Смекни!
smekni.com

«Криминологическая характеристика и предупреждение организованной преступности» (стр. 6 из 11)

Термины "преступная группировка" и "организованная преступная группа" употребляются и практическими, и на­учными сотрудниками. Причем первые понимают под пре­ступной группировкой нередко разновидность простого соучастия, а вторые этим термином обозначают что-то среднее между организованной преступной группой и преступной организацией, подчеркивая, что преступная группировка — это более объемная организованная преступная группа.

Действительно, преступные группировки можно рассматривать в качестве особой разновидности организованных пре­ступных групп.

Преступная группировка — это сплоченная общность лиц, заранее объединившихся для совершения одного или несколь­ких преступлений, отличающаяся строгим порядком и пла­нированием преступных действий и имеющая одного или не­скольких главарей[8].

Изучение деятельности таких формирований показы­вает, что их численность варьирует от 5—10 до 20—30 чело­век, а преступления совершаются, как правило, на местном уровне: в одном или нескольких административных районах города, области, края, республики в составе России либо не­большом городе. К наиболее характерным преступным действиям таких формирований следует отнести: рэкет, разбойные нападе­ния, заказные убийства, групповые злостные и особо злостные хулиганства, противоправный автобизнес, организация доставки и распространения наркотиков и некоторые дру­гие. Они образуют определенную систему — единую пре­ступную деятельность. На этом этапе развития жизнедеятельности преступной группировки появляются элементы коммерции, направленный на легализацию преступных доходов путем организации торговли, простейших производств, приобретения недвижимости и далее, как производное, — уклонение от уплаты налогов. Как правило, большинство преступных действий носит замаскированный, а также и нелегальный характер. Члены. преступной группировки по месту жительства конспириру­ются под законопослушных граждан. В первую очередь это относится к главарю и его ближайшему окружению. Таким образом, преступная группировка представляет собой организационно простейший уровень в структуре ор­ганизованной преступности. Перераспределение сфер криминального влияния, криминально-конкурентная борьба, возрастание уголовного экстремизма, усиление требований к конспирации и обеспечению безопасности главарей и активных участников, активизация действий по легализации преступных доходов, легитимности отдельных структурных звеньев, выход на международные связи и контакты создали объективные предпосылки для образования преступных организаций, которые обеспечили бы дальнейший рост криминальных доходов И воспроизводство преступной деятельности.

Преступные организации представляют собой симбиоза преступных группировок, иных организованных групп, коммерческих организаций, учреждений, предприятий со стоя­щим над ними руководящим звеном. Причем главарь преступной организации осуществляет общее руководство и как бы нейтрален ко всем ее составным частям, проводя свою линию через своих помощников, воз­главляющих отдельные структуры. В некоторых преступных организациях имеются совет­ники по различным направлениям как преступной деятель­ности, так и по коммерческо-финансовым, экономическим, производственным и др. Устойчивость и безопасность преступной организации распространяются в основном на руководящие и охранно-боевые звенья. Основная функция этих структур — легализация дохо­дов, нажитых противоправными методами и способами, их наращивание для воспроизводства и обеспечения преступ­ного функционирования. В отдельных случаях официальная деятельность комерческо-криминальных структур помогает завоевать гла­варям и их сообщникам определенный авторитет перед на­селением и создать условия для обеспечения безопасности руководящему ядру преступной организации. Этому способ­ствуют современные общественно-политические, обществен­но-экономические и правовые условия. Члены преступных группировок, как правило, ранее не судимые, входящие в криминальную организацию, легализуя материальные средства, нажитые противоправным путем, по поручению главаря создают сыскные или охранные бюро. Указанные коммерческие структуры, действуя от имени главаря преступной организации, официально оказывают помощь гражданам, например в розыске автомашин, охране от так назы­ваемых беспредельщиков, взыскании долгов, призывают к порядку хулиганов, дебоширов. Причем все делается быстро, опе­ративно, в противовес правоохранительным органам. Рассмотренный вид коммерческой деятельности легали­зует не только средства, нажитые преступным путем, но и огнестрельное оружие, на хранение и ношение которого "де­тективы" получают официальное разрешение. Легализуются также различные специальные технические средства, на­пример портативная кинофотоаппаратура, аппаратура про­слушивания и т. п.

