Чувства | Название муз произведения | Композитор |
Любовь, грусть, тоска, безутешность, отрешенность | Мелодия из оперы «Орфей и Эвридика» | Х.В. Глюк |
Жизнеутверждение, упорство, вера в свои силы, решительность | Симфония №5, 1 ч. | Л.Бетховен |
Возвышенность чувств, вдохновенность, человеколюбие, одухотворенность, трепетность | «Ave Maria» | Ф Шуберт |
Гордость, единение с миром, с народом, величественность | Концерт №2, ч.1 | С.В.Рахманинов |
В ходе этой работы важно ориентировать учащихся на гуманистические переживания: эмпатию, позитивные переживания, одухотворенность, жизнеутверждение, человеколюбие. Другой задачей является обогащение эмоционального словаря - языка их чувств.
Приложение 5
Опрос- тест (6 класс, III четверть)
Общее и различное в художественных образах, идеях
и чувствах музыкальных произведений
Цель: осознание учащимися идей и художественных образов, их эмоционального (чувственного) наполнения.
Формы работы: индивидуальная и совместная (групповая).
Музыкальные произведения | Общее (1 и 2) | Различия (1 и 2) |
1)Сцена из пятой картины оперы «Повесть о настоящем человеке» С.Прокофьева | Патриотизм и мужество главных героев обеих опер. Стремление к высоким целям: защитить свою Родину, свой народ, свою землю. Гордость, достоинство, самопожертвование, отвага. Вневременной нравственный идеал | Принадлежность к разному времени. Диалог и взаимодействие героев, идея милосердия, веры поддержки героя |
2)Ария Сусанина (из оперы «Иван Сусанин») М.Глинки | Монолог главного героя Сдержанность и внутренняя сила одного человека против врага | |
Музыкальные произведения | Общее (1 и 2) | Различия (1 и 2) |
1) «Прощальная» И.Грибулина | Дружба товарищество; идея единения людей, сотрудничества, солидарности, общих чувств | Лиричность, трогательность, печаль, мечтательность |
2)«Песня о дружбе» В. Иванова | Легкость, бодрость, приветливость, спаянность | |
1) Хор «Славься» (из оперы «Иван Сусанин») М.Глинки | Гимн народу, времени и стране. Праздничность, величественность, мощь, самозабвенность решительность, пафосность | Принадлежность к различным эпохам Помпезность, некоторая статичность |
2) «Время, вперед!» Г.Свиридова | Стремительность, динамичность |
В обсуждении с учащимися важно выслушать мнение каждого о художественной и гуманистической ценности данных произведений, актуализировать субъектный опыт и систематизировать групповое мнение о музыке, силе его воздействия на личность человека.
Приложение 6
Методика незаконченных предложений
Цель: развитие аналитического подхода к музыкальным впечатлениям, их влияния на развитие их личности, на их поведение, на отношение к искусству в целом.
«Музыка – это для меня…»
«Музыка учит меня…»
«В музыке, я думаю, есть…»
«В каждом музыкальном произведении…»
«На уроке музыки…»
«На уроке музыки мне нравится…»
«На уроках музыки мне не нравится…»
«Наша учительница на уроке музыки…»
«Наша учительница музыки…»
«На уроках музыки мне бы хотелось…»
«На уроках музыки я обычно…»
«Музыка помогает мне в жизни … (быть?)»
«В каждом музыкальном произведении можно...»
«Если завтра музыка уйдет из нашего мира… он станет...»
Приложение 7
Методика мини-сочинений (эссе)
Цель: научить умению размышлять, анализировать. Сопоставлять духовный мир искусства в сравнении с историей собственной жизни.
Примеры тем для мини-сочинений (эссе)
Что музыка может сделать… (для человека).
Музыка в моей жизни.
Мой музыкальный мир.
Моя любимая песня.
Музыка- школа жизни.
И тот, кто с песней по жизни шагает, тот никогда и нигде не пропадет.
Способна ли музыка сделать человека добрее?
Как вы понимаете высказывание Л.Бетховена: «Музыка должна высекать огонь из человеческих душ»?
Как вы понимаете высказывание Д.Д.Шостаковича: «Без звуков музыки жизнь была бы не полна, глуха, бедна»?
Приложение 8
Материал к уроку по теме: «Ура частушке!»
По содержанию мы выделяем следующие виды.
