Смекни!
smekni.com

Методические рекомендации по изучению курса «Культурология» ивыполнению контрольных работ 5 Тематическое планирование по курсу «Культурология» 7 (стр. 4 из 12)

d) эволюционная теория Дарвина;

е) становление генетики.

3. Установите соответствие, позволяющее определить время жизни названных мыслителей:

a) Гегель Г.В.Ф.; 1) V в.;

b) Кант И.; 2) XIII в.;

с) Гердер И.; 3) XIX в.;

d) Маркс К.; 4) XV в.;

5) XVIII в.;

6) XVIII - XIX вв.

4. Укажите исторические этапы эволюции марксистского мировоззрения в хронологической последовательности:

a) неомарксистский;

b) ортодоксальный (классический);

c) постмарксистский;

d) ленинский.

5. Согласно марксистской теории, культура является элементом:

a) цивилизации;

b) общественно-экономической формации;

с) базиса;

d) суперсистемы;

e) надстройки.

Литература

1. Алпеева, Т. М. Введение в культурологию / Т. М. Алпеева. – Минск, 1997.

2. Гуревич, П. С. Культурология / П. С. Гуревич. – М., 2008.

3. Каган, М. С. Философия культуры / М. С. Каган. – СПб., 1998.

4. Кравченко, А. И. Культурология / А. И. Кравченко. – М., 2008.

5. Культурология: люди и идеи / под. ред. Н. Конрадова, А. Рылеева. – М., 2006.

6. Ленин, В. И. О пролетарской культуре. Полн. собр. соч. / В. И. Ленин. – М., 1959. - Т.4.

7. Левяш, И. Я. Культурология : курс лекций / И. Я. Левяш. – Минск, 2004.

8. Маркс, К. Экономическо-философские рукописи 1844 года. Собр. соч. / К. Маркс, Ф. Энгельс. – М., 1974. - Т. 42.

9. Огапов, А. А. Теория культуры / А. А. Огапов, И. Г. Хангельдиева. – М., 2004.

Тема 8. Иррационалистические модели культуры

I. Рассмотрите иррационалистические варианты понимания культуры и дайте содержательные ответы на следующие вопросы:

1. А. Шопенгауэр о культуре как проявлении «мировой воли».

2. Культурология Ф. Ницше: от критики культуры и религии к гимну «сверхчеловеку».

3. Представления о культуре в экзистенциализме.

II. Тезисно изложите положения о культуре в работе Ф. Ницше Ф. «Человеческое, слишком человеческое. Отдел пятый: признаки высшей и низшей культуры» [4, т.1].

III. Выполните тестовые задания.

1. Иррациональное понимание культуры развивали (укажите все верные варианты):

а) А. Шопенгауэр;

b) Ф. Энгельс;

c) Ф. Ницше;

d) Г.В.Ф. Гегель;

e) Н.Я. Данилевский;

f) Е. Гурджиев.

2. Какие характеристики свойственны «дионисийскому» началу культуры в концепции Ф. Ницше (укажите все верные варианты):

а) темное;

b) индивидуалистическое;

c) трагедийное;

d) гармоническое;

e) единство человека и природы;

f) неумеренность.

3. Критика культуры как репрессивного начала содержится в концепциях (укажите все верные варианты):

а) З. Фрейда;

b) К. Ясперса;

c) Й. Хейзинги;

d) К. Маркса;

e) Ж. Делёза.

4. Назовите позиции, с которых европейский иррационализм критиковал классическое понимание культуры:

a) материализма;

b) дуализма;

c) антирационализма.

5. Кем и каким образом во второй половине XIX в. осуществлялось переосмысление классических представлений о культуре? Установите соответствие.

а) рефлексия с позиций 1) А. Шопенгауэр;

рационализма; 2) К. Маркс;

b) рефлексия с позиций 3) Ф. Ницше;

иррационализма; 4) С. Кьеркегор;

5) Ф. Энгельс.

Литература

1. Бобахо, В. А. Культурология / В. А. Бобахо, С. И. Левикова. – М., 2000. 2. Культурология : энциклопедия. В 2 т. – СПб., 2001.

3. Культурология / под. ред. А. А. Радугина. – М., 2007.

