Смекни!
smekni.com

Методические рекомендации для учителей и инструкторов физической культуры (стр. 2 из 4)

Смена ролями происходит, когда игроки водящей коман­ды осалят перебегающего игрока, поймают в воздухе мяч после удара или в городе не останется ни одного игрока, имеющего право на удар.

Победителем становится команда, набравшая наибольшее количество очков.

При ударе по мячу лучше всего держать биту двумя ру­ками. Одной рукой держать биту правилами игры не зап­рещается, но в этом случае удар редко бывает точным и сильным. Посылать мяч эффективнее всего с настильной траекторией полета. Это затрудняет противнику ловлю мяча. Важно разнообразить удары и по направлению, про­бивая мяч по диагонали, низко над землей, свечой, с вра­щением и т.п.

Умение хорошо ловить мяч - большое преимущество во­дящей команды. Ловля мяча имеет две разновидности. В одном случае игроки водящей команды ловят мяч после удара по мячу игроком бьющей команды, в другом - после пере­дачи игроком своей команды. Лучше всего ловить мяч дву­мя руками. Однако не следует избегать и ловли мяча одной рукой. Этот способ ловли можно использовать, если мяч летит несильно, несколько в стороне от игрока.

Передачи мяча выполняются в основном только одной ру­кой. Мяч при передачах обхватывается всеми пальцами, а не просто держится в кулаке. Передают мяч сверху из-за плеча. В зависимости от игровой ситуации могут быть передачи силь­ные и слабые; прямые и диагональные, продольные и попе­речные; высокие, на уровне плеча и низкие; длинные, сред­ней длины и короткие.

Перебежка игрока - один из основных технических при­емов игры. Каждая удачная перебежка игрока дает команде одно очко, а результат всей игры зависит от количества ус­пешно проведенных перебежек.

Игрокам, выполняющим перебежку, следует хорошо по­мнить, что перебежка - это не только быстрое пробегание игроком определенного расстояния, но и умение своевремен­но изменять направление бега, мгновенно останавливаться, прыгать, падать.

Осаливание мячом также является одним из важных при­емов игры в лапту. Оно выполняется с различных дистан­ций. Наиболее выгодной следует считать среднюю дистан­цию, примерно 8-10 метров, так как в этом случае почти исключается обратное осаливание.

Тактики бьющей и водящей команд значительно отлича­ются друг от друга.

Тактика игры бьющей команды сводится к наибольшему получению очков, что достигается прежде всего правильной расстановкой игроков. Игрока, владеющего стабильным уда­ром, следует ставить на последний номер. Использование разнообразных ударов по силе, направлению, расстоянию и высоте полета мяча также является ценным тактическим оружием бьющей команды. Умело выполненные индивиду­альные действия в сочетании с групповыми лежат в основе правильной тактики игры бьющей команды.

Тактика игры водящей команды сводится к быстрейшему овладению городом: путем ловли свечи, осаливания игрока противника и самоосаливания игрока бьющей команды. Для успешного выполнения этой задачи водящая команда долж­на умело располагать своих игроков в поле. Существует мно­го вариантов расположения игроков. В большинстве случаев выбор какого-либо варианта зависит от тактики игры бью­щей команды. Наиболее часто применяется веерообразное рас­положение игроков в поле, но обязательно с одним далеко стоящим у линии кона игроком.

4. БАДМИНТОН

Эта спортивная игра позволяет выработать быстроту, лов­кость движений, выносливость и умение предвидеть действия соперника. Недаром ее очень любил первый космонавт Зем­ли Юрий Гагарин. В ней принимают участие два (одиночная) или четыре (парная) человека. Играть в бадминтон можно в зале или на любой ровной площадке на свежем воздухе в любое время года.

Площадка и инвентарь для игры.

Размеры площадки для парной игры - 13,4 метра в дли­ну и 6,1 метра в ширину. При одиночной игре ширина пло­щадки меньше - 5,18 метра. Площадка делится поперек сет­кой, натянутой на двух стойках. Длина сетки 6,1 метра, ши­рина - 0,76 метра. Верхняя часть сетки крепится на стойках на высоте 155 см. Сетка туго натягивается между стойками, чтобы в центре площадки ее высота от поверхности была не менее 182 см.

Прежде всего, надо научиться правильно держать ракет­ку.

Рекомендации:

- не сжимайте рукоятку слишком крепко пальцами, так как они будут быстро уставать. Мышцы руки напрягают толь­ко в момент удара по волану;

- не выставляйте вперед большой и указательный паль­цы. Держите рукоятку, как легкий молоток;

- не крутите ракетку в воздухе.

Стойки игрока. При приеме мяча во время игры следует стоять на слегка согнутых ногах лицом к сетке. Вес тела надо равномерно распределить на переднюю часть стоп ног, кото­рые расставлены на ширину плеч. Ракетку держать согнутой в локте рукой.

Подачи. При подаче игрок должен находиться в центре площадки. Если он стоит в правом поле подачи, то волан подается наискосок в правое поле соперника. При подаче надо встать левым боком к сетке и выставить левую ногу вперед. Правая рука, согнутая в локте, отводится вверх - назад. Волан удерживается пальцами вытянутой вперед левой руки. Одновременно с отпусканием волана начинайте движение ракеткой и выполняйте удар по волану, когда он опустится ниже пояса.

Подачи бывают короткие, высокие, низкие, дальние. Надо добиваться, чтобы волан попал точно в намеченное место площадки соперника, но обязательно за зоной подачи.

