Реализация целей нашей работы может осуществляться в различных способах организации музыкальной деятельности, которые в музыкальной педагогике принято обозначать как формы музыкального воспитания. Влияние музыкального воспитания на становление личности проявляется и осуществляется через различные формы музыкальной деятельности:
а) восприятие, т.е. развитие слушательских умений детей;
б) познавательную деятельность (элементарную музыкальную грамотность), т.е. познание музыки и накопление теоретических понятий об основах музыкальной выразительности, средствах развития художественного образа;
в) творческую деятельность, в своем специфическом понимании, исполнительство, т.е. исполнение музыкальных произведений в виде игры на детских музыкальных инструментах, участие в шумовом оркестре, сольном, ансамблевом и хоровом пении, рисовании впечатлений о прослушанном произведении, мини- сочинения о музыкальных произведениях, копилки - чувств (описание музыкальных произведений через эмоционально-чувственное содержание), ритмопластики, движений и танцев и т.д.
Все эти формы помогают формировать навыки активного восприятия музыки, обогащают музыкальный опыт детей, прививают им знания, что в целом является важной предпосылкой обогащения музыкальной, духовной культуры школьников, становления гуманистической личности в процессе учебной деятельности. Заметим, что процесс становления личностно-гуманистической ориентации младших подростков включается во все формы музыкальной деятельности, но не в теории, ни в практике, ни в исследованиях не раскрыт (хотя его и касались в своих программах Д.Б.Кабалевский, Э.Б. Абдуллин, В.В.Алеев, Т.И. Науменко).
Что касается анализа направленности программ на воспитательный результат выводы аналогичные. Результаты обучения, к которым должны стремиться школьники, ярко и наглядно представлены в каждой программе - это определенные показатели знаний и умений учащихся, требования к уровню подготовки учащихся по итогам года. Однако необходима теоретическая разработка конкретных способов реализации воспитательных целей, тех указаний, которые могут привести к конкретизации и реальному их воплощению, в данном случае - становлению личностно-гуманистической ориентации.
Программы по музыкальному воспитанию школьников, действующие в настоящее время, как видно из нашего анализа, ориентированы, в первую очередь, на процесс обучения, и недостаточно конкретизируют условия реализации воспитательных целей и задач, обозначенных в них.
Вычленение аспектов музыки, как учебного предмета, непосредственно выходящих на становление личностно-гуманистической ориентации младшего подростка, не находит должного отражения ни в общей, ни в специальной педагогической литературе. Отсюда возникает необходимость проанализировать особенности организации учебной деятельности и специфики уроков музыки, связанных с воспитательными целями. Нашей задачей явилась необходимость показать переход от уроков усвоения узкотехнических навыков к урокам, ориентированным на развитие гуманистической личности.
Система содержания наших уроков определяется программой для 5,6 классов научного руководителя Д.Б.Кабалевского, авторов Э.Б.Абдуллина, Т.А.Бейдер, Т.Е.Вендеровой (2004г.) Общее пространство содержания мы не перерабатываем, а с позиций нашей цели вычленяем те аспекты, реализация которых будет способствовать решению воспитательных задач, а они носят воспитательный смысл. Критерии оценки знаний учащихся и требования к уровню их подготовки изложены в программе. В связи с тем, что в новой редакции нет поурочного планирования музыкального материала, нами предлагается его авторизированный вариант (Приложение I).
Решение задач реализуется нами через уроки, которые посвящены отдельным аспектам учебной программы. Урок – основная форма музыкального воспитания и обучения школьников. Урок музыки в школе – это завершенный в смысловом, временном и организационном отношении определенный этап работы по музыкальному воспитанию и обучению школьников в целостном учебном процессе. В основу наиболее используемых учителями типов уроков, выделенными Э.Б.Абдуллиным, положены три стадии в изучении музыкального произведения.
I. Знакомство с музыкальным произведением, его образно-эмоциональное восприятие, осмысление под углом зрения изучаемой темы.
II. Более детальный анализ, формирование музыкально-слуховых представлений, исполнительских навыков.
III. Целостное, более полное по сравнению с первоначальным восприятие произведения.
Отсюда вытекают типы уроков:
- урок введения в тему (наличие в содержании урока первоначальной обобщенной характеристики нового ключевого знания);
- урок углубления в тему (наличие в уроке новой характеристики ключевого знания);
- урок обобщения темы (наличие в уроке целостной, но уже обогащенной, по сравнению с уроком введения в тему, характеристики ключевого знания).
Нами принимаются во внимание вышеизложенные характеристики урока и, учитывая специфику нашего исследования, главную роль мы отводим урокам по изложению нового материала (нового ключевого знания). При этом важны следующие содержательные принципы построения уроков музыки, которые могут затрагивать личностный уровень регуляции деятельности при определенных условиях организации эксперимента, включенных в общий процесс преподавания музыки в пятых-шестых классах:
Во-первых, это создание у детей целостного представления об искусстве. В этой связи каждый урок строится на основе комплексного использования произведений различных видов искусства (литературы, музыкального, изобразительного, кино) с целью объединения их в сознании детей в единую тему для художественного освоения окружающей действительности.