A) Освальдом Шпенглером
B) Фридрихом Ницше
C) Арнольдом Тойнби
D) Питиримом Сорокиным
4. Труд О. Шпенглера, предопределивший бурное развитие культурологи в 1-й половине ХХ века, называется
A) «Смысл и назначение истории»
B) «Постижение истории»
C) «Закат Европы»
D) «Золотая ветвь»
5. Древнейший вариант письменности носит название
A) иероглифы
B) алфавит
C) клинопись
D) линейно-слоговое письмо
6. Одним из видов гробницы в Древнем Египте являлись
A) курганы
B) зиккураты
C) пагоды
D) мастабы
7. Поэтическое произведение, посвященное истории создания Рима, называется
A) «Илиада»
B) «Энеида»
C) «Метаморфозы»
D) «Анналы»
8. Понятие «ордер» в древнегреческой архитектуре обозначало
A) типовую городскую постройку
B) определенную эстетику оформления храма
C) вид наиболее распространенной храмовой постройки
D) систему строгого соотношения между несомыми и несущими частями здания
9. Римским императором, настоявшем на признании христианства одной из официальных религий Древнего Рима, был
A) Нерон
B) Константин
C) Октавиан Август
D) Диаклетиан
10. Древнейшим видом изобразительного искусства принято считать
A) графику
B) скульптуру
C) живопись
D) декоративно-прикладное искусство
11. Героем древнейшей из известных эпической поэмы является
A) египетский фараон Хуфу (Хеопс)
B) Одиссей
C) шумерский правитель Гильгамеш
D) Будда
12. Автором трактата «Каноны» является древнегреческий скульптор
A) Поликлет
B) Мирон
C) Лисипп
D) Пракситель
13. Знак «Инь-Янь» в древнекитайской культуре являлся
A) популярным декоративным элементом
B) частью конфуцианского религиозно-философского культа
C) символическим отображением противоборства света и тьмы
D) образным воплощением высшего закона, дао
14. По своему государственному устройству Древний Крит являлся
A) деспотией
B) теократией
C) сакральной монархией
D) демократической республикой
15. Этруски повлияли на развитие культуры
A) Древнего Рима
B) Ассирии
C) острова Крит
D) Древней Греции
ВАРИАНТ № 6.
1. Труд О. Шпенглера, предопределивший бурное развитие культурологии в 1-ой пол. XX века, называется
А) «Золотая ветвь»
В) «Смысл и назначение истории»
С) «Закат Европы»
D) «Постижение истории»
2. Периодом наивысшего расцвета древнегреческой культуры является
А) гомеровский период
В) эпоха эллинизма
С) классический период
D) архаический период
3. Культурогенез - это
А) синоним коллективного бессознательного
В) один из видов социальной и исторической динамики культуры
С) часть культурно-исторического процесса
D) одна из концепций происхождения культуры
4. Вера древних людей в родство между людьми и определенными видами животных и растений обозначается словом
А) гедонизм
В) синкретизм
С) анимизм
D) тотемизм
5. В соответствии с концепцией О. Шпенглера циклы развития мировой культуры
А) частично связаны друг с другом
В) в основных чертах последовательно повторяют друг друга
С) абсолютно не связаны между собой
D) являются органичным продолжением друг друга
6. Принципиальную роль в движении за реформацию католической церкви сыграла деятельность
А) Мартина Лютера
В) Альбрехта Дюрера
С) Томаса Мора
D) Эразма Роттердамского
7. Создание первого из известных варианта письменности является заслугой
А) жителей древнего Крита
В) древних шумеров
С) древних египтян
D) ассирийцев
8. Идейно-философское течение, рассматривавшее русскую культуру как уникальный феномен, не относящийся ни к западному, ни к восточному типам культуры, получило название
А) славянофильство
В) панславизм
С) евразийство
D) почвенничество
9. Под понятием «культурные ареалы» подразумеваются
А) зоны распространения культурных типов и черт
В) составные части культурологической концепции П. Сорокина
С) один из разделов культурологии
D) периоды в истории культуры
10. Представители направления в общественной мысли России сер. XIX в., настаивавшие на необходимости уподобления культурно-исторического развития России западноевропейскому образцу, получили название
А) славянофилы
В) западники
С) евразийцы
D) почвенники
11. Изобретенная в Древней Греции ордерная архитектурная система дала возможность
А) возводить здания с объемным полукруглым куполом
В) строить сколь угодно объемные здания
С) строить надежные здания, отвечающие идеалам гармонии, соразмерности и изящества
D) создавать здания круглой или овальной формы
12. Понятие «культурные суперсистемы» введено
А) Питиримом Сорокиным
В) Карлом Юнгом
С) Карлом Ясперсом
D) Освальдом Шпенглером
13. Труд «Рождение трагедии из духа музыки» принадлежит перу
А) Эрнста Кассирера
В) Николая Данилевского
С) Николая Бердяева
D) Фридриха Ницше
14. Наиболее известным представителем символической концепции происхождения культуры является
А) Эрнст Кассирер
В) Фридрих Ницше
С) Зигмунд Фрейд
D) Николай Бердяев
15. Основные фазы историко-философского анализа развития культуры по терминологии Н. Данилевского носят название
А) культурно-исторические периоды
В) культурные суперсистемы
С) культурно-исторические типы
D) цивилизации
5.2 Темы рефератов
1. Духовность как социокультурный феномен.