Как показывает практика подразделений по борьбе с организованной преступностью, охранно-сыскные бюро явля­ются легальными филиалами преступных организаций, с помощью которых осуществляется контрразведывательная деятельность против правоохранительных органов. Одновре­менно это и вооруженный отряд, готовый к действиям по указаниям верхушки преступного клана.

Наиболее типичные направления криминальной дея­тельности преступных организаций:

· криминально-коммерческая деятельность (финансово-банковские мошенничества, коммерческо-производственная деятельность, криминальная приватизация, нарушение на­логового законодательства и т. п.);

· рэкет, который носит более скрытые, замаскированные формы, чем это было в преступных группировках, осущест­вляющих самостоятельно преступную деятельность. Напри­мер, получение так называемых откатных — определенного процента с коммерческих сделок, представляемых кредитов и ссуд и другие виды традиционного промысла: торговля оружием, наркотиками, организация проституции;

· похищение людей (киднепинг) с последующим получе­нием крупного выкупа;

· отдельные случаи разбойных, бандитских нападений, заказные убийства;

· организация и осуществление мер по безопасности чле­нов преступных организаций путем противодействия правоохранительным органам, а также криминальным конкурен­там с использованием различных способов и методов — от коррумпированных связей до уголовного экстремизма;

· международная преступная деятельность, основной ча­стью которой является контрабанда, финансовые махинации (например, перекупка внешних долгов и последующие мо­шеннические действия при их погашении);

· сбор "общаковых" средств[9], как с преступников-профессионалов, так и с отдельных коммерсантов и других лиц. Этот вид преступной деятельности наиболее характерен для кла­нов воров в законе, которые затем используют их для нара­щивания преступной деятельности, поддержки сообщников, находящихся в местах лишения свободы, а также легализуют эти средства через коммерческие банки, приватизацию и т.п;

· фальшивомонетничество.

Не исключаются и другие направления преступной деятельности. Многое зависит от криминального опыта руководителя преступной организации и его сподручных, а также внешних условий. Среди перечисленных направлений преступных органи­заций особое место занимает криминально-коммерческая дея­тельность, где наиболее широко представлены финансово-банковские мошенничества. Мировая криминальная практика показывает, что почти во всех развитых странах организованная преступность ба­зируется на традиционных видах противоправного промыс­ла: рэкет, торговля наркотиками, оружием, организация про­ституции.

В России до сих пор наиболее распространенным путем получения сверхдоходов была криминально-коммерческая деятельность. Причем в последние годы наиболее характерные виды финансово-банковских афер — использование государственных кредитов, целевых фондов не по назначению. Например, размещение денежных средств из фондов заработной платы в коммерческих банках с целью наращивания денежных средств и последующего присвоения полученного процента, а не ис­пользование их на выплаты рабочим и служащим. В 1994—1995 годах Правительство России, чтобы оста­новить спад промышленного и сельскохозяйственного произ­водства, выделяло из бюджета кредиты на сумму в несколь­ко десятков триллионов рублей. Аналогичные средства на­правлялись и на поддержку северных территорий. На самом деле на счета адресатов поступали скудные суммы, а ос­тальные деньги размещались либо в коммерческих банках, либо сразу перекачивались за рубеж. По данным Ассоциации российских банков, за послед­ние полтора года в кредитно-финансовой сфере государства было совершено около 12 тыс. преступлений и похищено бо­лее трех триллионов рублей.

Рассматриваемый вид хищений для главарей преступ­ных организаций привлекателен тем, что только в кредитно-финансовой сфере можно в самые короткие сроки получить конечный результат — чистые деньги. Думается, не случай­ны факты заказных убийств коммерсантов, банкиров, лиде­ров преступной среды. Одна из главных причин — неразде­ленные бешеные криминальные барыши, полученные в ре­зультате кредитно-финансовых афер. Стремление организованной преступности к оказанию воздействия на принятие государственных, в том числе политических, решений, взятию под контроль деятельности органов государственной власти и управления проявляется в создании ею позиций во властных структурах, проникнове­нии в управленческие звенья министерств, ведомств, их ор­ганы на местах. Решению этой стратегически важной задачи способст­вует укрепление финансово-экономического потенциала организованной преступности, приобретение иммунитета на действие закона, защита от правоохранительных органов.