Смекни!
smekni.com

Методические рекомендации для руководителей и специалистов образовательных учреждений (стр. 17 из 24)

- Какое определение наиболее удачно?

- Можно ли дать одно определение понятию "то­лерантность"?

- Что отличает и объединяет предложенные опре­деления толерантности?

С целью продуктивности работы от занятия к за­нятию необходимо, чтобы участники группы подели­лись своими впечатлениями, мыслями, которые по­явились в ходе занятия или уже после него. Какие вопросы существуют к членам группы и тренеру? Все ли понятно в правилах, которые приняла груп­па? Может быть, есть предложения по их изменению и добавлению новых?

ЗАНЯТИЕ № 2

ТОЛЕРАНТНАЯ И ИНТОЛЕРАНТНАЯ ЛИЧНОСТЬ

Цель: ознакомить с понятиями толерантной и интолерантной личности

Рассмотрим основные отличия толерант­ной личности от интолерантной.

Г. Оллпорт отмечает, что толерантные люди лучше знают самих себя, причем не только свои достоинства, но и недостатки, поэтому менее удовлетворены собой. В свя­зи с этим потенциал для саморазвития у них выше. Интолерантный человек замеча­ет у себя больше достоинств, чем недостат­ков, поэтому во всех проблемах чаще скло­нен обвинять окружающих. Интолерантному человеку трудно жить в согласии как с самим собой, так и с другими людьми. Он опасается своего социального окружения и даже себя, своих инстинктов, находится в ощущении постоянной угрозы. Толерантный человек обычно чувствует себя в безопасно­сти. Отсутствие угрозы или убежденность, что с ней можно справиться, - важное ус­ловие формирования толерантной личности. Толерантные люди, в отличие от интолерантных, не перекладывают ответственность на других и не стремятся во всем обвинять окружающих. Интолерантные личности делают акцент на различиях между "своей" и "чужой" группами. Они не могут относить­ся к чему-то нейтрально. Толерантный чело­век, наоборот, признает мир в его многооб­разии и готов выслушать любую точку зре­ния. Толерантная личность больше ориенти­рована на себя в работе, творческом процес­се, теоретических размышлениях. В про­блемных ситуациях толерантные люди склонны винить себя, стремясь к личной не­зависимости. Стремление принадлежать к общественным институтам у интолерантных людей выражено значительно сильнее, чем у толерантных. Таким образом, выделяются два пути развития личности: толерантный и интолерантный.

Какова же с современных позиций типо­логия толерантной личности?

Г. Оллпорт дал обобщенную характерис­тику толерантной личности по ряду параме­тров:

- ориентация на себя (толерантный чело­век больше ориентирован на личностную не­зависимость, меньше - на принадлежность внешним институтам и авторитетам);

- потребность в определенности (признает многообразие, готов выслушать любую точку зрения и чувствует меньший дискомфорт в состоянии неопределенности);

- меньшая приверженность к порядку (то­лерантный человек менее ориентирован на социальный порядок, менее педантичен);

- способность к эмпатии (склонность да­вать более адекватные суждения о людях);

- предпочтение свободы, демократии (для него не имеет большого значения иерархия в обществе);

знание самого себя (толерантный чело­век хорошо осведомлен о своих достоинствах и недостатках и не склонен во всех бе­дах обвинять окружающих);

- ответственность (развито чувство ответ­ственности, не перекладывает ответствен­ность на других);

- защищенность (ощущение безопасности и убежденность, что с угрозой можно спра­виться).

Основными психологическими критерия­ми и показателями толерантности являются:

социальная активность - готовность к взаимодействию в различных социальных межэтнических ситуациях с целью достиже­ния поставленных целей и выстраивания конструктивных отношений в обществе;

дивергентностъ поведения - способность нестандартно решать обычные проблемы, за­дачи (ориентация на поиск нескольких ва­риантов решения);

мобильность поведения - способность к быстрой смене стратегии или тактики с уче­том складывающихся обстоятельств;

эмпатия - адекватное представление о том, что происходит во внутреннем мире другого человека;

устойчивость личности - сформирован-ность социально-нравственных мотивов пове­дения личности в процессе взаимодействия с людьми иных этнических и социальных общностей.

Упражнение № 1

Каждый человек - уникальная личность. В чем-то совершенно не подражаем и вне всякой конкуренции. И верить в свою исключительность необхо­димо каждому. Ведущий предлагает участникам группы подумать над тем, что каждый из них дей­ствительно является "подарком" для человечества. Каждый из участников аргументирует свое утверж­дение, например: "Я подарок для человечества, так как я..."

Ведущий обобщает высказывания участников, го­ворит, что у всех много возможностей, много того, что делает каждого уникальным, и того, что всех объединяет. Поэтому мы нужны друг другу, и каж­дый человек может добиться в жизни успеха и сде­лать так, чтобы другим людям рядом с ним было веселее и радостнее жить.

Упражнение № 2

Ведущий предлагает участникам группы опреде­лить, что их объединяет, несмотря на множество раз­личий. Каждый из участников, представившись каж­дому новому собеседнику, задает вопросы, касающи­еся психологических характеристик и интересов, ко­торые могут объединять участников группы, и запи­сывает результат на листе бумаги. Например, мы оба добрые, тактичные, приятные в общении, выросли в религиозной семье, любим слушать классическую музыку, не менее одного раза в месяц бываем на концерте, в театре и т.д.

