Правительство РФ
Государственный университет –
Высшая школа экономики
Факультет Прикладной политологии
Кафедра теории и практики рекламы
Курсовая работа
На тему: «Освещение кризиса на телевидении»
Студентка группы № 343
Завьялова Дарья Алексеевна.
Научный руководитель
(доцент)
Борусяк Любовь
Фридриховна.
Москва 2010
Содержание
I. Введение…………………………………………………………….. .стр. 3
II. Освещение кризиса на телевидении………………………………..стр. 8
1. Телевидение как разновидность СМИ. Задачи телевидения…..стр.8
2. Образ власти на телевидении в кризисных условиях………….стр.11
3. Немного о слухах и их роли в период экономического кризиса……………………………………………………………..стр.17
4. Реклама на телевидении во время кризиса. Кризис как бренд…стр.20
5. Как люди воспринимают кризисную ситуацию………………...стр. 24
6. О доверии телевидению и СМИ в целом………………………...стр.25
III. Заключение……………………………………………………………стр.33
Список использованных источников…………………………………...стр. 37
Они все говорят то, что должны говорить. Но раньше-то они вообще молчали.
Николай Сванидзе
I. Введение
Справедливо отметить, что значение СМИ у нас в силу разных причин стало обычным приуменьшать, а если и не так, то воспринимать не слишком всерьёз. Действительно, анализ распространяемых программ, а также их восприятия и понимания различными аудиториями, люди телевидения сводят к процедуре измерения собственной популярности. Каждый профессионал на вопрос: «Что такое для вас телевидение?» — отвечает: «Если в одном слове, то это рейтинг». Аналитики, топ-менеджеры, авторы и редакторы телевидения предлагают рассматривать телевизор исключительно как политическую машину или средство хорошо оплаченного массового развлечения, что, конечно же, является упрощением и принижением его реального воздействия на общество.
В последствии пропадает все многообразие функций ТВ, «…связанных с трансляцией образцов поведения, норм, ценностных систем, в конечном счете определяющих экономическую, социальную, психологическую, а следовательно, и все другие сферы деятельности»[1].
Однако сегодня эмпирическая реальность и предлагаемое телевидением представление о ней — виртуальная реальность — практически неразделимы. Подавляющее большинство зрителей их попросту не различает, тысячи раз в день переходя из одной («полупридуманной», отредактированной создателями телепродуктов) — в другую (всамделишную, неотредактированную).
Нужно признать, что отечественное телевидение получает немалые деньги из бюджета. Тут встаёт вопрос: можем ли мы получить от этого ситуативные пропагандистские эффекты? Нужно сказать, что финансы ТВ по сути своей - копейки по сравнению с его воздействием на качество и стоимость единственно главного богатства - человеческого капитала. Под капиталом подразумеваются в первую очередь мировоззренческие установки населения нашей страны.
Сложно это признать, но мировоззрение - рынок, только очень сложный и неочевидный. Мировоззрение - это рынок смыслов. И, вероятнее всего, лет через 30-40 это гигантское, крайне хитро устроенное, разнообразное производство станет самым дорогим из всех возможных производств. Основными его форматами являются новости, ток-шоу, сериалы, концерты и фильмы чемпионов Венецианского фестиваля после полуночи для элитарной публики. Именно они формируют представление нации обо всём и вся - то, что ФОМ, ВЦИОМ и Левада-Центр затем фиксируют в опросах общественного мнения. К примеру, если в контексте телевизионного эфира персона Ельцина и реформ 90-х годов преимущественно представляются как отрицательное явление российской истории, то в последствии такая точка зрения становится массовой. Если говорят, что кризис нам не грозит, большинство населения успокаивается, не замечая никаких последствий и не пытаясь акцентировать внимание на спровоцированных кризисом проблемах. Или же, если практически все сериалы (2000 серий, 150 названий в год) убеждают вас, что не надо работать, важнее "устроиться", то так вскоре начинает считать большинство. Таким образом, можно сделать вывод, что среди прочих категорий телезрителей «…люди, потребляющие большие объёмы телевизионной информации, склонны культивировать такую же искажённую картину действительности, как и на телеэкране"[2]. Телевидение, надо признать, - главный институт современного управления страны, вот только знание механизмов и последствий этой деятельности, насколько известно, держится в строжайшем секрете.