Удары. Удары бывают самые разнообразные по силе и на­правлению. Важно помнить, что при любых ударах справа, слева, сверху надо успеть заранее отвести руку с ракеткой назад, чтобы удар получился точным.

Поначалу очень трудно научиться выполнять удары по волану с разными усилиями, которые порой должны быть минимальными, чтобы перебросить волан через сетку и об­мануть противника.

Правильные приемы игры в бадминтон лучше всего осва­ивать с товарищем. Например, один из вас выполняет пода­чу, другой возвращает волан для повторения. Потом вы ме­няетесь ролями. Точно так же можно разучивать удары из различных положений.

Основные правила игры в бадминтон:

1. Счет игры до 15 очков применяется при парных встре­чах и до 11 очков - при одиночных встречах детей и подростков.

2. Играются три партии. Право подачи во второй партии получает тот, кто выиграл первую.

3. Если проводится третья, решающая партия, то в сере­дине счета при 8 или 6 очках игроки меняются сторо­нами.

4. Право первой подачи определяется по жребию.

5. В начале игры подающий и принимающий занимают каждый свое правое поле подачи. В одиночной встрече при первой подаче и четном числе очков волан падает из правого поля подачи в правое поле соперника.

6. Если волан при подаче не попадает в нужное поле, то право подачи получает соперник. Счет в этом случае не меняется.

7. Очки начисляются в том случае, когда волан удается приземлить на площадке противника в любом ее месте во время игры или когда противник не смог удачно от­бить волан на сторону соперника.

Физическая подготовка для игры в бадминтон.

Очень хорошо развивать выносливость с помощью кросса по пересеченной местности. Во время кросса следует чере­довать равномерный бег с рывками в разные стороны и мгно­венными остановками.

Можно использовать различные прыжки вправо, влево, вперед, назад, с наклонами, в полуприседании, приседании. Все это позволит развивать не только выносливость, но и быстроту движений, что так важно при отражении неожиданных и труд­ных ударов соперника.

Не менее важно для играющего в бадминтон развивать гибкость тела. Для этого применяют различные упражне­ния: наклоны с ракеткой в разные стороны, подъемы туло­вища и ног из положения лежа на спине, маховые движе­ния ногами.

5. ГОРОДКИ

Городки родились из старых игр, известных по всей Рос­сии под названиями «бабки», «рюхи», «чухи», «клетки», «городины »...

Площадку, куда ставили фигуры, назвали «городом», ви­димо, по форме разметки, а может быть, игроки представ­ляли себе неприятельский город с находившимися в нем вражескими «фигурами», которые надо было выбить из «го­рода».

Оружие для городошных битв - бита, длина которой до 1 метра, диаметр - 35-40 мм, вес - 1,5-2 кг. Для фигур служат ровные чурки длиной 20 см и диаметром око­ло 5 см.

Городошнику нужно быть не только снайпером, но и сила­чом. На разносторонность городков указывал еще великий русский полково­дец Суворов: «Битою мечусь - это глазомер, битою бью - это быстрота, битою выбиваю - это натиск».

Игра идет на специально расчерченной прямоугольной пло­щадке размером от 23х12 до 30x15 метров. Надо выбить с оп­ределенных расстояний (кон -13 метров и полукон - 6,5 мет­ров) из города (квадрат 2x2 метра) пять городков, из которых составляют различные фигуры. Всего в партии 15 фигур.

Вот полный перечень всех 15 городошных фигур в той последовательности, в какой их выбивают: 1) «пушка», 2) «звезда», 3) «колодец», 4) «артиллерия», 5) «пулеметное гнездо», 6) «часовые», 7) «тир», 8) «вилка», 9) «стрела», 10) «коленчатый вал», 11) «ракетка», 12) «рак», 13) «серп», 14) «самолет», 15) «закрытое письмо».

Детям и подросткам для начала необходимо представить различные формы городков, использовать которые можно в зависимости от размеров прилегающей к школе территории.

Для упрощенной игры достаточно иметь один городок и деревянную палку длиной 0,6-1 метр на каждого играю­щего. На земле или на асфальте можно начертить квадрат 1x1 метр, куда входящий ставит городок на «попа». От квад­рата на расстоянии 4-5 метров проводится черта, за кото­рой находятся остальные игроки. Задача играющих, как в лапте, выбить из квадрата городок как можно дальше, что­бы успеть добежать до своей биты, схватить ее и вернуться назад за черту, осалив квадрат раньше водящего (он в это время должен успеть подобрать городок и вернуться в квад­рат раньше игрока). Если водящий сделает это, он стано­вится игроком, а игрок - водящим. Если один или несколько играющих промахнутся, их может выручить очередной иг­рок, загнавший городок настолько далеко, что все промах­нувшиеся игроки рискнут добежать до квадрата. Если все игроки пробьют, и никто из них не рискнет бежать назад, водящий становится в квадрат и городком должен попасть в любую лежащую биту игроков. Если он попадает им в биту, то становится игроком, а игрок - водящим. Даже в упрощенном варианте игры можно объяснить секреты бо­лее эффективного попадания в городок: показать, как пра­вильно держать биту, как найти необходимое расстояние для полного разворота биты в момент касания с городком. Если ребенок серьезно увлечен игрой, можно переходить к выбиванию фигур, состоящих из 5 городков, с расстояния 5-6 метров.