После того как участники закончат перечислять сходства, группа может прийти к выводу, что несмо­тря на физиологические, биографические, расовые и национальные различия, люди принимают и понима­ют других на основе сходства психологических ха­рактеристик или интересов, что позволяет им быть более толерантными по отношению друг к другу.

Задание:

Каждый участник группы письменно называет 15 характеристик, свойственных толерантной личности, далее ставит знак "+" напротив тех качеств, кото­рые, по его мнению, у него наиболее выражены. Каждый участник знакомит группу с характеристи­ками толерантной личности, которые записываются на доске. Подсчитывается число ответов по каждому качеству; качества, которые набрали наибольшее ко­личество баллов, являются характеристикой толе­рантной личности, с точки зрения данной группы. Участники получают возможность сравнить пред­ставление о себе, отмеченное знаком "+", с портре­том толерантной личности, созданным группой. В процессе обсуждения участники тренинга опреде­ляют качества толерантной и интолерантной лично­сти и выясняют, каких качеств им не хватает для того, чтобы считаться толерантными людьми.

В качестве примера характеристик толерантной личности, названных всей группой, приведем следу­ющие:

1) терпение,

2) доверие,

3) умение владеть собой,

4) снисходительность,

5) доброжелательность,

6) умение не осуждать других,

7) терпимость к различиям,

8) способность к сопереживанию,

9) умение слушать.

Следует отметить, что толерантность является более сложной категорией для понимания и исследования по сравнению с интолерантностью. Действительно, всякое толерантное отношение с необходимостью включает примирение с некоторым отклонением, при­чем субъект должен морально не соглашать­ся со значимым для него отклонением. Ес­ли удается примириться с отклонением, то необходимо, с одной стороны, с чем-то рас­статься (например, с желанием оскорбить, подавить или вытеснить кого-то), с другой — сохранить приверженность своим собствен­ным убеждениям. Вот эта борьба между при­верженностью собственным взглядам и при­знанием позиции и убеждений других опре­деляет толерантность как внутренне напря­женную категорию, более сложную для по­нимания по сравнению с интолерантностью. Интолерантность - это неприятие другого человека, неготовность к сосуществованию с другими (иными) людьми; интолерантность проявляется через деструктивное, конфликт­ное, агрессивное поведение.

В истории человечества интолерантность формировалась в сознании человека тысяче­летиями, порождая войны, религиозные пре­следования и идеологические противостоя­ния. Возникновение интолерантности к дру­гому обусловлено психическими особенностя­ми человека: ощущение возникающей угро­зы со стороны внешнего мира (иногда только кажущееся) заставляет психику выраба­тывать правдоподобное "рациональное" тол­кование враждебного отношения к "другим" - тем, кто в чем-то отличен. Результатом этого является проявление предрассудков и ксенофобии - неприязни к чужакам: иным этносам, религиозным меньшинствам, к спе­цифическим социальным группам, отличаю­щимся от общества по целям и интересам. Критериями "чужих" становятся не только расовые или этнические отличия, "чужие определяются на основе экономических, гендерных и других ценностей и ориентации. Одна из существенных причин интолерант-ности к чужакам, инакомыслящим заключа­ется в том, что нетерпимость сплачивает об­щество гораздо крепче и проявление нетер­пимости, манифестации ненависти устраива­ются с целью сплотить собственную группу. Таким образом, интолерантность выполняет определенные функции как для общества, так и для группы и личности: сплоченность группы, основанной на противопоставлении "чужим", простота и четкость групповой и личностной идентификации, построение же­стких, иерархических отношений в группе.

Интолерантность может иметь место на любом уровне биологической, культурной или политической реальности. Самой уязви­мой сферой межличностных взаимоотноше­ний в трансформирующемся поликультурном обществе является сфера отношений между различными этническими группами. Этниче­ская интолерантность - значимая форма проявлений трансформации этнической иден­тичности. Проблемы, связанные с формиро­ванием идентичности, являются важными для подросткового возраста. Можно заме­тить, что в подростковой среде распростране­на оскорбительная лексика, унижающая лю­дей другой культуры или религии, негатив­ные стереотипы и предубеждения. В основе такого рода интолерантного поведения лежит кризисная трансформация идентичности по типу гиперидентичности (этноэгоизм, этно-изоляционизм, национальный фанатизм), когда сверхпозитивное отношение к собст­венной группе порождает убежденность в превосходстве над "чужими". В межэтничес­ком взаимодействии гиперидентичность проявляется в разных формах этнической не­терпимости: от раздражения по отношению к членам других этнических групп до от­стаивания политики ограничения их прав и возможностей. С другой стороны, формиро­вание этнической идентичности подростка может пойти по типу гипоидентичности, в первую очередь этнонигилизма, который ха­рактеризуется отчуждением от своей куль­туры, нежеланием поддержать собственные этнокультурные ценности, негативизмом и нетерпимостью по отношению к своему на­роду. Следует отметить, что интолерантная личность в межэтнических отношениях про­являет себя приписыванием враждебности действий и опасных намерений одной нации, религии по отношению к другим, возложе­нием вины и ответственности, переносом разного рода негативных характеристик и пороков отдельных представителей на всю этническую или религиозную группу. Совер­шенно очевидно, что эти качества противо­положны тем, которые соответствуют уста­новкам толерантного поведения и сознания. Следует отметить, что толерантное созна­ние представляет собой систему принципов, основанных на правах человека и уважения к личности, недопустимость отрицательного отношения к человеку только на основе его принадлежности к религиозной, националь­ной, профессиональной или какой-либо дру­гой группе.