Смекни!
smekni.com

Методические рекомендации по изучению курса «Культурология» ивыполнению контрольных работ 5 Тематическое планирование по курсу «Культурология» 7 (стр. 2 из 12)

3. Кармин, А. С. Культурология / А. С. Кармин, Е. С. Новикова. – СПб., 2004.

4. Кравченко, А. И. Культурология : учеб. / А. И. Кравченко. – М., 2007.

5. Хрестоматия по культурологии : учеб. пособие для студ. вузов / сост. А. И. Кравченко. – М. : МГУ, 2006.

6. Культурология: учеб. для вузов / В. М. Дианова [и др.]. – М., 2007.

7. Петров – Стромский, В. Идеи М. М. Бахтина в гуманитарной парадигме культуры / В. Петров–Стромский // Вопросы философии. – 2006. – №12.

8. Столяренко, Л. Д. Культурология : учеб. пособие для студ. вузов / Л. Д. Столяренко, В. Е. Столяренко, С. И. Самыгин. – М., 2006.

9. Шедрик, А. И. Теории культуры / А. И. Шедрик. – М., 2002.

Занятие 2. Основные культурологические школы и концепции – 2 ч.

1. Классические теории культуры – апогей рационализма (И. Кант, Г. В. Ф. Гегель).

2. Культурологические концепции XIX – середины ХХ вв.:
а) теории культурно-исторических типов (Н. Я. Данилевский, О. Шпенглер, П. Сорокин),

б) иррационалистические модели культуры (А. Шопенгауэр, Ф. Ницше),

в) психологические трактовки культуры (З. Фрейд, К. Юнг, Э. Фромм).

г) игровые концепции культуры (Й. Хейзинга, Х. Ортега-и-Гассет).

3. Постмодернизм как культурная стратегия.

Попытайтесь раскрыть содержание понятий «культура» и «цивилизация», основываясь на подходе, выраженном в словах:

«Культура и цивилизация – это живое тело душевности и ее мумия».

О. Шпенглер

Литература

1. Кармин, А. Философия культуры в информационном обществе : проблемы и перспективы / А. Кармин // Вопросы философии. – 2006. – №2.

2. Кравченко, А. И. Хрестоматия по культурологии : учебное пособие для студ. вузов / А. И. Кравченко. – М., 2006.

3. Культурология : люди и идеи / под ред. Н. Конрадова, А. Рылеева. – М., 2006.

4. Ницше, Ф. Собрание сочинений: В 2 т. / Ф. Ницше. – М., 1990.

5. Ортега-и-Гассет, Х. Эстетика. Философия культуры. / Х. Ортега-и-Гассет. – М., 1991.

6. Радугин, А. А. Культурология / Под ред. А. А. Радугина. – М., 1999.

7. Фрейд, З. Введение в психоанализ / З. Фрейд. – М., 1997.

8. Хейзинга, Й. Homo ludens / Й. Хейзинга. – М., 1992.

9. Шопенгауэр, А. Избранные произведения / А. Шопенгауэр. – М., 1999.

10. Шпенглер, О. Закат Европы / О. Шпенглер. – Минск, 1998.

11. Юнг, К. Архетип и символ / К. Юнг. – М., 1991.

Занятие 3. Структура, функции и типология культуры – 2 часа

1. Мир культуры как система. Основные подсистемы культуры: материальная, духовная, социальная и коммуникативная.

2. Понятие о культурно-историческом типе. Критерии типологии культур.

3. Функции культуры.

Согласны ли Вы с мнением, что «Техника и экономика сами по себе могут быть нейтральными, но отношение духа к технике и экономике неизбежно становится вопросом духовным… Технизация духа, Технизация разума может легко представляться гибелью духа и разума».

Н.А. Бердяев

Охарактеризуйте трактовку динамики человечества, выраженную в следующем высказывании:

«Человечество не представляет собою развития к лучшему, или к сильнейшему, или к высшему, как в это до сих пор верят. Теперешний европеец по своей ценности глубоко ниже европейца эпохи Возрождения».

Ф. Ницше

Литература

1. Данилевский, Н. Я. Россия и Европа / Н. Я. Данилевский. – М., 1990.

2. Кармин, А. С. Культурология / А. С. Кармин, Е. С. Новикова. – СПб., 2004.

3. Кармин, А. С. Культурология: учеб. для студ. вузов / А. С. Кармин. – 4-е изд., перераб. – СПб., 2006.

4. Кравченко, А. И. Культурология: учебник / А. И. Кравченко. – М., 2007.

5. Культурология: учебное пособие для студентов вузов / З. А. Неверова [и др.]. –3-е изд., доп. – Минск, 2007.

6. Пилипенко, А. А. Культура как система / А. А. Пилипенко, И. Г. Яковенко. – М., 1998.

7. Сорокин, П. А. Человек. Цивилизация. Общество / П. А. Сорокин. – М., 1992.

8. Степин, В. С. Эпоха перемен и сценарии будущего / В. С. Степин. – М., 1996.

9. Тойнби, А. Постижение истории / А. Тойнби. – М., 1991.

10. Философия техники в ФРГ. – М., 1989.

11. Шпенглер, О. Закат Европы / О. Шпенглер. – Минск, 1998.

ВАРИАНТЫ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

Тема 1. Предмет и задачи культурологии

I. Дайте развернутые ответы на следующие вопросы:

1. Культура как феномен общественной жизни и объект теоретического анализа.

2. Структура культурологического знания. Теория культуры и круг изучаемых ею проблем.

3. История культуры, её предмет и задачи.

