Смекни!
smekni.com

Учебно-методическое пособие для социальных педагогов Балашов (стр. 5 из 16)

В использовании индивидуальных форм воспитательной работы общая цель — обеспечение педагогических условий для полноценного развития личности — достигается через формирование у ребенка положительной Я-концепции и развитие разнообразных сторон его личности, индивидуального потенциала.

Сущность индивидуальной работы заключается в социализации ребенка, формировании у него потребности в самосовершенствовании, самовоспитании. Эффективность такой работы зависит не только от точного выбора формы в соответствии с поставленной целью, но и от включения ребенка в тот или иной вид деятельности.

В групповых формах педагогического воздействия объектом являются группа и личность в группе. Воспитатель организует воздействие не на личность непосредственно, а на группу, используя социально-психологи-ческие механизмы заражения, подражания, внушения, которые вовлекают воспитанников в процесс общения. При организации групповых воздействий все свои усилия педагог направляет на то, чтобы:

1) вызвать в группе благоприятный настрой, положительные взаимоотношения и общение;

2) вызвать положительное отношение к воспитательным воздействиям;

3) вовлечь личность в групповую общественно полезную деятельность;

4) использовать отношения лидерства, подчинения в воспитательных целях.

Как правило, групповые формы педагогического воздействия применяются тогда, когда коллектив еще не сложился, отсутствует возможность пользовать его общественное мнение в целях воспитания.

При коллективных формах воспитательной работы объектом являются коллектив и личность в коллективе. Такие формы имеют ряд особенностей:

1) сплочение коллектива, формирование положительного общественного мнения;

2) формирование в коллективе положительных взаимоотношений;

3) развитие и укрепление положительных традиций в коллективе, социально значимых правил поведения.

Формы массовой воспитательной работы позволяют педагогу косвенно воздействовать на каждого ребенка через коллектив. Они способствуют развитию у детей умений понимать другого, взаимодействовать в коллективе, сотрудничать со сверстниками и взрослыми.

Эти массовые формы воспитательной работы можно разделить на две большие группы, которые отличаются характером деятельности детей.

Первая группа — фронтальные формы. Деятельность детей организована по принципу «рядом», т. е. они не взаимодействуют друг с другом, каждый осуществляет одну и ту же деятельность самостоятельно. Педагог воздействует на каждого ребенка одновременно. Обратная связь осуществляется с ограниченным количеством детей. По принципу «рядом» организовано большинство воспитательных занятий.

Вторая группа форм организации воспитательной деятельности детей характеризуется принципом «вместе». Для достижения общей цели каждый участник выполняет свою роль и делает свой вклад в общий результат. От действий каждого участника зависит успешность действий всех.
В процессе такой организации дети вынуждены тесно взаимодействовать друг с другом. Деятельность этого рода получила название коллективной, а воспитательная работа — коллективной воспитательной работы. Педагог влияет не на каждого в отдельности, а на взаимосвязь между детьми, что способствует лучшей обратной связи между ним и школьниками. По принципу «вместе» может быть организована деятельность детей в парах, в малых группах.

Каждое направление имеет свои преимущества и ограничения.

Первая группа отличается простотой организации для педагога, но мало формирует навыки коллективного взаимодействия. Вторая группа
незаменима для развития у детей умений сотрудничать, оказывать помощь друг другу, брать на себя ответственность. Однако в силу возрастных особенностей младших школьников (они не видят в другом равноправного человека, не умеют договариваться, общаться), организация коллективных форм требует от педагога больших временных затрат
и определенных организаторских умений. В этом заключается ее сложность для педагога.

Эффективной формой организации воспитательной работы по принципу «вместе» является коллективное творческое дело (КТД), технология которого была разработана доктором педагогических наук И. П. Ивановым.

Достаточно подробно и широко КТД описаны этим ученым в его книге «Энциклопедия коллективных творческих дел». Он выделяет трудовые, познавательные, художественные, спортивные, организаторские дела.

Примером трудового КТД является трудовая атака, представляющая собой операцию по быстрому исправлению тех замеченных недостатков окружающей жизни, которые устранимы силами своего коллектива. Время проведения атаки длится от одного до нескольких часов.

В качестве познавательного дела может выступать вечер разгаданных и неразгаданных тайн, позволяющий в живой непринужденной форме обмениваться знаниями, мнениями, догадками, учит ставить вопросы, доказывать и опровергать, вести коллективный поиск истины, опираясь на сведения, полученные из самых разных источников.

