Рейтинговая система оценки.
Самостоятельная работа студентов, изучающих курс “Культурология”, рассматривается как одна из важнейших форм творческой деятельности студентов по преобразованию информации в знания. В структуру самостоятельной работы входит работа студентов на лекциях и над текстом лекции после нее, в частности, при подготовке к контрольной работе и зачету; подготовка к семинарским занятиям (подбор литературы к определенной проблеме; работа над источниками; составление реферативного сообщения или доклада и пр.), а также работа на семинарских занятиях, проблемное проведение которых ориентирует студентов на творческий поиск оптимального решения проблемы, развивает навыки самостоятельного мышления и умения убедительной аргументации собственной позиции. В качестве самостоятельной работы студентов на семинаре рассматривается также участие студентов в подведении итогов семинара и оценка ими выступлений участников семинара.
Важнейшей формой самостоятельной работы студентов является реферативная работа. Студент может: 1) выбрать одну из приводимых ниже возможных тем рефератов и, самостоятельно подобрав литературу (3-5 источников), написать реферат или 2) отреферировать одно из предлагаемых оригинальных культурологических произведений. Проверкой усвоения материала
служит промежуточное и итоговое тестирование студентов перед сдачей экзамена.
Рейтинговая система оценки (РСО) принята в МХПИ для повышения контроля и улучшения качества образовательного процесса. РСО обеспечивает возможность осуществления эффективного учёта успеваемости и усвоения учебного курса. Принятая для расчёта рейтинга 100-бальная шкала позволяет реально оценить выполнение каждым студентом всех составляющих элементов учебного плана.
Расчёт рейтинга представляет собой сумму баллов, которые набраны в результате семестровой работы. Система РСО и её критерии доводится до каждого студента в начале семестра и оформляется специальным рейтинговым соглашением. В качестве «контрольных точек» в неё закладываются проводимые в течение семестра занятия, выполнение выдаваемых заданий и результаты промежуточного контроля. В качестве примера РСО по данной дисциплине с учётом приведенного далее содержания курса и заданий по промежуточной аттестации может быть использован следующий вариант.
Вариант РСО по культурологии.
1. Учёт посещаемости лекционных занятий. За 14 занятий (по 4 часа каждое) студент может получить от 0 до 42 баллов, из расчёта 3 балла за занятие.
2. Выполнение заданий по промежуточной аттестации. За три занятия от 0 до 18 балла, из расчёта 1 балл за присутствие и до 5 баллов в виде оценки за каждое занятие.
3. Текущее тестирование на промежуточной аттестации. За три тестирования от 0 до 24 баллов, из расчёта до 8 баллов за тест.
4. Написание реферативной работы, но не более двух за семестр, по 5 баллов за каждую.
5. Написание терминологического диктанта, за каждый из них по 3 балла, но не более двух за семестр.
Максимальный рейтинг по системе равен 100 баллам. Студент, набравший менее 60 баллов, к итоговой аттестации не допускается. Участие в научной конференции добавляет 10 баллов. За каждое пропущенное лекционное занятие студент может написать реферат из перечня предложенных в пособии тем, но не более трёх за семестр, за каждый реферат- до трёх балов. Рейтинг, полученный студентом, учитывается преподавателем во время итоговой аттестации. Например, 85 и более баллов РСО может зачитываться в качестве итоговой оценки «отлично».
2. Содержание курса
Раздел 1. Теория культуры.
1.1. Понятие культуры. История развития представлений о культуре.
Зарождение термина «культура» в античности. Лингвистическая многозначность термина: культура как возделывание, почитание, образ жизни, образование и развитие, совершенствование. Проблема определения сущности культуры. Соотношение понятий «культ» и «культура», «натура» и «культура», «цивилизация» и «культура», их эволюция и трансформация в эпоху средневековья, Ренессанса, Просвещения. Первые попытки системного описания культурно-исторического процесса: Дж. Вико, Ж.-Ж.Руссо, Тюрго, Кондорсе, Вольтер, Дидро. И.Г.Гердер о культуре как духовности и гуманности.
Понимание культуры в немецкой классической философии. Основные принципы построения классической модели культуры: рационализм, историзм, гуманизм. Влияние европоцентризма на формирование «классической модели культуры».
1.2. Культурология как система знания. Предмет, методы, цели и специфика культурологического исследования.
Предпосылки возникновения и развития культурологии как самостоятельной дисциплины в кругу гуманитарных наук. Роль культурфилософии, культурантропологии, этнографии, социологии, психологии, лингвистики в формировании предмета и методов культурологических исследований. Интегрирующая роль культурологии в системе гуманитарного знания: движение теоретической мысли от многообразия артефактов к усвоению духа культуры, выявлению ее архетипов, структуры, воссозданию «генетики» культуры.
