Смекни!
smekni.com

Методические рекомендации по изучению курса «Культурология» ивыполнению контрольных работ 5 Тематическое планирование по курсу «Культурология» 7 (стр. 9 из 12)

6. Культурология. – Ростов н/Д., 2002.

7. Мартынов, В. Ф. Мировая художественная культура / В. Ф. Мартынов. –

Минск, 2002.

8. Руссо, Ж.-Ж. Избранные сочинения. В 3 т. / Ж.-Ж. Руссо. – М., 1961. – Т.1.

9. Хорхаймер, М. Диалектика просвещения: философские фрагменты / М. Хорхаймер, Т. В. Адорно. – М.; СПб., 1997.

Тема 29. Культура XIX века

I. Охарактеризуйте культуру XIX века, ответив на следующие вопросы:

1. Раскройте особенности европейской культуры XIX в. Какими изменениями в различных сферах культуры сопровождалась индустриализация?

2. Укажите основные достижения науки и техники XIX в.

3. Проследите эволюцию художественных стилей в искусстве XIX в. Дайте характеристику каждого стиля, укажите представителей.

II. Составьте аналитический конспект фрагмента текста П.Я. Чаадаева «Философические письма. Письмо первое» [7].

III. Выполните тестовые задания.

1. Установите соответствие между изобретателями и их техническими достижениями:

a) пароход; 1) Л. Дагер;

b) двигатель внутреннего сгорания; 2) А. Попов;

c) телеграф; 3) Ф. фон Цеппелин;

d) телефон; 4) Дж. Стефенсон;

e) радио; 5) Р. Фултон;

f) дирижабль; 6) А. Белл;

g) фотография; 7) Л. и О. Люмьер;

h) кинематограф; 8) С. Морзе;

i) паровоз; 9) С. Кольт;

j) револьвер; 10) Э. Ленуар;

11) Н. Отто;

12) Р. Дизель;

13) Г. Маркони.

2. К основным противоречиям культуры общества XIX в. можно отнести (выберите все верные варианты):

а) между пролетариатом и буржуазией;

b) между метрополиями и колониями;

c) между народной и элитарной культурами;

d) антагонизм человека и техники;

e) между естественнонаучной и гуманитарной культурами;

f) проблему отчужденного труда.

3. Отражение внутренних противоречий и кризисных тенденций культуры XIX в. наблюдается в философском направлении:

а) марксизм;

b) позитивизм;

c) дуализм;

d) иррационализм;

e) объективный идеализм.

4. Кто из ниже перечисленных деятелей искусства относится к стилю:

а) романтизм; 1) К. Моне;

2) Ш. Бодлер;

b) реализм; 3) Э. Мане;

4) М. Мусоргский;

5) О. де Бальзак;

c) символизм; 6) Ф. Шопен;

7) А. Блок;

8) Ф. Достоевский;

9) В. Ван Гог;

d) импрессионизм; 10) О. Роден;

11) И. Репин;

l2) Д. Байрон;

e) постимпрессионизм; 13) Э. Делакруа.

5. Установите соответствие между стилями в искусстве XIX века и их характеристиками:

a) натурализм; 1) стремление отобразить подвижность, изменчивость мира;

b) реализм; 2) желание художника передать мимолетные впечатления;

c) импрессионизм; 3) разработка системы пленэра;

4) игра света и тени, неожиданные ракурсы, эксперименты с цветом.

d) постимпрессионизим;

e) символизм;

f) романтизм;

Литература

1. Алпеева, Т. М. Введение в культурологию / Т. М. Алпеева. – Минск, 1998.

2. Берковский, Н. Я. Романтизм в Германии / Н. Я. Берковский. – СПб., 2001.

3. Введение в культурологию: учеб. пособие. В 3 ч. – М., 1995. – Ч. 2.

4. Кравченко, А. И. Культурология / А. И. Кравченко. – М., 2002.

5. Культурология. – Ростов-н/Д., 2002.