2. Экология культуры.
3. Проблема понимания культуры и особенностей ее развития.
4. Обряды и церемонии первобытных народов и их культурное значение.
5. Тотемизм как явление культуры.
6. Египетская пирамида – символ древней культуры.
7. Модель мира в представлениях древних египтян.
8. Художественная культура Древнего Египта.
9. Античные мифы в истории мировой культуры.
10. Полис как наивысшая сакральная ценность в культуре античности.
11. Олимпийские игры и их общекультурное значение.
12. Массово-зрелищная культура в Древнем Риме.
13. Античный театр и его роль в жизни греков.
14. Место человека в христианском мироздании.
15. Христианство как феномен культуры.
16. Специфика городской культуры Средневековья.
17. Рыцарская культура в средневековом мире.
18. Особенности развития культуры средневековой Руси.
19. Концепция мира и человека в древнерусской культуре.
20. Искусство Новгорода и его культурное своеобразие.
21. Битва за индивидуальность, ее герои и жертвы (на основе анализа культуры эпохи Возрождения).
22. Титаны Возрождения.
23. Традиции искусства Ренессанса в современной культуре.
24. Реабилитация земного человека как творческого и духовного существа в лирике Петрарки и новеллах Д.Бокаччо.
25. Творчество Шекспира как выражение ренессансного круга идей.
26. Влияние Реформации на нравственную и художественную культуру западноевропейского общества.
27. Протестантская этика и “дух капитализма” (по произведениям М.Вебера).
28. Книгопечатание как революционный переворот в культуре.
29. Идеи Просвещения как истоки Великой французской революции.
30. Великие географические открытия и их роль в развитии культуры.
31. Идеи Просвещения в литературе.
32. Идеи Просвещения в изобразительном искусстве.
33. Просвещение в России.
34. Романтизм как направление в культуре и искусстве.
35. Революционный романтизм В.Гюго.
36. “Человеческая комедия” О.де Бальзака и образ буржуа.
37. Культура русского модерна – важный этап в развитии национальной культуры.
38. Человек и мир в искусстве модернизма.
39. Феномен тоталитаризма в Европейской культуре.
40. Социальные, культурологические и нравственные проблемы экранной культуры.
41. Наука как источник мифов.
42. “Элитарная и массовая культура” как проблема культуры ХХ века.
43. Кино как феномен культуры ХХ века.
44. Образ города в истории мировой культуры.
45. Мода в истории мировой культуры.
46. Проблема добра и зла в религиозной и светской культуре.
47. Люди и Боги в разных культурах.
48. Красота как явление культуры прошлого и настоящего.
49. Любовь как ценность и проблема культуры.
50. Свобода и культура общества и личности.
51. Культура и смысл жизни.
52. Проблема веры и знания в истории мировой культуры.
53. Игра как феномен культуры.
54. Культура и межнациональные отношения.
55. Преемственность и новаторство в культуре.
56. Проблемы пола и отношений между полами в истории мировой культуры.
57. Язык костюма в культуре
58. Культура дома
Список литературы для реферирования
4. Батай Ж. Из “Слез Эроса” // Танатография эроса: Жорж Батай и французская мысль середины ХХ века. – СПб: Мифрил, 1994.
5. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. – М.: Художественная литература, 1965, 1995. Введение. Постановка проблемы. Или: глава пятая “Гротескный образ тела у Рабле и его источники”.