4. Ницше, Ф. Собр. соч. в 2 т. / Ф. Ницше. – М., 1990.

5. Шопенгауэр, А. Избранные произведения / А. Шопенгауэр. – М., 1999.

6. Ясперс, К. Смысл и назначение истории / К. Ясперс. – М., 1994.

Тема 9. Западноевропейские концепции «игры» в культуре

I. Составьте краткий конспект, пользуясь следующим планом:

1. Основные положения теории «игры» Й.Хейзинги.

2. Игра как элемент культуры в концепции Х. Ортега-и-Гассета.

3. Роль игры в культуре современности.

II. Выполните аналитический конспект работы Й.Хейзинги «Homo ludens» («Человек играющий») [11, гл. I, гл. III, гл. XII].

III. Выполните тестовые задания.

1. Авторами концепций «игры» в культуре являются:

a) К.Маркс;

b) Н.Я. Данилевский;

c) Г. Гессе;

d) Э. Берк;

e) О. Шпенглер;

f) Й. Хейзинга;

g) Ф. Ницше;

h) Х. Ортега-и-Гассет.

2. К феноменам «игры» в культуре Й.Хейзинга относит:

a) войну;

b) спорт;

c) правосудие;

d) науку;

e) азартные игры;

f) политику;

g) компьютерные игры;

h) плагиат;

i) искусство.

3. Соотнесите названия произведений и авторов.

a) «Игра в бисер»; 1) Х. Ортега-и-Гассет;

b) «Восстание масс»; 2) Й. Хейзинга;

c) «Осень средневековья»; 3) Э. Берн;

d) «Люди, которые играют в игры»; 4) Г. Гессе;

e) «Игры. в которые играют люди»; 5) К. Юнг.

4. Признаки игры – это:

a) свободная и добровольная деятельность;

b) эмоциональное наслаждение;

c) материальная выгода;

d) риск;

e) наличие правил;

f) принуждение;

g) наличие судьи.

5. В концепции Х. Ортега-и-Гассета игра характерна для современной:

a) массовой культуры;

b) спортивных состязаний;

c) военных конфликтов;

d) элитарной культуры.

Литература

1. Алпеева, Т. М. Философия культуры / Т. М. Алпеева. – Минск, 2001.

2. Берн, Э. Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы / Э. Берн. – Екатеринбург, 1999.

3. Гессе, Г. Игра в бисер / Г. Гессе. – М., 1995.

4. Культурология / Под.ред. Н.Г. Багдасарьян. – М.,2008.

5. Культурология ХХ века: Антология. – М., 1995.

6. Культурология. История мировой культуры. – М., 1998.

7. Культурология: основы теории и истории культуры. – СПб, 1996.

8. Ортега-и-Гассет, Х. Эстетика. Философия культуры / Х. Ортега-и-Гассет. – М., 1991.

9. Самосознание европейской культуры ХХ века. – М., 1991.

10. Философия культуры. Становление и развитие. – СПб., 1998.

11. Хейзинга, Й. Homo ludens / Й. Хейзинга. – М., 1992.

12. Хейзинга, Й. Осень средневековья / Й. Хейзинга. – М., 1992.

13. Энциклопедический словарь по культурологии. – М.,2007.

Тема 10. Психологические трактовки культуры

I. Кратко охарактеризуйте основные понятия психоаналитических концепций культуры З. Фрейда, К. Юнга, Э. Фромма.

II. Составьте тезисы по материалам работы З. Фрейда «Будущее одной иллюзии» [3].

III. Выполните тестовые задания.

1. Критика культуры как репрессивного начала содержится в концепциях (укажите все верные варианты):

a) З. Фрейда;

b) К. Маркса;

c) Й. Хейзинги;

d) К. Г. Юнга;

e) Ф. Ницше;

f) О. Шпенглера.

2. Приведите пять примеров архетипов в культуре.

3. Соотнесите работы и авторство:

a) «Психоаналитические этюды»; 1) В. Франкл;

b) «Архетип и символ»; 2) З. Фрейд;

c) «Иметь или быть»; 3) К. Юнг;

d) «Человек в поисках смысла»; 4) Э. Фромм.

