Человек, природа, общество как основная функциональная связь, определяющая целостность культуры.
Функция освоения и преобразования природы как первая и основная функция культуры. Родовое единство человека и природы как проявление коэволюции. Культура как способ жизни по природе, система символов и психологических механизмов регуляции социального поведения человека по отношению к внешней природе (окружающий мир) и внутренней природе (внутренний мир). Культура как форма накопления, хранения и трансляци знания. Способы получения знания и формы его хранения и передачи. Формы естественной памяти, письменность и знание, техника и знание.
Нормативная функция. Организующая и смысложизненная функция культурных норм. их разновидности и символика. Нормы – табу, нормы – принципы, нормы – ценности. Культура как форма социализации личности. Структура личности. Сознание и бессознательное и архетип культуры. Социальный характер как форма социалихации личности. Интериоризация и экстериоризация культуры в процессе развития личности. Культура как пересечение индивидуального и архетипического в личности.
1.5. Историческая типология культуры.
Проблема исторического единства человечества и многообразия этнокультур. Теория линейной (Морган, Спенсер) и многолинейной эволюции (Ф. Боас, Дж. Мердок, Дж. Стюарт). Гегель о внутренней логике всемирноисторического процесса. Марксистская теория формационного развития культуры. Инварианты докапиталистического развития культуры: восточная, античная, германская формы собственности
Философия жизни и социальный пессимизм. Кризис культуры как результат ее перехода к цивилизации (О. Шпенглер). Теория локальных цивилизаций (А. Тойнби, П. Сорокин, Н. Данилевский). Диахронический и синхронический аспекты исследования культур. Понятие исторического типа культуры: географические и хронологические рамки, особенности менталитета, стилевое многообразие и этническое единство. Динамика развития культурно-исторический типов. Механизмы культурно-исторического развития. Традиции и новации в культуре. Культура и цивилизация. Культура и социальный прогресс. Смысл и логика исторического развития культуры: личностная, трансцендентная и телеологическая ориентация культурологических концепций.
Раздел 2. ОНТОЛОГИЯ И ГНОСЕОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ
2.1 Культурология как новая отрасль социально - гуманитарного знания и ее познавательный статус
Место культурологии в системе социальных и гуманитарных наук. Предмет культурологии и его специфика. Культурология как общая теория культуры. Дискуссионность права существования культурологии в системе современного знания как отражение незавершенности процесса ее становления.
Культурология как интегративная междисциплинарная область знания, возникшая на стыке культурфилософии, культурной антропологии, социологии культуры, теологии культуры, этнологии, культурпсихологии, истории культуры. Культурология и культурфилософия. Роль культурфилософии в становлении культурологии как интегративной области знания. Культурология и социология культуры. Интерпретация культуры в социологической традиции и ее влияние на становление культурологического знания. Культурная антропология и ее вклад в оформление культурологии как науки.
Структура и состав современного культурологического знания: фундаментальная культурология и прикладная культурология; социальная культурология и гуманитарная культурология; “эмпирическая” культурология.
Методология и методика исследования культур. Исторический, структурно-функциональный, эволюционный, психоаналитический, герменевтический и другие методы в культурологии.
Источники культурологии: документы, архивы, музеи, памятники культуры, произведения искусства, теле- и радиоматериалы.
Роль культурологии в исследовании и решении социальных, политических, педагогических и экономических проблем.
2.2 Культура как объект культурологической рефлексии
Историческое развитие представлений о культуре: от мифологического отчуждения творческих сил человека богам к философскому понятию эпохи Просвещения. Основные направления культурологических исследований Нового времени: программа культивирования разума (Ф.Бэкон, Р.Декарт и др.); противопоставление культуры “естественному состоянию” (С.Пуфендорф, Т.Гоббс, Дж.Локк и др.); понимание культуры как исторического развития человеческой духовности (немецкое Просвещение, немецкий классический идеализм); аксиологическая парадигма в философии культуры Нового времени (Ф.Ницше, Г.Риккерт, Э.Кассирер, М.Вебер). Формирование конкретных наук о культуре и методов изучения культуры как общественного явления: культурная антропология – Э.Тайлор, Ф.Боас, А.Крёбер, Р.Рэдфилд; социальная антропология и структурный функционализм – Б.Малиновский, А.Радклифф-Браун, Т.Парсонс, Р.Мертон; структурная антропология и структурализм – К.Леви-Стросс, М.Фуко, Р.Барт; неофрейдизм, постмодернизм и другие.