Назначение всех средств массовой информации, и, в частности, телевидения, – удовлетворение информационных потребностей человека, общества, государства. Это относится и к телевидению, которое отличается лишь тем, что способно распространять информацию полнее, быстрее, достовернее и эмоционально более насыщенно, нежели радио или печатные СМИ. Говоря об информационной функции телевидения, необходимо, вероятно, ограничиться узким и конкретным толкованием самого понятия «информация». Регулярное получение людьми экономической, политической, социальной и культурной информации в современном мире стало нормой жизни. Отсюда проистекает тот факт, что информационные программы являются опорными точками сетки вещания большей части телекомпаний, а все остальные передачи располагаются в интервалах между выпусками новостей. Особого рассмотрения требует акцентированное обращение телеинформации к отклоняющимся от нормы событиям: вооруженным конфликтам, катастрофам, природным катаклизмам и т.д. В настоящей работе особому рассмотрению будет подвержена проблема, да, именно проблема освещения одного из таких, отклоняющихся от норм, события, причём события масштабного, с мировой проблематикой, - экономического кризиса. А именно, освещение этого периода на телевидении. Говорить об актуальности даже не стоит, поскольку это ясно без слов. Все мы в той или иной степени участники эти самых событий, а если и не участники, то, уж точно, наблюдатели. Кризис имеет отношение к каждому из нас, в разной степени, конечно, но, думаю, справедливо говорить, что касается эта ситуация каждого. И телевидение как СМИ с, пожалуй, самым большим охватом аудитории, являясь, в какой-то степени, зеркалом реальности, складывающуюся ситуацию освещает. Мне хотелось бы вникнуть в выбранную тему, пополнить свои знания в этой области, получить более чёткое представление о предмете рассмотрения, сформулировать свою, более аргументированную точку зрения.
Целью данной работы ставлю необходимость выяснить, действительно ли кризис имеет медийную основу, способно ли телевидение оказывать воздействие на наше восприятие кризиса, оценить, насколько велико это влияние.
Задачами, выполнение которых поможет мне достичь назначенной цели, станут следующие шаги:
- уточнение ряда важнейших критериев, относительно места СМИ и, в частности, телевидения в нашей жизни, вообще и, особенно, в период экономического кризиса;
- рассмотрение образа власти на телевидении в условиях кризиса;
- рассмотрение и анализ восприятия и реакции людей на экономический кризис;
- рассмотрение феномена слухов и их роли в период кризиса (необходимо показать, что телевидение в какой-то мере является их "креатором", влияя тем самым на наше отношение к кризису);
- выявление и рассмотрение показателей доверия телевидению;
- рассмотрение телевизионной рекламы и её на нас воздействия.
В процессе исследования будет использован в основном анализ данных, полученных в ходе опросов, также анализ интервью и некоторых публикаций, т.к. открытой и достоверной информации по данному вопросу крайне мало.
На самом деле телевидение - режиссер-постановщик. Отражение реальности представляет собой активный проект, с помощью которого редакторы и продюсеры запускают те или иные сюжеты и убеждения в нашу жизнь. Они исподволь, повторами и очень успешно выращивают в сознании наших соотечественников то или иное понимание происходящего. А затем уже люди "экранизируют", воплощают в жизнь свои устойчивые внедренные ТВ представления.
Совершенно очевидно, что телевидение - производитель значимых смыслов. Таким образом, сам собой напрашивается вопрос: вероятнее всего, для этого самого производства должны быть прописаны свои "правила игры"? Вот только, нужно признать, что ряд обстоятельств препятствует ответу… К примеру, кроме ".... обсуждения личной жизни Тины Канделаки и новостей о том, как "Россия" на Рождество по непонятному рейтингу обошла Первый канал, и прочей скандально-развлекательной чепухи никакого анализа важнейшего идеологического производства вы не услышите. Между тем о долларе, о ценах на нефть и на квартиры нам с экрана довольно серьезно повествуют министры, аналитики, профессора».[3]
Конечно, ситуация нынешних дней в отношении цензуры не так драматична, как в эпоху информационных войн второй половины 1990-х. Но в сегодняшних новостных и аналитических программах всё-таки идёт ежедневная идеологическая работа. Нам не удастся узнать что-либо о последствиях участия России в международном разделении труда или появления у нас транснациональных корпораций, о психологических факторах наемного труда на частных предприятиях, о масштабах и механизмах теневой экономики, о революции в потреблении, о причинах и реальных последствиях экономического кризиса, о реальных прогнозах экспертов… Заказа на такие исследования в стране нет. Всё перечисленное выше не только не рассматривается, но даже всеми средствами табуируется.
Телевидение, безусловно, больше чем серьезный бизнес или большая политика. Так, известный социолог СМИ, культуролог Даниил Дондурей даже берёт на себя смелость заявлять, что телевидение, в качестве оружия, сильнее терроризма. В какой-то степени так оно и есть. Сегодняшнее телевидение – один из основных факторов, который оказывает колоссальное воздействие на все стороны жизни страны. При этом очевидно, что одна из сторон такого воздействия - экономическая. Собственно влияние телевидения на эту самую сферу, в условиях экономического кризиса, я и хотела бы рассмотреть в настоящей работе.