1. Школьные частушки (об учебе и об отношениях с одноклассниками)-33
Например:
а) Хоть оценки и не очень, Шура очень знаменит. Потому, что, между прочим, Он ушами шевелит! | б) Наш учитель очень строг- не пошли мы на урок. Уж как радовался он, Что от нас освобожден! |
II. Лирические ( высмеивающие "милого", "милых"; о любви к "милому")- 66 | |
а) Мимо нашего окна Едете трактор новенький. Мне не трактор приглянулся- Тракторист молоденький! | б) У моего миленочка Голова из трех частей: Карбюратор, генератор И коробка скоростей! |
III. Шуточные "О себе" – 13 | |
а) Когда книжку я читал, Все словечки понимал, Прочитал я и закрыл, Тут же все слова забыл! | б) Не ругай меня учитель, Что я снова опоздал. По дороге в нашу школу Школьный дворик подметал! |
IV. О песне, частушке – 15 | |
а) Ты гармонь, гармошенька Развей тоску малешенько Развей ты горюшко-тоску По дорожке, по песку. Сканец Инга 5 кл.( сочинила вместе с бабушкой) | б) Мы частушки сочиняем, Песни звонкие поем. И поэтому, ребята В школе весело живем! |
V. «Страшилки» - частушки (издевки) - 35 | |
а) Как понюхал Слава клею, Сигарету закурил, Не идет на ум наука, И учиться нету сил. | б) Биологии учитель О природе говорил: Жить осталось нам всем мало- Мусор всех нас задавил! |
VI. Социальные (политико-гражданские) – 6 | |
а) Мы опять сидим скучаем, Завуч снял у нас урок. Потому что с депутатом Проводил он диалог. | б) Скоро выборы у нас: Денек замечательный! Побежим за депутатом- Мы ведь избиратели! |
Приложение 9
Тезаурус мудрой мысли
(сокровищница мудрых мыслей о музыке)
Цель: данная предполагаемая форма работы с учащимися направлена на совместную работу учителя и учащихся в создании сборника стихов и высказываний о великой созидательной силе музыки. Приобщаясь к великим мыслям замечательных людей, ребенок как бы «сверяет» собственные размышления о музыке с «экспертными» оценками.
Может проходить в форме выполнения домашних заданий с последующим обсуждением проделанной работы.
Далее представлены некоторые фрагменты данной сокровищницы.
«...музыка способна оказывать воздействие на этическую сторону души; и раз музыка обладает такими свойствами, то, очевидно, она должна быть включена в число предметов воспитания молодежи» Аристотель.
« Я очень сожалел бы, если бы моя музыка только развлекала моих слушателей: я стремился их сделать лучше» Г. Гендель.
« Мне всегда лучше работается после того, как я послушаю музыку» В.Гете.
«Музыка всегда содержательна. У каждого подлинного музыкального произведения есть идея...» Л.Бетховен.
«Вы спросите у меня, откуда я беру свои идеи?..- я улавливаю их на лоне природы, в лесу, на прогулках, в тишине ночи, ранним утром, возбужденный настроением, которые у поэта выражаются словами, а у меня превращаются в звуки, звучат бушуют, пока не станут передо мною в виде нот» Л. Бетховен.
« Музыкант тоже поэт; пара глаз может его внезапно перенести в лучший мир, где музы могут, шутя внушить ему великие творения» Л.Бетховен.
«Музыка - единственное искусство, проникающее в сердце человеческое так глубоко, что может изображать переживания этих душ» Стендаль
«Я считаю невозможным сочинить музыку, которая непрочувствованна мною вполне; это кажется мне ложью, ибо ноты имеют такой же определенный смысл, как и слова - быть может, еще более определенный» Ф.Мельденсон.
«Музыка часто внушает мне глубокие мысли. Слушая ее, я испытываю огромное желание творить...» Э.Делакруа.
«Есть минуты, в которые вполне чувствуешь недостаток земного языка, хотел бы высказаться какой_то гармониею, музыкой. Музыка невещественная дочь вещественных звуков, она одна может перенести трепет одной души в другую, перелить сладостное, безотчетное томление...» А.И. Герцен.
«Музыка в большей связи с нравственными поступками человека, нежели как обыкновенно думают...» В.Ф.Одоевский.
«... если бы мне пришлось вновь пережить свою жизнь, я установил бы для себя правило читать какие-то количество стихов и слушать какое-то количество музыки, по крайней мере, раз в неделю; быть может путем такого [постоянного] упражнения мне удалось бы сохранить активность тех частей моего мозга, которые теперь атрофировались. Утрата этих вкусов равносильна утрате счастья и, может быть, вредно отражается на умственных способностях, а еще вероятнее на нравственных качествах, так как ослабляет эмоциональную сторону нашей природы» Ч.Дарвин.