Смекни!
smekni.com

Учебно-методическое пособие Москва 2006 требования государственного образовательного стандарта (стр. 5 из 12)

17. Шпенглер О. Закат Европы /О.Шпенглер. – М., 1993.

18. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства

/Ф.Энгельс // Избранные произведения. В 9 т. Т. 6 / К.Маркс, Ф.Энгельс. –

М., 1987.

19. Ясперс К. Смысл и назначение истории /К.Ясперс. – М., 1990.

Дополнительная литература

1. Антология исследований культуры. Т. 1. – СПб., 1997.

2. Бахтин М.М. Работы 20-х годов /М.М.Бахтин. – Киев, 1997.

3. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества /М.М.Бахтин. – М., 1979.

4. Вебер М. Избранные произведения /М.Вебер. – М, 1990.

5. Веблен Т. Теория праздного класса /Т.Веблен. – М., 1984.

6. Волков Г. Сова Минервы /Г.Волков. – М., 1984.

7. Гуревич П.С. Культурология /П.С.Гуревич. – М., 1996.

8. Еремеев А.Ф. Первобытная культура /А.Ф.Еремеев. – Саранск, 1998.

9. Западное искусство. ХХ век. Классическое наследие и современность. –

М., 1992.

10. Каган М.С. Философия культуры /М.С.Каган. – СПб., 1996.

11. Камю А. Бунтующий человек. Философия. Политика. Искусство /А.Ка-

мю. – М., 1990.

12. Коган Л.Н. Социология культуры /Л.Н.Коган. – Екатеринбург, 1992.

Тема № 3. Социальные уровни культуры: классическая и современная массовая и элитарная, официальная и андеграунд.(2 часа)

1. Классическая и современная культура как две взаимодополняющие сис-

темы ценностей. Классика и вечность. Современная культура – обновление

ценностного потенциала культуры.

2. Массовая и элитарная культура. Основные черты современной массовой

культуры: коммерциализация, утилитарность, телесность, китч. Взаимопроникновение массовой и элитарной культур.

3. Официальная культура и андеграунд. Ценностные приоритеты официаль-

ной культуры. Андеграунд как творческая оппозиция официальной культу-

ры.

Основная литература

1. Бердяев Н.А. Философия творчества, культуры и искусства

/Н.А.Бердяев. – М.: Искусство, 1994.

2. Бодрийар Ж. Система вещей /Ж.Бодрийар. – М.: Рудомино, 1995.

3. Маркузе Г. Одномерный человек /Г.Маркузе. – М.: REFL-book, 1994.

4. Ортега-и-Гассет Х. Эстетика. Философия культуры /Х.Ортега-и-Гассет. –

М.: Искусство, 1991.

Дополнительная литература

1. Бойл Дж.Дж. Секты-убийцы. Главы из книги /Дж.Дж.Бойл // Иностранная

литература. – 1996 – № 7–8.

2. Байгоров А.М. От «разбитого» поколения к контркультуре

/А.М.Байгоров. – Минск, 1982.

3. Вебер М. Избранные произведения /М.Вебер. – М.: Прогресс, 1990.

4. Веблен Т. Теория праздного класса /М. Вебер. – М.: Прогресс, 1984.

5. Гапанович О.П. Бегство от человека? /О.П. Гапанович. – Минск: Вышэй-

шая школа, 1989.

6. Генис А. Вавилонская башня. Искусство настоящего времени /А.Генис

// Иностранная литература. – 1996. – № 9.

7. Генис А. Иван Петрович умер: статьи и расследования /А.Генис. – М.,

1999.

8. Западное искусство. ХХ век. Классическое наследие и современность. –

М.: Наука, 1992.

9. Камю А. Бунтующий человек. Философия. Политика. Искусство /А.Ка-

мю. – М.: Политиздат, 1990.

Б) Контрольные вопросы и основные термины.
1. Дайте толкование понятий «культура» и «цивилизация», объясните, в чем
их сходство и различие?
2. В чем сущность деятельностной концепции культуры?
3. В чем состоят противоречия процесса овладения человеком культурой?
4. Прокомментируйте тезис о том, что человек выступает одновременно как
творец культуры и ее продукт.
5. Дайте краткую характеристику одной из субкультур (молодежной,
профессиональной).

6. В чем смысл концепции идеальных типов М. Вебера?
7. Что является основанием для типологии культуры О. Шпенглера, какие
культурно-исторические типы он выделяет?
8. Какие основания для типологии культур выдвигает Н.Я. Данилевский, какие культурно-исторические типы им описаны?
9. Что имел в виду К. Ясперс, говоря о двух дыханиях в историко-культурном процессе, какие периоды мировой истории он выделяет?
10. Разрешите дилемму: единый мировой культурный процесс или история «локальных цивилизаций».

Терминологический диктант.
Культурология. Культура. Менталитет. Цивилизация. Культурная
статика. Культурная динамика. Гуманизм. Материальная культура. Духовная
культура. Мировая культура. Национальная культура. Доминирующая
культура. Субкультура. Контркультура
. Антропология культурная (Культурантропология). Аполлоновское и дионисийское как типы культуры. Герменевтика. Детерминизм культурный. Диффузия культурная. Игры теория. Конфликт культурный.