6. Мартынов, В. Ф. Мировая художественная культура / В. Ф. Мартынов. – Минск, 2002.

7. Чаадаев, П. Я. Полное собрание сочинений и избранные письма / П. Я. Чаадаев. – М., 1991 – Т.1.

8. Хобсбаум, Э. Век Капитала. 1848–1875 гг. / Э. Хобсбаум. – Ростов н/Д.,

1999.

Тема 30. Пути и проблемы культуры ХХ века

I. Дайте развернутые ответы на следующие вопросы:

1. В чем проявились особенности развития культуры в первой и второй половинах ХХ века?

2. Раскройте роль техники и технологий в культурных процессах прошлого века.

3. Охарактеризуйте основные черты модерна и постмодерна, сделайте вывод об отношении этих двух культурных традиций.

II. Составьте аналитический конспект фрагмента текста Х. Ортега-и-Гассет «Восстание масс» [6, разделы 1, 5, 6, 8].

III. Выполните тестовые задания.

1. Основными тенденциями XX века являются:

a) прогресс всех сфер культуры;

b) научно-технический прогресс;

c) духовно-нравственный прогресс;

d) углубление противоречий между технотронным и духовно-нравственным развитием общества;

e) религиозный Ренессанс;

f) появление множества новых стилей и форм в искусстве.

2. Соотнесите характеристики 1) технократического подхода и 2) гуманистического подхода:

а) признание техники в качестве определяющей сферы культуры;

b) убежденность в способности техники и научно-технической рациональности решить социальные проблемы;

c) развитие техники должно быть поставлено под жесткий гуманитарный контроль;

d) угроза техногенной катастрофы;

e) власть в обществе должна принадлежать «людям техники» – инженерам;

f) техника делает человека «машиной», дегуманизирует его;

g) критика научно-технической рациональности как репрессивной по отношению к природе и человеку.

3. Выделите представителей следующих стилей модернистского искусства:

а) экспрессионизм; 1) С. Дали;

b) дадаизм; 2) Э. Уорхол;

c) сюрреализм; 3) П. Пикассо;

d) абстракционизм; 4) В. Маяковский;

e) кубизм; 5) Э. Мунк;

f) поп-арт; 6) Т. Тцара;

g) футуризм; 7) К. Малевич;

h) фовизм; 8) Ф. Маринетти;

9) А. Матисс;

10) С. Бунюэль;

11) В. Кандинский.

4. Выделите характерные признаки массовой культуры:

а) коммерческий характер, ориентированность на потребление;

b) она является источником культурных инноваций;

c) китч;

d) через массовую культуру может осуществляться манипуляция сознанием;

e) создаёт альтернативные культурные ценности;

f) уникальность продуктов, ориентированность автора на самовыражение;

g) сложилась в ХХ в. в связи с развитием СМИ;

h) формирует эстетический вкус, чувство стиля, приобщает к лучшим образцам высокой культуры;

i) стандартизация продуктов творчества.

5. Представителями постмодернизма являются:

а) У. Эко;

b) Р. Бах;

c) Л. Бессон;

d) М. Павич;

e) П. Альмадовар;

f) Д. Браун;

g) К. Тарантино;

i) В. Пелевин;

j) П. Коэльо;

k) Ч. Дженкс.

Литература

1. Актуальные проблемы культуры XX века. – М., 1993.

2. Бердяев, Н. А. Человек и машина / Н. А. Бердяев // Бердяев, Н. А. Философия творчества, культуры и искусства / Н. А. Бердяев. – М., 1994. – Т. 1.

3. Бретон, А. Манифест сюрреализма / А. Бретон // Называть вещи своими именами. – М., 1986.

4. Гуревич, П. С. Философия культуры / П. С. Гуревич. – М., 1995.

5. Ильин, И. Постмодернизм от истоков до конца столетия. Эволюция

научного мифа / И. Ильин. – М., 1998.

6. Культурология XX века. Антология. В 4 т. – М., 1994.

7. Культурология: XX век. – М., 1994.