II. Проанализируйте статью М. Мамардашвили «Мысль в культуре» [7, с.143 – 155], изложите письменно ее основные положения и приведите точку зрения автора на понятие «культура».

III. Выполните тестовые задания.

1. Предмет теории и истории культуры – это:

a) культура как универсальная системная целостность;

b) культура определенной исторической эпохи;

c) культура отдельной личности.

2. В структуру теории и истории культуры входят (укажите все верные варианты):

a) философия культуры;

b) история культуры;

c) культура Возрождения;

d) социология культуры;

e) культурная антропология;

f) сравнительный анализ культур;

g) теория культуры.

3. Соотнесите подходы к определению культуры и содержательные трактовки этого феномена:

a) деятельностный; 1) культура – это социальный институт, транслирующий совокупность норм и правил человеческого поведения, деятельности;
b) аксиологический; 2) культура – это совокупность знаковых программ поведения, деятельности, общения, в которых закреплен социальный опыт;
c) семиотический; 3) культура – это способ сохранения, воспроизводства, развития общества, особый способ жизнедеятельности человека;
d) социологический; 4) культура – это совокупность материальных и духовных ценностей.

4. Соотнесите содержание понятий «культура» и «общество»:

a) эти понятия тождественны по содержанию;

b) между ними есть содержательная связь, но они не тождественны;

c) эти понятия не обладают общим содержанием.

5. Выделите основные функции культурологии:

a) мировоззренческая;

b) познавательная;

с) эстетическая;

d) аксиологическая;

е) политическая;

f) воспитательная;

g) экономическая;

h) прогностическая;

i) революционная.

Литература

1.Алпеева, Т. М. Введение в культурологию / Т. М. Алпеева. – Минск, 1998.

2. Викторов, В. В. Культурология / В. В. Викторов. – М., 2004.

3. Гуревич, П. С. Культурология / П. С. Гуревич. – М., 2008.

4. Кравченко, А. И. Культурология / А. И. Кравченко. – М., 2008.

5. Левяш, И. Я. Культурология / И.Я. Левяш. - Мн., 2004.

6. Левяш, И. Я. Базовые универсалии культуры / И.Я. Левяш. – Мн., 2004.

7. Мамардашвили, М. Как я понимаю философию. 2-ое изд., измененное и дополненное / М. Мамардашвили. – М., 1992.

8. Розин, В. М. Введение в культурологию / В. М. Розин. – М., 2005.

Тема 2. Культура как саморазвивающаяся система

I. Дайте развернутые ответы на следующие вопросы:

1. Культура как специфическая сфера жизнедеятельности. Культура и «вторая природа».

2. Культура. Основные функции и ее структура.

3. Проблема периодизации культурно-исторического процесса.

II. Тезисно изложите суть работы К.Ясперса «Истоки истории и ее цель» [9, ч.1-3], выделив основную идею К. Ясперса в трактовке мировой истории.

III. Выполните тестовые задания.

1. Выделите понятия, с помощью которых можно охарактеризовать механизм развития культуры:

a) традиции;

b) элитарная культура;

с) преемственность;

d) революция;

e) новация;

f) массовая культура.

2. Подберите определение понятию «футурология»:

a) учение об общественно-экономических формациях;

b) область научных знаний о перспективах социокультурного развития;

с) раздел эстетики, изучающий направления в развитии искусства.

3. Укажите, какие подсистемы входят в структуру культуры:

a) политическая;

b) духовная;

с) художественная;

d) социальная;

e) материальная;

f) коммуникативная;

g) научная;

h) развлекательная.

4. Элементами материальной культуры являются:

a) орудия труда;

b) жилища;

c) города;

e) книги;

f) архитектура;

g) спорт;

h) картины;

i) государство.

5. Укажите источники культурной динамики:

a) Божественная воля;

b) творческий порыв гения;

с) социокультурные новации;

d) традиции.

Литература

1. Алпеева, Т. М. Введение в культурологию / Т. М. Алпеева. – Минск, 1998.

2. Гуревич, П. С. Культурология / П. С. Гуревич. – М., 2008.

3. Культурология / под. ред. Н. Г. Багдасарьян. – М., 2006.

4. Культурология: основы теории и истории культуры. – СПб., 1996.

5. Левяш, И. Я. Культурология: курс лекций. – Минск, 2004.

6. Сапронов, П. А. Культурология. Курс лекций по теории и истории культуры / П. А. Сапронов. – СПб., 2003 .

7. Пелипенко, А. А. Культура как система / А. А. Пелипенко, И. Г. Яковенко // Человек. – 1998. – № 2.

8. Поликарпов, В. С. Лекции по культурологии / В.С. Поликарпов. – СПб., 1997.

9. Ясперс, К. Смысл и назначение истории / К. Ясперс. – М., 1991.

Тема 3. Наука и техника в контексте культуры

I. Дайте развернутые ответы на следующие вопросы:

1) Наука как социокультурное явление. Место и роль науки в системе культуры.

2) Феномен техники в культуре. Социальные и антропологические аспекты развития современной техники и технологии.

3) Сущность и особенности технократического подхода к исследованию культуры.

II. Кратко изложите основные подходы к определению понятия «техника», пользуясь книгой «Философия техники в ФРГ» [7, гл. II].

III. Выполните тестовые задания.

1. Понятие «культурный прогресс» означает:

a) прогресс техники;

b) прогресс науки;

c) духовно-нравственное развитие;

d) общественный прогресс.

2. «Отцами» научного знания являются (подобрать соответствия):

a) медицина, 1) Пифагор;
b) история, 2) Фалес;
c) математика, 3) Гиппократ;
d) философия; 4) Геродот.

3. Укажите основные отличительные особенности научного знания: