Смекни!
smekni.com

Методические рекомендации (стр. 1 из 7)

Министерство внутренних дел Российской Федерации

Барнаульский юридический институт

Ф.К. Свободный

ОСОБЕННОСТИ ВЕДЕНИЯ ПЕРЕГОВОРОВ

В СИТУАЦИИ ЗАХВАТА ЗАЛОЖНИКОВ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Барнаул 2004


ББК 67.401.213

С 25

С 25 Свободный Ф.К. Особенности ведения переговоров в ситуации за­хвата заложников: Методические рекомендации для курсантов, слушателей и практических работников органов внутренних дел и юстиции. - Барнаул: Бар­наульский юридический институт МВД России, 2004. - 29 с.

В рекомендациях приводится типология преступников, захвативших за­ложников, рассматриваются вопросы отбора, подготовки «переговорщиков», тактики ведения переговоров в «ситуации заложника», описываются психоло­гические приемы, повышающие эффективность ведения переговоров с пре­ступниками, захватившими заложников.

Работа адресована курсантам, слушателям учебных заведений МВД Рос­сии, а также в помощь практическим работникам органов внутренних дел и юстиции.

© Барнаульский юридический институт МВД России, 2004


ВВЕДЕНИЕ

Проблема психологического обеспечения деятельности сотрудников ОВД в экстремальных условиях занимает в последнее время все более значительное место среди других задач по обеспечению профессиональной деятельности подразделений органов внутренних дел. Особое место здесь занимают задачи, связанные с ситуациями захвата заложников, похищения людей, похищения культурных и исторических ценностей, активного противодействия преступни­ков принимаемым мерам по их задержанию.

В практику деятельности правоохранительных органов в «ситуации за­ложника» прочно вошли переговоры с преступниками, основной целью кото­рых является сохранение жизни и здоровья граждан.

События последних лет с огромной убедительностью показали, что ус­пешность решения задач, стоящих перед правоохранительными органами в «ситуации заложника», во многом зависит от эффективности переговорного процесса. В свою очередь, эффективность переговорного процесса зависит от умения лиц, ведущих переговоры, проанализировать мотивы и особенности ха­рактера преступников, установить психологический контакт с ними, грамотно подобрать и использовать психологические приемы воздействия на преступни­ков с целью скорейшего разрешения ситуации.

Перед необходимостью ведения переговоров с преступниками может ока­заться практически любой сотрудник органов внутренних дел. При этом для эффективного разрешения ситуации ему потребуется не только выдержка и элементарные навыки общения, но и специальные знания и умения «перего­ворщика».

С целью выработки наиболее эффективного плана действий по освобож­дению заложников, грамотного построения переговорного процесса необходи­мо произвести определение типа преступника, захватившего заложников, его мотива, специфики ситуации, а также наиболее эффективных в данном кон­кретном случае «стратегических» и тактических приемов ведения переговоров. В частности, необходимыми умениями лиц, ведущих переговоры с преступни­ками, являются - умение вести «торг», затягивать время, выполнять требования поэтапно, создавать у преступника ощущение положительной динамики проис­ходящих событий. При этом переговоры должны вестись по логике протекания процесса общения вообще: первый этап — вхождение в контакт, накопление со­гласия; второй этап - изложение сути требований, предложений; третий этап - подведение итогов.

Освещению вышеуказанных вопросов и посвящены данные методические рекомендации, предназначенные для практических работников органов внут­ренних дел и юстиции, а также для курсантов и слушателей правоохранитель­ных вузов.


1. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПЕРЕГОВОРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В «СИТУАЦИИ ЗАЛОЖНИКА»

Захват заложников не является новым явлением. Своими корнями он уходит в глубину веков, но наиболее массовое распространение преступления с захватом заложников получили в последние десятилетия. К сожалению, данный вид преступного поведения прогрессирует в последнее время и у нас. При этом захват заложников осуществляется при совершении корыстных преступлений, в местах лишения свободы, а в последнее время и при террористических актах.

Практическая и научная проблема ведения переговоров с преступниками, захватившими заложников, в нашей стране возникла недавно. Это объяснялось спецификой правовой идеологии бывшего СССР, однако, начиная с середины 80-х гг., положение коренным образом изменилось. Участились случаи захвата транспортных средств из террористических, корыстных и других намерений, похищение людей с целью выкупа, явления массовых беспорядков и другие опасные противоправные акции. Практически во всех подобных ситуациях пра­воохранительным и другим органам приходится вступать в переговоры для предупреждения преступлений ради сохранения жизни и здоровья людей, ма­териальных и других ценностей, решать задачи предупреждения, раскрытия и расследования преступлений.

Такой вид преступления, как захват заложников содержит значительную долю риска как для преступника, так и для захваченных им лиц. Поэтому наи­более плодотворной при ликвидации захвата заложников является тактика гиб­кого реагирования, основывающаяся на умелом ведении переговоров с захват­чиками. Отечественный опыт свидетельствует о том, что за последние три года в 70% случаев захвата заложников они были освобождены путем переговоров. Зарубежный опыт дает еще более обнадеживающие результаты.

Любые переговоры относятся к такому роду человеческой деятельности, как общение. Общение - это взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене информацией познавательного или аффективно-оценочного характера1.

Как показывает практика, нередко успех операции по освобождению за­ложников и аресту преступников зависит от качества психологического обес­печения переговорного процесса с преступниками, где переговоры - диалого­вое общение с преступниками и их представителями с целью защиты прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, дости­жения приемлемых соглашений, направленных на снижение общественной опасности и возможного вреда, получение необходимой оперативной и криминалистически значимой информации2.

За рубежом на основе многолетней практики борьбы с терроризмом выра­ботался ряд основополагающих принципов организационно тактического плана, которым противостоящая террористам сторона должна следовать, чтобы добить­ся реального успеха в деле освобождения заложников. В практику деятельности правоохранительных органов большинства стран «в ситуации заложника» проч­но вошли переговоры с преступниками, основной целью которых является со­хранение жизни и здоровья граждан, оказавшихся заложниками.

Рассмотрим основные вопросы организации переговорного процесса в ситуации захвата заложников.

При организации переговорного процесса в условиях личного контакта с преступником оптимальным считается ведение диалога один на один или, по крайней мере, равного количество человек как с одной, так и с другой стороны.

Необходимо стремиться к тому, чтобы собственно переговоры велись только между одним переговорщиком и одним преступником, т.к. между людьми, непосредственно ведущими диалог, образуется зона эмоциональной вовлеченности. При этом при наличии ряда преступников можно использовать конфронтацию, основанную на разжигании разногласий между ними.

Переговоры должны вестись по логике протекания процесса общения во­обще и последовательно проходить следующие этапы.

Первый этап - вхождение в контакт, этап накопления согласия, т.е. по­иск приемлемых тем для разговора, сходных оценочных суждений (например, начинать предложения с согласия, по типу: «Да.., но...» или с апелляции к муд­рости, опыту: «Вы же знаете сами...». «Вы же опытный человек...» и т.д.).

Второй этап - основной, на котором излагается суть предложений, тре­бований, просьб (варьируются стили ведения переговоров, применяются все­возможные психологические уловки, давление, заигрывание и т.п.).

Третий этап - заключительный, на котором подводятся итоги, прогова­ривается то, о чем договорились (на этом этапе зачастую используется такой психологический прием, как перефразирование).

Вышеназванные этапы циклично повторяются на протяжении всего вре­мени ведения переговоров, вплоть до освобождения всех заложников и капиту­ляции преступников или до начала спецоперации.

Переговорщик поэтапно реализует заранее отработанную линию поведе­ния по отношению к преступнику, которую уточняет в соответствии с конкрет­ным типом личности и сложившимися условиями.

Ведение переговоров довольно сложный и затяжной процесс, поэтому необходимо учитывать психологические закономерности динамики его этапов.

На первоначальном этапе преступники ведут себя крайне возбужденно, стремясь реализовать психологическую атаку на представителей ОВД и навя­зать удобные для себя условия общения, а поэтому в ход обычно идут оскорб­ления, угрозы, шантаж.

В связи с тем, что требования преступниками на первоначальном этапе формулируются в ультимативной форме, то (после сбора команды переговор­щиков), всегда требуется дать возможность вначале вступить в переговоры члену команды с меньшими статусными полномочиями, а силами остальных определять общую стратегию и дальнейший план действий по ведению перего­воров. Предстоит не только определиться по сюжету той игры, которую преступники навязывают, но и избрать эффективную стратегию и тактику своих действий.