4. Соотнесите понятия правого столбца и определения левого:

а) архетип; 1) непреодолимое сексуальное влечение,

неосознаваемое человеком;

b) бессознательное ; 2) комплекс коллективно-бессознательных

представлений, лежащих в основе мифологии, религии, искусства;

c) сублимация; 3) процесс замещения фрустраций творчеством или иным видом деятельности;

d) либидо; 4) неосознаваемые влечения человека, часть психики личности.

5. Истоки культуры З. Фрейд видел:

a) в страхе перед силами природы;

b) в проявлении Божественной воли;

c) в преодолении неосознанных психологических влечений;

d) в появлении тотемов и табу.

Литература

1. Виттельс, Ф. Фрейд. Его личность, учение и школа / Ф. Виттельс. – Л.,1991.

2. Фрейд, З. Введение в психоанализ / З. Фрейд. – М.,1991 .

3. Фрейд, З. Психоаналитические этюды/ З. Фрейд. – Минск, 1991.

4. Фромм, Э. Душа человека / Э. Фромм. – М., 1991.

5. Фромм, Э. Искусство любви / Э. Фромм. – М., 1993.

6. Хендерсон, Дж. Психоаналитический анализ культурных установок / Дж. Хендерсон. – М., 1997.

7. Юнг, К. Архетип и символ / К. Юнг. – М., 1991

Тема 11. Источники и механизмы культурной динамики

I. Охарактеризуйте основные положения культурологических учений Н. Я. Данилевского, О. Шпенглера, А. Тойнби.

II. Составьте аналитический конспект раздела книги П. А. Сорокина «Человек. Цивилизация. Общество» [6, гл. «Кризис нашего времени»].

III. Выполните тестовые задания.

1. В концепции А. Тойнби фазами развития цивилизаций являются:

а) рождение;

b) генезис;

c) расцвет;

d) кульминация;

e) надлом;

f) распад;

g) гибель.

2. Н. Я. Данилевский будущее видел в цивилизации:

a) европейской;

b) русской;

c) белорусской;

d) американской;

e) славянской.

3.Какие восемь типов культур выделяет О. Шпенглер в работе «Закат Европы»?

4. Сторонниками циклической модели развития культуры являются (укажите все верные варианты):

a) К. Ясперс;

b) Н. А. Бердяев;

c) К. Леви-Строс;

d) О. Шпенглер;

e) Н. Данилевский;

f) М. Вебер.

5. Идеациональный, чувственный и идеалистический менталитеты культуры выделяет:

a) Н. Я. Данилевский;

b) П. А. Сорокин;

c) В. С. Соловьев;

d) Н. А. Бердяев.

Литература

1. Бобахо, В. А. Культурология / В. А. Бобахо, С. И. Левикова. – М., 2000.

2. Гумилёв, Л. Н. Ритмы Евразии. Эпохи и цивилизации / Л. Н. Гумилев. – М., 1993.

3. Данилевский, Н. Я. Россия и Европа / Н. Я. Данилевский. – М., 1990.

4. Культурология / Под. ред. А. А. Радугина. – М., 1999.

5. Культурология. Энциклопедия. В 2-х т. – СПб., 2001.

6. Сорокин, П. А. Человек. Цивилизация. Общество / П. А. Сорокин. – М., 1992.

7. Тойнби, А. Постижение истории / А. Тойнби. – М., 1990.

8. Шпенглер, О. Закат Европы / О. Шпенглер. – Минск, 1998.

Тема 12. Культура первобытности

I. Укажите основные черты культуры первобытности, подходы к ее периодизации, эволюцию системообразующих элементов.

II. Написать рецензию на книгу Э. Тайлора «Первобытная культура» [5, гл. V, VI].

III. Выполните тестовые задания.

1. С точки зрения археологического подхода, в первобытной культуре можно выделить этапы:

a) палеолит;

b) дикость;

c) неолит;

d) варварство;

e) цивилизация;

f) мезолит.

2. Выберите черты, характерные для первобытного сознания:

a) традиционализм;

b) символизм;

c) конкретность;

d) рационализм;

e) синкретизм;

f) абстрактность.