К художественным делам относится концерт-«молния», когда все первичные коллективы школы готовят за короткое время импровизированные выступления по общей программе.

Одной из разновидностью спортивного дела является веселая спартакиада, организуемая как несколько спортивных состязаний, объединенных в форме творческой игры, включающая комбинированную эстафету, выступления всех коллективов, состязания представителей команд.

Организаторским делом считается журнал-эстафета, представляющий собой рукописный сборник, над всеми частями которого работают члены нескольких коллективов, выполняется с целью обмена опытом.

Представим некоторые примеры форм воспитательной работы, используемые в практике деятельности ЛОДГ, в зависимости от направлений, задач воспитания.

4.2. Пример формы патриотического воспитания детей

Государственные символы России

Оборудование: эпидиаскоп и экран.

Можно написать название лектория, раскрасив буквы в цвете триколора флага России.

Синхронно тексту сценария на экран проецируются рисунки красновоскового оттиска печати XV в.; герба Российской империи; герба РСФСР; герба современной России; различных флагов: Андреевского, знамени Вооруженных сил России.

Рассказ чтецов об истории гимнов можно сопроводить мелодией гимна, о котором идет речь.

На сцене восемь чтецов.

1-й чтец:

Свет добра, величие и силу

Сквозь века несла народам Русь.

Жизнь моя, любовь моя, Россия,

Я твоей судьбой горжусь.

2-й чтец:

Славлю путь твой благородный,

Твой неповторимый путь.

Вечно будь, страна моя, свободной

И счастливой вечно будь!

3-й чтец: Главный символ любого государства — его герб, в котором в изобразительной форме выражена государственность страны.

4-й чтец: В России, как и во многих странах Европы, государственные гербовые эмблемы появились в эпоху Средневековья.

5-й чтец: В конце XV в. первый государь объединенной Руси Иван III создает общегосударственную печать. Грамота 1497 г. донесла до нашего времени красновосковой оттиск этой печати.

6-й чтец: На нее в свое время обратили внимание русские историки Василий Никитич Татищев и Николай Михайлович Карамзин. В «Истории Государства Российского» Карамзин отметил, что символика российского державного герба ведет начало от этой печати.

7-й чтец: На ней впервые соединяются и остаются неразрывными
в течение нескольких последующих столетий изображения всадника, поражающего копьем дракона, и изображение двуглавого орла с коронами на голонах.

8-й чтец: Однако, если в XV в. обе эмблемы выступают как равнозначные, занимая каждая свою сторону, то уже в XV в. двуглавый орел завоевывает господствующее положение, а в XVII в. он становится главной эмблемой российского государственного герба.

1-й чтец: Двуглавый орел потребовался великому князю московскому в последнее десятилетие XV в. не случайно. К этому времени двухголовая птица украшала печати сильнейших монархов Европы — императоров Священной Римской Империи, где существовало разделение: печать
с одноглавым орлом — королевская, с двуглавым — императорская.

2-й чтец: Не меньшее значение придавалось изображению всадника (его называли «ездец»), поражающего копьем дракона или змея. Популярность на Руси Святого Георгия-змееборца, Георгия-победоносца побудила князя московского соединить эти образы в единое целое.

3-й чтец: По мере укрепления царской власти неоднократно менялись изображения двуглавого орла и всадника.

4-й чтец: Так, в своих когтях орел держал и крест, и меч, и державу,
и просто яблоко, и Евангелие, и пальмовую ветвь, и молнии, и скипетр.

1-й чтец: И крылья были разные: опущенные, вздернутые, распрямленные, острые, круглые... На голове — венцы Цесарские и короны Царские, шапки Мономаха и короны двухъярусные, венцы королевские и короны императорские.

2-й чтец: Своеобразную «геральдическую реформу» провел Александр II. При нем специально для работы над гербами в Департаменте герольдии сената создали Гербовое отделение. Появились большой, средний и малый государственные гербы, различавшиеся степенью сложности рисунка.

3-й чтец: Эти новые государственные гербы утвердил Александр III
в 1882 г. — большой государственный герб, а в 1883 г. — средний и малый.

4-й чтец: К ним было дано пояснение:

«Двуглавый орел» — символ вечности России, символ сохранения
в русском народе в чистоте веры православной, символ глубокого уважения нашим народом своих исторических корней и национальной истории. Две головы Орла напоминают об исторической необходимости для России заботиться об обороне со стороны Запада и Востока, а три короны над ними, скрепленные единой лентой, символизируют кровное братство и единую историю трех восточнославянских народов — русских, украинцев и белорусов.