Интересно отметить, что наибольшее число поправок и дополнений было внесено к ст. 1, в которой содержалось определение Советского государства как социалистического государства рабочих и крестьян. Многие не вполне соглашались с этим определением, считая, что в обществе победившего социализма было бы более правильно охарактеризовать Советское государство как социалистическое государство рабочих, крестьян и интеллигенции. В некоторых поправках предлагалось вместо слов "рабочих и крестьян" написать: "тружеников социалистической промышленности и сельского хозяйства". Были и предложения определить Советское государство как общенародное, а вместо термина "Советы депутатов трудящихся" применить понятие "Советы народных депутатов". В западносибирской газете "Красное Знамя" предлагалось, например, записать, что "все органы власти, начиная от сельского и кончая Верховным Советом СССР, являются общенародными органами власти".
В газете "Красный Крым" говорилось о целесообразности записать в Конституции: "Вся власть в СССР принадлежит трудящимся города и деревни; она осуществляется через Советы депутатов трудящихся, являющиеся самой демократической формой государственной власти всего народа". Хотя эти предложения и не были приняты, но сам по себе факт выдвижения подобного рода предложений, в которых победа социализма связывалась с формированием общенародного характера социалистической государственности, весьма примечателен.
Итоги всенародного обсуждения убедительно свидетельствовали о том, что широчайшие массы трудящихся приняли очень активное и непосредственное участие в разработке и уточнении проекта новой Конституции СССР. Замечания и конкретные предложения во многом способствовали также улучшению деятельности Советов и усилению их связи с трудящимися. Всенародное обсуждение по существу означало массовую проверку деятельности советского государственного аппарата снизу доверху. В ходе обсуждения почти повсеместно проводились отчеты местных Советов и их депутатов перед избирателями. Так, например, по РСФСР, ЗСФСР и Узбекской ССР перед избирателями отчиталось о своей работе около 80% местных Советов и свыше 85% их депутатов.
С августа 1930 г. широко развернулась подготовка к созыву Чрезвычайного VIII съезда Советов СССР, который должен был окончательно рассмотреть проект новой Конституции. В октябре—ноябре состоялись чрезвычайные районные, областные, краевые и республиканские съезды Советов, на которых подводились итоги всенародного обсуждения проекта новой Конституции СССР. Единодушно одобряя проект, эти съезды в своих постановлениях отмечали наиболее важные поправки и дополнения, которые было бы целесообразно в него внести.
25 ноября 1936 г. в Москве открылся Чрезвычайный VIII съезд Советов СССР. На нем присутствовали 2016 делегатов с решающим голосом. Социальный состав делегатов убедительно показывает, что съезд имел характер самого широкого представительства трудящихся всей страны. В составе делегатов было 42% рабочих,. 40% крестьян и 18% представителей советской интеллигенции. 72% делегатов являлись членами Коммунистической партии. Среди делегатов было 419 женщин. Делегаты принадлежали к 63 нациям и народностям СССР.
Доклад о проекте Конституции СССР на съезде сделал председатель Конституционной комиссии И. В. Сталин. Первого декабря 1936 г. Чрезвычайный VIII съезд Советов СССР принял постановление:
1. Представленный Конституционной комиссией ЦИК СССР проект Конституции Союза ССР одобрить и принять за основу.
2. Для рассмотрения внесенных поправок и дополнений и установления окончательного текста Конституции СССР создать Редакционную комиссию в составе 220 человек.
3. Поручить Редакционной комиссии в трехдневный срок представить на рассмотрение съезда окончательный текст Конституции СССР, учтя, при этом, как результаты всенародного обсуждения проекта Конституции, так и обсуждение на самом съезде.
Вырабатывая окончательный текст проекта Конституции СССР, Редакционная комиссия внесла в него 48 поправок и дополнений, которые коснулись 38 статей проекта. Большинство этих поправок носило редакционный характер. Однако в некоторые статьи были внесены добавления, имеющие существенное значение.
Так, в ст. 6 было включено положение о том, что земля, находящаяся в распоряжении колхозов, закрепляется за ними не только в бессрочное (что было предусмотрено в проекте), но и бесплатное пользование. Ст. 10 уточнена и дополнена указаниями на то, что закон охраняет не только личную собственность граждан, как говорилось в проекте, но и право ее наследования. В ст. 12 было включено дополнение о том, что труд в СССР является не только обязанностью каждого способного к труду гражданина, но и делом чести. В ст. 35 были внесены принципиальные изменения, устанавливающие прямые выборы гражданами СССР Совета Национальностей Верховного Совета СССР и нормы представительства в Совете Национальностей от республик, автономных областей и национальных округов. Конкретно, в ст. 35 Проекта было указано, что Совет Национальностей составляется из депутатов, выделяемых Верховными Советами союзных и автономных республик, т. е. не избирается непосредственно гражданами СССР, подобно тому как должен был избираться Совет Союза.
