Из правовых актов, имеющих отношение к предмету настоящего анализа, следует назвать Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях. Важный признак должностного лица, который содержится в ст. 14 этого Кодекса, — обязанность должностного лица в ряде случаев нести ответственность за административные правонарушения, связанные с несоблюдением установленных правил в сфере охраны порядка управления, государственного и общественного порядка, природы, здоровья населения и других правил, обеспечение выполнения которых входит в их служебные обязанности.
Таким образом, на основе рассмотрения актов административного законодательства можно выделить следующие черты, характеризующие правовой статус должностного лица:
— к должностным лицам относятся особые категории служащих государственных органов и служащих, работающих в иных государственных и негосударственных структурах, независимо от используемых ими организационно-правовых форм;
— имеет место процесс сближения правового положения государственных служащих со статусом должностных лиц;
— должностные лица — это также служащие государственных организаций, наделенные правом издания нормативно-правовых актов, распространяющихся на подчиненных и/или не подчиненных по службе лиц;
— статус должностного лица имеют служащие государственных органов, наделенные определенным объемом властных полномочий в отношении подчиненных по службе лиц, включая право на издание индивидуальных актов управления, а также имеющие право на использование официальных символов, реквизитов, характеризующих их формально-юридическое положение;
— к должностным лицам относятся служащие, несущие специально оговоренную в законодательстве ответственность за административные правонарушения, связанные с несоблюдением установленных правил в сфере охраны порядка управления, государственного и общественного порядка, природы, здоровья населения и других правил, обеспечение выполнения которых входит в их служебные обязанности.
Приведенный перечень, разумеется, не является исчерпывающим В то же время можно назвать системообразующую характеристику правового статуса должностного лица, вытекающую из анализа конституционных норм, — существование особых обязанностей и особой ответственности этой категории служащих перед гражданами ( статья 34, статья 40, статья 59 Конституции Республики Беларусь)
Определение должностного лица, сформулированное в УК Республики Беларусь, неприемлемо для административного права. Оно не совпадает с принятыми в теории административного права, а также в практике административно-правового регулирования подходами к определению субъектного состава рассматриваемой категории лиц. Для административного права, права управления, представляется неоправданным искусственное разграничение понятий «управленческие функции» и «организационно-распорядительные функции», примененное в уголовном законодательстве. Непродуктивными выглядят и попытки заимствования данного определения, сформулированного применительно к охранительному по своей основной направленности уголовному законодательству, для административного права, выполняющего преимущественно функции позитивного регулирования управленческих общественных отношений.
На современном этапе правовых исследований более реалистичной видится выработка собственного понятия должностного лица в административном праве. Значимость такого подхода возрастает в свете отмеченной тенденции сближения правового положения должностных лиц и государственных служащих. Системообразующим фактором этого сближения выступают, по нашему мнению, конституционные нормы, в которых особо подчеркиваются обязанности и ответственность должностных лиц перед гражданами, что в полной мере относится и к государственным служащим, подпадающим в современных условиях под особый режим правового регулирования. Анализ правовых источников некоторых зарубежных стран показывает, что государственные служащие, хотя и не обозначены термином «должностные лица», по существу наделяются полномочиями, которые в отечественном правоведении позволили бы отнести их к категории должностных лиц, хотя в тех же источниках понятие «должностное лицо» фигурирует в качестве самостоятельного[17]. Интересно суждение Ю.Н. Старилова, отметившего, что термин «должностное лицо» применительно к государственной службе рассматривается зарубежными исследователями в качестве синонима термина «чиновник», используемого в западной науке[18].
Наличие организационно-распорядительных функций как характеристика статуса должностного лица не во всех случаях является «работающим» признаком для отнесения служащих к этой категории. В административно-правовом регулировании имеет место тенденция расширения круга лиц, действия которых могут влечь те или иные юридические последствия, хотя данные лица при этом не осуществляют «организационно-распорядительных функций» в их традиционном понимании.
В законодательном порядке необходимо закрепить наиболее устойчивые признаки должностного лица, причем каждый из них достаточно определенно должен служить основанием для определения статуса соответствующего лица в качестве должностного. Кроме того, следует в общей форме указать и на возможность совершения специально не оговариваемых в такого рода перечне других юридически значимых действий со стороны должностных лиц. Следует иметь в виду, что практика правового регулирования в зарубежных странах порой идет по пути именно конкретного описания признаков должностного лица. Так, к одной из категорий должностных лиц (в контексте уголовно-правового подхода) согласно законодательству США относятся «специальные правительственные служащие, в число которых входят чиновники или служащие федеральных законодательного и исполнительного органов, любого независимого органа США, которые работают за вознаграждение или без него не менее 130 дней в году».[19]
Заключение
В работе была предпринята попытка обосновать необходимость выведения в рамках административного права соббственного определения должностного лица на основании определения данного в уголовно-правовой науке.
Для этого были сопоставлены различные подходы в определении этого понятия, проанализированны определения, данные в УК Республики Беларусь, УК Российской Федерации, УК Итальянской Республики.
На основании определения государственного служащего были выделены характерные признаки должностного лица. Были изложены подходы законодателя при определении должностного лица, их относительная неполность.
Определение должностного лица следовало бы дать в законе, играющем важную роль для дальнейшего развития административно-правового регулирования. С учетом высказанной ранее позиции о значимости конституционных норм, регламентирующих статус должностного лица, а также того факта, что судебная форма защиты прав граждан от неправомерных действий органов государственной власти и других субъектов права приобретает первостепенное значение в системе контроля за законностью в сфере государственного управления, в качестве такого правого акта можно предложить действующий Закон Республики Беларусь от 6 июня 1996 г. «Об обращениях граждан»[20] Формулирование понятия должностного лица в этом Законе способствовало бы более четкой регламентаци именно административно-правового определения понятия должностного лица.
Список использованной литературы:
Нормативная:
1 Конституция Респиблики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями) Принята на республиканском референдуме 24 ноября 1996 года.
2 Уголовный кодекс Республики Беларусь.-Мн.:Национальный центр правовой информации Республики Беларусь, 1999.-214 с.
3 Гражданский процессуальный кодекс Республики Беларусь.- Мн.: «Регистр», 1999.-216 с.
4 Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях: Офиц. Текст с изм. и доп. на 1 февраля 1995 г.- Мн.: НИИ ПККиСЭ, 1995.-255 с.
5 Закон Республики Беларусь от 13 декабря 1999 г. «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов»
6 Закон Республики Беларусь от 11 июня 1998 г. «О государственной охране» Ведомости Национального Собрания Республики Беларусь 1998 г. №25-26.
7 Закон Республики Беларусь от 6 июня 1996 г. «Об обращениях граждан» Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь 1996 г. N 21, ст.376;
8 Закон Республики Беларусь « Об основах службы в государственном аппарате» от 23 ноября 1993 г.(Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь, 1993 г., N 32, ст.416;)