Структура и состав современного культурологического знания: фундаментальная культурология (теория культуры), историческая культурология и прикладная культурология.
Основные проблемы культурологии: взаимосвязь культуры с природой и обществом, культурогенез и возможности управления социокультурными процессами, факторы стабильности и источники развития культуры, совместимость национальных культур и перспективы создания общечеловеческой культуры, выработка ценностно-смыслового горизонта культуры будущего, методологические проблемы социогуманитарных наук.
Методология и методика исследования культур. Исторический, биографический, структурно-функциональный, эволюционный, психоаналитический, герменевтический и другие методы в культурологии. Источники культурологии: документы, архивы, музеи, памятники культуры, произведения искусства, теле- и радиоматериалы.
Роль культурологии в исследовании и решении социальных, политических, педагогических и экономических проблем. Культурология и формирование общей и профессиональной культуры специалиста.
1.3. Современные культурологические теории.
Кризис европейского философствования, рационализма и разрушение классической модели культуры. Вклад романтизма и неоромантизма в изучение культуры – Гете, Новалис, Ф.Шеллинг, А.Шопенгауэр, Ф.Ницше. Аксиологическая парадигма в философии и социологии культуры (Г.Риккерт, М.Вебер, А.Вебер). Стиль и образ культур в работе О.Шпенглера «Закат Европы». Формирование конкретных наук о культуре и методах изучения культуры как общественного явления: культурная антропология – Э.Тайлор, Ф.Боас, А.Крёбер, Р.Рэдфилд; социальная антропология и структурный функционализм – Б.Малиновский, А.Радклифф-Браун, Т.Парсонс, Р.Мертон. Вариации структурного подхода в середине ХХ века: структурная антропология и структурализм – К.Леви-Стросс, М.Фуко, Р.Барт; интерпретативная антропология К.Гирца. Игровая концепция культуры Й.Хейзинги. Психоаналитические концепции культуры – З.Фрейд, К.Г.Юнг, Э.Фромм – и их современные неофрейдистские версии – Ж.Лакан, Ж.Деррида.
Содержание «лингвистического поворота» в социогуманитарном знании. Интерпретация культуры как текста. Постмодернистские теории чтения. Ж.Деррида и возможности деконструктивизма в интерпретации культуры. М.Фуко и его подход к изучению истории культуры. Ж.Делез, Ж.Бодрийяр и проблемы интерпретации массовой культуры ХХ века.
Культурологические теории в России как форма национального самосознания. Особенности русской философской и культурологической мысли. Роль православия в становлении духовности русского народа. Западничество и славянофильство, и выбор пути развития русской культуры. Славянофильская культурологическая концепция А.С.Хомякова – критика европоцентризма, обоснование особого пути развития русской культуры. Религиозно-философская культурология И.В.Киреевского. П.Я.Чаадаев «Философические письма» и их значение для российского самосознания. Культурологические концепции К.Д.Кавелина, Б.Н.Чичерина, С.М.Соловьева. Социологически-культурологические взгляды народников П.Лаврова и Н.Михайловского. К.Леонтьев – критика европейской цивилизации и культуры, концепция «одномерного» человека. Теория культурно-исторических типов Н.Я.Данилевского: отрицание европоцентризма, циклическое развитие культур. «Русская идея» и последующая дискуссия в ХХ веке. Евразийство как культурологическая концепция – Н.С.Трубецкой, Л.П.Карсавин, Г.В.Вернадский и др.
Русский религиозный и философский ренессанс конца XIX – начала XX в., его влияние на отечественную культурологическую мысль. Идеи «христианской культуры». Идея «нового средневековья» и построение новых интегральных образов культуры – Н.А.Бердяев, Г.В.Флоровский, Г.А.Федотов, И.А.Ильин. Культурологическое значение концепций «всеединства» В.Соловьева, П.Флоренского и др. Тема кризиса европейской культуры в творчестве С.Л.Франка, Л.Шестова, Н.Бердяева. Развитие исторической культурологии в России: А.С.Лаппо-Данилевский, П.Н.Милюков, П.М.Бицилли, А.Я.Гуревич. Основные направления в культурологии современной России – М.М.Бахтин, Ю.М.Лотман, Н.И.Конрад, М.К.Петров, С.С.Аверинцев. Идеи Д.С.Лихачева о пространственно-временных особенностях «русского мышления».
1.4. Основные функции культуры
Концепция бытия культуры, ее сущности. Философский анализ «культуры». Разнообразие определений культуры как отражение сложности и многозначности самого феномена. Открытость категории «культура». Культура как образованность. Культура как соблюдение этикета. Понятие светскости культуры. Культура с точки зрения исторического бытия. Культура в рамках социологии. Правовая культура. Уровни культуры.