Определим такую «составную часть» всей потребностно-мотивационной сферы субъекта как конкретную потребностно-мотивационную сферу, которая выделяется по критерию лежащих в ее основе родственных потребностей, удовлетворение которых обеспечивает реализацию определенной функции в жизнедеятельности субъекта.
Генетически ранними можно считать комфортную, пищевую и репродуктивную сферы.
В дальнейшем будет видно, что внутри этих первичных сфер и «в зонах их перекрытия» на основе появления «дополнительных» потребностей, необходимых для удовлетворения базовых и первичных для данной конкретной потребностно-мотивационной сферы, могут возникать новые, выделяющиеся в самостоятельные и приобретающие даже ведущее по отношению к первичным сферам значение (например, познавательная и некоторые другие сферы у человека).
4. Ориентировочно-исследовательская деятельность
Одной из основных функций психики является ориентация субъекта относительно объекта деятельности, что включает две основные задачи: обнаружение объекта и регуляцию взаимодействия с ним. В процессе взаимодействия субъект постоянно отражает местонахождение объекта относительно себя (соответственно чему строятся локомоторные движения субъекта) и особенности объекта, определяющие формы действий субъекта при контакте с ним (манипулятивные движения субъекта). Действительно, именно эти процессы необходимы для взаимодействия субъекта с объектом (построения исполнительной части деятельности), именно они являются, как мы видели, ведущими в развитии психики, и именно их характеристика позволяет описать структуру деятельности и понять содержание отражения. Все это привело к тому, что исполнительная часть деятельности стала основным объектом исследования в деятельностном подходе (и в анализе эволюции психики в том числе). Выделение в качестве основной функции исполнительной части деятельности задач ориентации субъекта относительно объекта и условий деятельности привело выдающегося советского психолога П.Я. Гальперина к расширению ориентировочной функции до понимания психики в целом. Ему мы обязаны развитием учения об ориентировочно-исследовательской деятельности. Разумеется, ориентировочная функция не исчерпывает всех задач психического отражения, однако для понимания развития деятельности (и психики в целом) в филогенезе выделение ориентировочной функции и ее развития в эволюции необходимо.
Ориентировочная функция обеспечивает ориентацию субъекта относительно объекта деятельности и условий, в которых деятельность осуществляется. Эта функция на разных уровнях развития психики осуществляется по-разному. В самом начале она совпадает с регуляцией всего поведения субъекта и выражена как вся исполнительная часть деятельности: субъект реагирует на сигнальный стимул, отражая его как изменение своего состояния, и в соответствии с ним строит свое движение (сенсорная стадия развития психики).
В данном случае субъект ориентируется на свое внутреннее состояние и его изменение, это характерно для сенсорной стадии развития. Это также подчеркивал П.Я. Гальперин, говоря о том, что на высших стадиях развития чувства, образы, мысли и т. п. также ориентируют субъекта относительно внешней стимуляции и своего внутреннего мира. Позднее (на перцептивной стадии) в исполнительной части деятельности выделяется самостоятельная задача ориентации в среде и практически сразу эта задача разделяется на две: 1) отражение самого объекта, 2) отражение условий деятельности, в которых дан объект. Эти задачи различаются по содержанию, но их разделение на субъективном уровне сначала не представлено.
А.Н.Леонтьев говорил по этому поводу, что первоначально сам объект и условия, в которых он находится, не разделены в отражении субъекта и субъект при построении своих движений (операций) закрепляет их за комплексом «объект + условия». На интеллектуальной стадии условия разделяются с объектом в отражении субъекта и он может направлять свою активность на условия, «не теряя» при этом моnивационное значение объекта. Это позволяет познавать связь условий с объектом, переносить эти представления в другие деятельности, изменять способ достижения объекта и т.п. Усложнение условий деятельности и их отражение субъектом (в связи с объектом или в отделенности от него) и ведут к появлению и развитию ориентации как отдельных актов, затем отдельной части всей деятельности и, наконец, «вырастают» в самостоятельную деятельность, целью которой является ориентировка в среде и построение образа этой среды, который в дальнейшем используется для регуляции любой другой деятельности в данных условиях. Таким образом, строение ориентировочно-исследовательской деятельности и ее место в общей структуре деятельности и потребностно-мотивационной сфере изменяются в эволюции.
Ориентировочно-исследовательская деятельность изучается в психологии, этологии, физиологии высшей нервной деятельности. Ниже приведены ее основные ее характеристики.
Ориентация в среде основана на наличии в опыте субъекта информации о среде, которая на разных стадиях эволюции существует в разных формах (информационная модель стимула). При появлении нервной системы информационная модель стимула представлена в виде устойчивой конфигурации нервных клеток и связей между ними (нервная модель стимула), которая может быть жестко или с определенной степенью свободы связана с нервными моделями ответных реакций. До появления нервной системы информационная модель стимула представлена простыми таксисами как генетически детерминированной способностью воспринимать (в форме простого ощущения) определенные воздействия и отвечать на них определенной реакцией. Информационная модель стимула может быть врожденной (что характерно для ключевых раздражителей инстинктивной формы регуляции деятельности) или строится прижизненно. Воздействующий стимул сличается с имеющейся его информационной моделью, и на основе этого принимается решение об ответных действиях. Связь ответных реакций со стимулом также может быть врожденной (и тогда это инстинктивная поведенческая реакция) или приобретенной прижизненно.
Ориентировочное поведение возникает только в ответ на появление стимулов (или ситуаций) с признаком новизны. Новизну можно расценивать как мотивационно значимое для субъекта воздействие, вызывающее ответную реакцию, не связанную с удовлетворением каких-либо потребностей. Можно саму необходимость получения дополнительной информации расценивать как потребность, результатом удовлетворения которой будет «снятие новизны» — достраивание информационных моделей и включение их как «знакомых» в опыт субъекта. Видимо, статус самостоятельной потребности такая необходимость получения информации и построения информационных моделей среды (в широком смысле) приобретает на достаточно поздних стадиях эволюции, и только тогда можно говорить о самостоятельной ориентировочно-исследовательской деятельности. До этого ориентировочные компоненты деятельности встроены в саму исполнительную часть деятельности (что характеризует усложнение поисковой фазы поведения — по Э. Крэйгу). На интеллектуальной стадии развития ориентировочно-исследовательская деятельность занимает большое место в жизни животных, особенно в онтогенезе, а на стадии сознания преобразуется в познавательную деятельность и деятельность учения. Таким образом, целесообразно говорить об ориентировочном поведении, которое может быть представлено разными формами: отдельными реакциями, относительно самостоятельными компонентами исполнительной части деятельности по удовлетворению каких-либо потребностей (операциями или действиями) или даже самостоятельной деятельностью.
В ориентировочном поведении можно выделить разные фазы, которые следуют друг за другом в определенном порядке и имеют разные функции и физиологические механизмы регуляции. При появлении любого стимула возникает ориентировочная реакция. Она всегда выражается в повышении чувствительности воспринимающих систем, задержке всех производимых реакций и общем напряжении внутренних и внешних систем организма (повышении готовности к восприятию и действию). Выраженность ориентировочной реакции зависит от силы стимула и степени его новизны.