Раздел 3. - МОРФОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ
3.1 Культурные модусы социального бытия
Культура как система “правил игры” и технологий социального взаимодействия. Человеческая деятельность, ее основные виды и направления и способы ее регулирования и реализации. Культура как программа деятельности, поведения и общения людей, как система культурных кодов, закрепляющих исторически накапливаемый социальный опыт. Необходимость регулирования и координирования деятельности, поведения и общения людей как причина нормирования человеческой активности. Понятие культурной нормы. Нормы–табу, нормы–запреты, нормы–ритуалы. Нормы–знания и нормы–цели. Побуждающие, разрешающие и запрещающие нормы. Нормы как способ утверждения “должного” и “идеального”. Нормы политические, правовые, моральные и пр. Причины расшатывания норм (аномия) и нормативной избыточности (традиционализм, тоталитарная идеология).
Структура общества и культура социальных групп (субкультура). Мужская и женская культура, молодежная культура, этническая и национальная культура, аристократическая (элитарная) и народная культура, профессиональная культура.
Социальные институты культуры как исторически сложившиеся, устойчивые функционально-специализированные органы общества, основанные на всеобщем признании и бессознательном принятии некоторых фундаментальных правил и установок поведения. Роль социальных институтов (экономики, политики, права, образования, семьи, церкви) в сохранении и поддержании социальной стабильности, интеграции общества, создании и распространении культуры. Важнейшие институты культуры: библиотеки, музеи, клубы, театры, спортивные учреждения. Институционализация кино, радио, телевидения в современной культуре.
3.2 Ценностная природа культуры
Структура ценности. Субъект ценности (индивид, социальная группа, общество, природа) и объективные формы существования ценности (природа, объекты-носители ценности, значимость, норма, идеал). Отчуждение как антипод ценности. Основные свойства ценностей: единство должного и желаемого, интроективность, научная и логическая недоказуемость, инерционность, относительная долговечность, отсутствие связи с границами потребления, яркая гуманистическая окрашенность.
Проблема типологии и иерархии ценностей. Г.Зиммель о ключевых ценностях различных культурных эпох. Иерархия ценностей современной культуры. Высшие общечеловеческие ценности, социальный идеал и смысл культурной истории. Аксиология сфер человеческой жизнедеятельности - сфер проявления культуры. Специфика культурных ценностей в сферах экономики, политики, права, морали, повседневности, общения, образования, науки, религии, искусства, нравственности. Прозрение будущего в религии, философии и искусстве как описание высших ценностей и их антиподов.
Аксиологический аспект взаимодействия различных культур. Основные формы аккультурации: ассимиляция, адаптация, трайбализм. Субъекты различных ценностных систем и культурные конфликты. Распространение наиболее значимых ценностей как фактор стабилизации культуры. Кризис культуры и переоценка ценностей.
Культура и цивилизация. Цивилизация как высшая стадия развития культуры (А.Фергюсон) и форма смерти культуры (О.Шпенглер). Высшие ценности культуры и технологии их реализации в цивилизации. Норма как регулятор целесообразной деятельности, опосредующий отношения культуры и цивилизации.
3.3 Культура как мир знаков
Семиотический анализ культуры. Семиотика как общая теория знаков (Ч. Моррис, Ч. Пирс, Ф. де Соссюр). Понятие семиосферы (Ю.Лотман). Знаки и знаковые системы. Знак, значение, означаемое. Виды знаков: естественные, функциональные, конвенциональные. Язык как специфический знаковый способ фиксации, хранения, переработки и трансляции культурной информации. Классификация языков: вербальные и невербальные (жесты, мимика), естественные и искусственные. Естественный язык как важнейший социокод, регулирующий человеческую жизнедеятельность. Множественность языков культуры: язык искусства (литературы, музыки, балета, архитектуры, живописи, кино и т.д.), язык науки, язык повседневности, язык человеческого тела: жесты, позы, мимика и т.д. Гипотеза Сепира – Уорфа о взаимообусловленности языка и культуры. Ж. Лакан, Ж. Деррида о деконструкции и психоанализе языка. Языки различных культур как различные видения мира. Множественность культурных картин мира.
3.4 Культурная коммуникация и особенности самоопределения личности в культуре.
Коммуникация как условие общественной жизни, индивидуального развития и культурной преемственности. Понятие социокультурной коммуникации и ее структура. Внутрикультурная и межкультурная коммуникация. Массовая, групповая и межличностная коммуникация. Коммуникация в пространстве и во времени (через книги, памятники культуры). Ю. Лотман о двух коммуникационных моделях “Я – Я” и “Я – ОН” в культуре. Язык, формы и виды связи, правила общения как средства коммуникации. Зависимость форм коммуникации от статусных и групповых отношений в обществе. Социокультурные типы коммуникаций: дети и родители, начальник и подчиненный, учитель и ученик, мужчина и женщина. Коммуникативные задачи и правила их решения (передача информации, обмен новостями, диалог, творческое общение и пр.). Глобализация коммуникативных процессов в современную эпоху. Компьютерная сеть Интернет и развитие новых форм коммуникации.