В дополнении к ст. 40 говорилось, что законы, принятые Верховным Советом СССР, публикуются на языках союзных республик. Ст. 48 устанавливала избрание заместителей Председателя Президиума Верховного Совета СССР по числу союзных республик. Существенные изменения и дополнения были также внесены в статьи, касающиеся полномочий высших органов государственной власти и органов государственного управления.
Пятого декабря 1936 г. состоялось заключительное заседание Чрезвычайного VIII съезда Советов Союза ССР. Съезд утвердил текст Конституции СССР сначала постатейно, а затем в целом, и поручил ЦИК СССР на основе новой Конституции разработать и утвердить Положение о выборах, а также установить сроки выборов в Верховный Совет СССР. В ознаменование принятия новой Конституции СССР съезд объявил 5 декабря всенародным праздником — Днем Конституции СССР.
Вывод: В результате продолжительного обсуждения с апреля по декабрь, Конституция была принята 5 декабря 1936 года. Она выражала стремление советских людей создать наиболее совершенный Основной Закон государства победившего социализма.
1.2 Особенности принятия Конституции
Конституция СССР 1936 г. во многом отличалась от первой Конституции СССР — Конституции 1924 г., которая была посвящена в основном принципам построения Советского союзного многонационального государства на основе добровольного договора союзных советских республик, но не закрепляла основ советского общественного и государственного строя, которые были предусмотрены тогда лишь конституциями республик. Конституция СССР 1936 г. впервые в развернутом виде сформулировала единые для всего Союза ССР основы общественного и государственного строя, основные права и обязанности граждан, принципы избирательной системы и т. д. Новая Конституция СССР явилась, поэтому, определяющей основой для разработки соответствующих ей конституций союзных и автономных республик.
В июне-июле 1936 г. во всех союзных республиках были созданы конституционные комиссии, подготовившие проекты республиканских конституций. По одобрении ЦИК республик, эти проекты были опубликованы для всенародного обсуждения и в окончательном виде утверждены затем на республиканских чрезвычайных съездах Советов, состоявшихся в январе—марте 1937 г.
В течение 1940—1941 гг. были разработаны и утверждены конституции новых союзных советских республик: Карело-Финской ССР — в апреле 1940 г.; Латвийской, Литовской и Эстонской ССР — в июле 1940 г.; Молдавской ССР — в феврале 1941 г. В этих конституциях, составленных в соответствии с Конституцией СССР 1936 г., вместе с тем были учтены некоторые конкретно-исторические особенности общественного строя перечисленных республик, в особенности республик Советской Прибалтики. После принятия Конституции СССР и конституций союзных республик в конце 1937 г. были разработаны и приняты конституции всех автономных республик.
В новых конституциях союзных и автономных республик нашли свое выражение и закрепление единые для всего СССР социалистические принципы общественного и государственного строя, а также положения, определяющие основные права и обязанности советских граждан, структуру и организацию органов государства. Вместе с тем конституции союзных республик отразили некоторые особенности исторического развития и национально-государственного устройства республик. Так, в конституциях большинства союзных республик указывалось, что Советы депутатов трудящихся выросли и окрепли в результате не только свержения власти помещиков и капиталистов, завоевания диктатуры пролетариата, но и освобождения населения республик от национального гнета царизма, русской империалистической буржуазии, разгрома националистической контрреволюции.
Конституции Туркменской, Узбекской и Таджикской ССР наряду с этим отмечали такой важный исторический момент, как воссоединение разобщенных царизмом частей туркменского, узбекского и таджикского народов в социалистические государства рабочих и дехкан. В конституциях Туркменской, Узбекской, Таджикской, Казахской и Киргизской республик было записано, что социалистическая система хозяйства и социалистическая собственность па орудия и средства производства утвердились в этих республиках в результате ликвидации не только капиталистической, но л феодальной системы хозяйства. В Конституции Киргизской ССР говорилось о ликвидации родовых отношений и колониальной эксплуатации.
В главах о государственном устройстве новые конституции союзных республик в полном соответствии с Конституцией СССР зафиксировали основные мотивы и цели их вхождения в СССР: взаимопомощь на основе экономического и политического единства и обеспечение обороны и безопасности страны. Они предусмотрели за СССР в лице его высших органов власти и органов государственного управления обеспечение суверенных прав, определенных в ст. 14 Конституции СССР. В этих главах закреплены также суверенные права союзных республик, их компетенция в осуществлении государственной власти и государственного управления.