью микрофона и направлением на источник звука.

Диаграмма направленности - это графическое изображение характеристики направленности, которое чаще всего приводят в полярных координатах.

В качестве примера на рис. 5 приведены три наиболее часто встречающиеся диаграммы направленности микрофонов: а - круговая, б - кардиоидная, в - косинусоидальная.

Рис.5. Типовые диаграммы направленности микрофонов.

6 Устройство и принцип действия микрофонов

Любой микрофон состоит из двух систем: акустико-механической и механоэлектрической.

Свойства акустико-механической системы сильно зависят от того, воздействует ли звуковое давление на одну сторону диафрагмы (микрофон давления) или на обе стороны, а во втором случае от того, симметрично ли это воздействие (микрофон градиента давления) или на одну из сторон диафрагмы действуют колебания, непосредственно возбуждающие ее, а на вторую - прошедшие через какое-либо механическое или акустическое сопротивление или систему задержки времени (асимметричный микрофон градиента давления).

Рис. 6 Устройство микрофонов: а - угольного; б - электромагнитного; в - электродинамического; г - ленточного; д - конденсаторного; е - пьезоэлектрического Большое влияние на характеристики микрофона оказывает его механоэлектрическая часть.

Первым получил распространение угольный микрофон, который и до сих пор используют в телефонии. Действие его основывается на изменении сопротивления между зернами угольного порошка при изменении давления на их совокупность.

Угольный микрофон (рис. 6, а) работает следующим образом. При воздействии звукового давления на его диафрагму 1 она начинает колебаться. В такт этим колебаниям изменяется и сила сжатия зерен угольного порошка 2, в связи с чем изменяется сопротивление между электродами 3 и 4, а при постоянном электрическом напряжении изменяется и ток через микрофон. Если, скажем, включить микрофон к первичной обмотке трансформатора Т, то на зажимах его вторичной обмотки будет возникать переменное напряжение, форма кривой которого будет отображать форму кривой звукового давления, воздействующего на диафрагму микрофона.

Основное преимущество угольного микрофона - высокая чувствительность, позволяющая использовать его без усилителей. Недостатки - нестабильность работы и шум из-за того, что полезный электрический сигнал вырабатывается при разрыве и восстановлении контактов между отдельными зернами порошка, большая неравномерность частотной характеристики и значительные нелинейные искажения.

После угольного микрофона появился электромагнитный микрофон, который работает следующим образом (рис. 6, б). Перед полюсами (полюсными наконечниками) 2 магнита 3 располагают ферромагнитную диафрагму 1 или скрепленный с ней якорь. При колебаниях диафрагмы под воздействием на нее звукового давления меняется магнитное сопротивление системы, а значит, и магнитный поток через витки обмотки, намотанной на магнитопровод этой системы. Благодаря этому на зажимах обмотки возникает переменное напряжение звуковой частоты, являющееся выходным сигналом микрофона.

Электромагнитный микрофон стабилен в работе. Однако ему свойственны узкий частотный диапазон, большая неравномерность частотной характеристики и значительные нелинейные искажения.

В противоположность электромагнитному микрофону чрезвычайно широкое распространение для целей озвучения, звукоусиления получил электродинамический микрофон в своих двух модификациях - катушечной и ленточной.