8. Левяш, И. Я. Культурология / И. Я. Левяш. – Минск, 2002.

9. Лики культуры. Альманах. – М., 1995.

10. Лиотар, Ж.-Ф. Состояние постмодерна / Ж.-Ф. Лиотар. – М.; СПб., 1998.

11. Маринетти, Ф. Т. Манифест футуризма / Ф. Т Маринетти // Называть вещи своими именами. – М., 1986.

12. Мартынов, В. Ф. Мировая художественная культура / В. Ф. Мартынов. – Минск, 2002.

13. Мэмфорд, Л. Техника и природа человека / Л. Мэмфорд // Новая технократическая волна на Западе. – М., 1986.

14. Ортега-и-Гассет, Х. Восстание масс / Х. Ортега-и-Гассет. – М., 2002.

15. Тцара, Т. Манифест Дада 1918 года / Т. Тцара // Как всегда – об авангарде. – М., 1992.

16. Постмодернизм: энциклопедия. – Минск, 2002.

17. Самосознание европейской культуры XX века. – М., 1991.

18. Швейцер, А. Культура и этика / А. Швейцер. – М., 1997.

19. Эко, У. Заметки на полях к «Имени розы» / У. Эко // Имя розы. – М., 1989.

Тема 31. Советская культура

I. Выполните следующие задания:

1. Изложите в виде тезисов основные положения советской идеологии.

2. Охарактеризуйте достижения и недостатки Советского Союза в области политики, производства, в социальной сфере, науке, искусстве.

3. Перечислите видных представителей советской культуры в области науки, философии, литературы, музыки, театра, живописи, кинематографа и спорта (для каждой сферы назвать по 3 представителя).

II. Составьте аналитический конспект фрагмента текста (на выбор):

1) Найдорф М. И. Тоталитаризм как простейшая форма «массовой культуры» [8]

2) Раздел «Коммунизм – светлое будущее всего человечества» Программы Коммунистической партии Советского Союза.

III. Выполните тестовые задания.

1. Наиболее значимыми достижениями советской культуры в следующих сферах были:

a) национальная политика;

b) искусство модернизма;

c) религиозный «ренессанс»;

d) образование;

e) развитие научно-промышленного комплекса;

f) технический прогресс в освоении космоса;

g) свободное всестороннее развитие личности.

2. Выберите из списка понятия и феномены советской идеологии и культуры:

а) космополитизм;

b) соцреализм;

c) партийность (искусства);

d) материалистическая диалектика;

e) философский идеализм;

f) коллективизм;

g) религия;

h) интернационализм;

i) авангардизм;

j) национализм;

k) колониализм;

l) диссидентское движение;

m) материализм.

3. Наиболее свободным, либеральным этапом советской истории считается время, когда Советским Союзом руководил:

а) В. Ленин;

b) И. Сталин;

c) Н. Хрущев;

d) Л. Брежнев;

e) Ю. Андропов.

4. В литературе советского времени представителями социалистического реализма являлись:

а) А. Фадеев;

b) М. Шолохов;

c) И. Пырьев;

d) О. Мандельштам;

e) В. Мухина;

f) В. Мейерхольд;

g) Г. Александров;

h) М. Булгаков;

i) А. Толстой;

к) М. Зощенко.

5. Из списка деятелей советской культуры выберите представителей

1) «официальной культуры» и 2) «подпольной», «неофициальной» культуры:

а) И. Бродский; b) Т. Лысенко; c) А. Твардовский; d) М. Плисецкая; e) Н. Бердяев; f) Б. Гребенщиков; g) А. Солженицын; h) А. Макаренко; i) А. Сахаров; j) Н. Гумилев; k) М. Барышников; l) И. Глазунов; m) С. Эйзенштейн; n) М. Ростропович; o) Андрей Тарковский; р) И. Дунаевский; q) К. Станиславский; r) Э. Неизвестный.

Литература

1. В тисках идеологии : Антология литературно-политических документов 1917-1927 гг. / сост. К. Аймермахер. – М., 1992