Задача: овладеть способами получения знаний об оперном и балетном спектаклях, осмысление роли каждого в создании такого спектакля Методы и приемы: проблемная беседа, эвристические методы, метод стимулирования естественного саморазвития личности, наглядно- слуховой, практическая работа Средства обучения: иллюстрации учебника, афиша, тексты хора из оперы «Волк и семеро козлят», темы героев | Итак, в театре мы можем увидеть балет и услышать оперу. Но в театре существуют особые правила поведения. - Как нужно вести себя в театре? Верно, в театре нельзя разговаривать, выходить из зала во время действия, нужно быть внимательным, чтобы понять все, что происходит на сцене. Сегодня мы совершим с вами путешествие в детский музыкальный театр. Представьте, что мы с вами идем по дороге и вдруг видим красочную афишу. Внимательно посмотрите на нее, о чем мы можем узнать, глядя на нее? Какую же оперу мы будем слушать? А кто является создателем этой оперы? Верно. Автором музыки является … Кто же автор текста нашей оперы, ведь в основе спектакля лежит литературный текст, написанный на сюжет известного произведения либо сочиненный специально для него, его называют либретто. Кто является автором сказки «Волк и семеро козлят»? Как вы думаете, кроме автора и композитора, кто еще участвует в постановке спектакля? Вот, например, как мы узнаем кто это: волк или козлята, кто должен одеть их так, чтобы мы их узнали? А кто же будет петь за волка, а кто за козлят –это кто будет выполнять? В опере поют, а в балете кто это будет делать? Ребята, а как же будет неуютно , если на сцене не будет красивых декораций. Для чего же они нужны и кто за это будет отвечать ? А кто же руководит игрой актеров на сцене, отвечает за постановку спектакля? Как называют человека, который руководит оркестром? Откройте учебник на странице 80, там подсказка для вас. Итак, оркестром управляет… Язык дирижерских жестов понятен всем музыкантам мира. Что вы видите в руках дирижера? Но почему ее называют волшебной, как вы думаете? Конечно, по взмаху руки дирижера начинает звучать музыка. На что же похожи руки дирижера? Попробуйте повторить движения рук дирижера Г.Н.Рождественского на иллюстрации учебника. На что похожи руки дирижера? Глядя на фотографию можно сказать какую музыку «исполняет дирижер»? Попробуйте повторить выражение лица дирижера и размах его рук. Наконец- то мы вошли в театр, заняли свои места в зрительном зале. А какую же оперу мы пришли слушать? Назовите добрых и злых персонажей этой сказки? Ребята, а в жизни мы можем встретить таких людей как герои этой сказки? Чему учит нас эта сказка? Сейчас мы с вами услышим «Заключительный хор» из оперы «Волк и семеро козлят». Как вы думаете, что значит «хор»? Это общая песенка героев сказки. Представьте себе кто сейчас появится перед нами . Звучит хор в записи: Семеро, семеро, семеро козлят Весело, весело, весело шумят Весело Всезнайке Весело Бодайке Весело Топтушке Весело Болтушке Весело Мазилке Весело Дразнилке Весело Мазилке Ну, давайте братцы, прыгать и бодаться. Прыгать и бодаться! Кого же вы увидели сейчас на сцене, когда слушали музыку? Какие они по характеру? Ребята, а похожи козлята из оперы на козлят из сказки? А в чем отличие? Кто обратил внимание, одинаково ли звучала музыка в хоре? Еще раз послушайте музыку и обратите внимание на изменения в звучании хора. - Какие киты помогают нам создать образы героев, передать их характеры, настроение? - В какой части хора звучит песня, танец и марш? - Как мы будем исполнять каждую из этих условно выделенных частей? Исполнение учителем каждой части хора: первую- решительно, с подчеркиванием сильных долей и острого пунктирного ритма, с твердым произношением, вторую – легко, с юмором, танцевально, третью – более плавно, с распевами, с постепенным крещендо к кульминации. - А как нужно исполнить последнюю фразу, которая звучит дважды? - Кому могут принадлежать эти слова? Сейчас попробуем соединить все части хора и исполнить вместе с вами так как мы наметили. Познакомимся поближе с каждым из героев. Попробуем ощутить в себе характер каждого из действующих лиц оперы. Помогут нам в этом музыкальные темы, которые характеризуют героев оперы. Ваша задача вслушаться в интонацию исполнителей, выделить главную, отличительную черту характера в образе персонажа. Колыбельная мамы Козы – главная задача спеть ее так выразительно, как это на самом деле сделала бы ласковая, заботливая мама. При исполнении этой темы можно использовать игру на металлофоне, как бы зажигая звездочки на ночном небе. | сидеть тихо, слушать внимательно Название спектакля и его авторов, дату и время, место представления «Волк и семеро козлят» Автор и композитор М.Коваль Народ, потому что это русская народная сказка Костюмер Певцы, исполнители Танцоры Декорации нужны, чтобы мы могли понять, где происходят события. За них отвечает художник. Режиссер Дирижер Дирижерская палочка Ей подчиняется музыка имитация движений рук дирижера на крылья, как у птицы в полете Он играет что – то быстрое, веселое или торжественное в темпе марша Оперу «Волк и семеро козлят» Волк – злой, а коза и козлята – добрые Да, можем Слушать старших, чтобы не случилось беды Когда много исполнителей Семерых козлят Веселые, задорные, шумят и прыгают Да, они также веселятся и радуются В опере они поют, у них есть имена Музыка меняется, звучит по- разному песня, танец, марш Работа с текстом, выделение частей в соответствии с характером звучания музыки начало будет звучать как марш, середина- танец, а в конце- распевно как песня первый раз – почти серьезно, как будто козлята не хотят показать , что они поют о своем баловстве, а второй раз –задорно и весело самому маленькому козленку – Малышу исполнение заключительного хора слушание и определение главных слов в Теме Всезнайки, Теме Топтушки, Болтушки, Бодайки, Малыша |