В) Проверочный тест
1. Кто из мыслителей отождествлял понятия «цивилизация» и «культура»?
а) Н. Бердяев б) Э. Тейлор в) О. Шпенглер г) все перечисленные
2. В каком смысле употребляется в научной литературе понятие «вторая
природа»?
а) общество б) культура в) техника г) образование
3. Выберите правильное высказывание:
а) Культурология - интегративная дисциплина, изучающая содержание об -
щественной деятельности людей.
б) Культурология - система наук о природе и обществе
в) Культурология - область естественнонаучного знания
г) Культурология - область гуманитарного знания.
4. Эволюционный период в становлении культурологии как области научно-
го знания продолжался:
а) с 1800 по 1860 гг; б) с 1860 по 1895 гг; в) с 1895 по 1925 гг.
5. Подберите понятие, характеризующее особенности производства духовных ценностей в современном индустриальном обществе, рассчитанных на
массовое потребление, т.е. подчиненных ему как своей цели?
а) элитарная культура б) народная культура в) молодежная культура г)
традиционная культура д) массовая культура е) всеобщая культура
6. Кто из мыслителей выделял в художественном творчестве «аполлоновское» и «дионисийское» начала?
а) А. Шопенгауер б) Г.Гегель в) Ф.Ницше
7. Какие религии относятся к мировым?
а) зороастризм, синтоизм, даосизм;
б) буддизм, христианство, индуизм;
в) ислам, кришнаизм, бахаизм;
г) иудаизм, конфуцианство, мусульманство;
д) православие, католицизм, протестанстизм;
е) буддизм, христианство, ислам.
8. Как называется сочинение немецкого философа и историка О. Шпенглера, в котором он излагает свои взгляды на культуру?
а) «Феномен человека»
б) «Идеи к философии истории человечества»
в) «Недовольство культурой»
г) «Закат Европы»
д) «Три лика культуры»
9. Кому из мыслителей XX века принадлежат следующие слова: «Культура
возникает в игре, как игра»:
а) А.Тойнби б) Н. Бердяеву в) Й. Хейзинге г) О. Шпенглеру д) К. Ясперсу
10. Представители какой научной школы уподобляли культуру живому орга -
низму и предполагали, что культурные живые организмы могут совершенствоваться, развиваться от простых к более сложным?
а) функциональной; б) эволюционной; в) структурной антропологии;
г) бихевиористской.

Г) Пользуясь кратким культурологическим словарём, представленном в приложении, опишите следующие понятия:

Игровая теория культуры. Культурное наследие. Культурогенез.

Культуры архетип. Культура макросреды. Культура микросреды. Культурный опыт. Культурный процесс мировой. Менталитет. Морфология культуры.

Д) Пользуясь материалами приложения, опишите генезис развития цивилизаций, представленных в работе А.Тойнби «Постижение истории» (от одной до трёх, на усмотрение преподавателя).

3.2. Задания ко второй промежуточной аттестации

А) Темы для самостоятельной подготовки (по выбору преподавателя).

Тема №1. Ранние формы культуры. (2 часа)

1. Анимизм. Фетишизм. Тотемизм. Ритуализм. Табу.

2. Миф как способ миропонимания. Классификация мифов. Национальные

мифологии.

3. Тайные общества и эзотерические учения (монашеские ордена; рыцарские ордена; масонство; каббала).

Основная литература

1. Лосев А. Ф. Философия. Мифология. Культура. М., 1991.

2. Тайлор Э. Б. Первобытная культура. М., 1989.

3. Леви-Строс К. Первобытное мышление. М., 1994.

4. Раджабов У. А. От мифов к современным космологическим концепциям //

Философские науки. - 1991. - № 7.

5. Славянская мифология. Энциклопедический словарь. М., 2002.

6. Фрэзер Дж. Золотая ветвь. М., 2003.

Дополнительная литература

1. Арсеньев В. Ф. Звери. Боги. Люди. М., 1991.

2. Тэнасе Э. Культура и религия. М., 1989.

3. Мифы народов мира. Энциклопедия: в 2-х т. М., 2003.

4. Кун Т. Мифы и легенды Древней Греции и Рима. Владивосток, 1991.

5. Лосев А. Ф. Диалектика мифа // А. Ф. Лосев. Из ранних произведений. М.,

1990.

Тема № 2. Античная культура. Древняя Греция.

1. Понятие "античность". «Мир вещей" Древней Греции. Особенности системы производства и распределения материальных благ в Древней Греции. Пища, жилища, одежда и предметы быта древних греков. «Мир идей" Древней Греции. Система взаимоотношений человеческой личности, общественных институтов и государства при полисной организации. Морально-этические принципы древнегреческого общества. Принцип гражданской активности и ответственности в общественной жизни. Религия и ее роль в древнегреческом обществе. Древнегреческая мифология. Возникновение философии и ее роль в Древней Греции. Общедоступность и "демократизм" образования и научного знания в классической Греции.

2. "Мир искусства" Древней Греции. Периодизация эпох древнегреческого искусства. Литература, музыка и театр. Героический эпос. Гомер "Илиада" и "Одиссея". Возникновение античного театра. Трагедии и комедии. Эсхил. Софокл. Еврипид. Аристофан. Архитектура. Система архитектурных ордеров. Достижения архитектуры периода классики. Преставления греков о красоте. Скульптура классического периода: Фидий, Мирон, Поликлет, Пракситель, Скопас, Лисипп.