Смекни!
smekni.com

Конституция и административно-силовые органы Франции (стр. 6 из 7)

Некоторые виды административной службы не относятся к компетенции административных судов. Это, например, деятельность иностранной организации, деятельность, связанная с исполнением законодательной функции, судебной функции и правительственных актов.

Иногда и административная деятельность подлежит судебному рассмотрению. Например, при частном управлении некоторыми госслужбами или операциями, либо при нарушении прав и свобод, защиту которых необходимо гарантировать (гражданское состояние и дееспособность, отчуждение и насильственное действие), либо при разногласиях (косвенный налог, дорожно-транспортное происшествие, патент на изобретение, соцобеспечение, ущерб государственному обучению, ответственность по энергетическим делам, ответственность за почтовую связь, конкуренция).

Каждый из 26 административных трибуналов собственно во Франции возглавляет председатель, которому в наиболее крупных трибуналах помогают один или более заместителей председателя. Наконец, в каждый трибунал входят один или несколько правительственных комиссаров, которые назначаются на каждый юридический год декретом президента Республики и задача которых состоит в том, чтобы высказывать свою точку зрения по тем решениям, которые принимаются по подведомственным юрисдикции тяжбам. Заключение правительственного комиссара приобщается к документам дела.

Административные трибуналы являются судами общего права по административным конфликтам. Компетенция принимать судебное решение принадлежит им в той мере, как она не отводится специальным документом к другой административной юрисдикции. Тяжбы, которыми они занимаются, подразделяются на обжалования по поводу превышения власти и на вопросы широкой юрисдикции, на толкование и применение законности и на репрессивные вопросы.

Административные трибуналы имеют ограниченную территориальную компетенцию. После 1 января 1989 г. создано пять административных апелляционных судов: в Бордо, Лионе, Нанси, Нанте и Париже. Территориальная компетенция каждого из них настолько широка, чтобы в совокупности они охватывали всю территорию страны. Могут рассматриваться в порядке апелляционного обжалования решения по градостроительству, а также и некоторые жалобы о превышении власти в фискальных вопросах.

Силовики

Прокуратура. Должностные лица прокуратуры (магистраты) представлены как при уголовных, так и гражданских судах. Военной юрисдикции во Франции не существует с 1982 года. При аппеляционных судах имеются магистраты, которым поручено вести дела военных, но они являются гражданскими лицами и по своему статусу ничем не отличаются от остальных прокуроров.

Органы прокурорского надзора представляют собой иерархическую структуру, которая в то же время достаточно децентрализована.

Так, при каждом суде «большой инстанции» существует прокуратура, возглавляемая прокурором Республики, которому помогают один или несколько сотрудников, которые также являются должностными лицами прокуратуры. В крупных судах прокурору Республики помогают один или несколько заместителей. Прокурор Республики несет ответственность за осуществление прокурорского надзора в соответствующем суде.

Прокуратура при каждом апелляционном суде, во Франции их насчитывается 33, называется генеральной прокуратурой, ее возглавляет высокопоставленное в судебной иерархии должностное лицо в ранге генерального прокурора. Ему подчиняются заместители генерального прокурора и помощники (substituts) генерального прокурора. Кроме них, в крупных судах есть также первый заместитель генерального прокурора и первый помощник генерального прокурора.

Генеральный прокурор является главой прокуратуры при апелляционном суде; он также возглавляет прокурорский надзор на территории судебного округа этого же суда, что означает, что он является вышестоящим начальником всех прокуроров Республики и их сотрудников в судах «большой инстанции», расположенных в территориальном округе этого суда.

Также существует генеральная прокуратура при Кассационном суде, возглавляемая генеральным прокурором при Кассационном суде, которому помогают заместители генерального прокурора. Несмотря на то, что генеральный прокурор возглавляет прокуратуру при Кассационном суде, в сферу его прямого подчинения не входят генеральные прокуроры при апелляционных судах, которые подчиняются непосредственно министру юстиции.

Прокуроры наравне с судьями являются полноправными членами судебного корпуса. В Уставе магистратуры подчеркивается, что во «время прохождения службы любое должностное лицо судебного ведомства может быть назначено на должность судьи или на должность прокурора» .

С этой целью все будущие судейские, во Франции это слушатели Национальной школы магистратуры, получают одинаковое образование и по окончании Школы могут выбирать между назначением на должность судьи или прокурора. В дальнейшем, во время прохождения службы, они могут попеременно занимать эти должности.

Статья 35 УПК определяет компетенцию генерального прокурора при апелляционном суде следующим образом: уполномочен следить за соблюдением уголовного законодательства на всей территории судебного округа; ему подчиняются все должностные лица прокуратуры и подконтрольны офицеры и агенты судебной полиции на территории судебного округа данного апелляционного суда; он также имеет право напрямую задействовать полицейские силы.

Что касается прокурора Республики, то на уровне каждого суда большой инстанции он принимает жалобы и декларации о совершении правонарушений и определяет, какой дать им ход (статья 40 УПК).

При этом необходимо учитывать, что системой уголовного судопроизводства во Франции узаконено понятие уместности судебного преследования и у прокуратуры есть возможность или возбудить дело, или не дать ему ход, в противоположность системам, основанным на принципе легальности судебного преследования и делающим это преследование обязательным. Однако прокуратура в любой момент может пересмотреть решение о закрытии дела, при условии, что не истек срок давности.

Что касается взаимодействия органов прокурорского надзора и исполнительной власти, то министр юстиции, согласно закону, уполномочен заявлять генеральному прокурору об известных ему нарушениях уголовного законодательства и предписывать ему возбудить дело, либо обеспечить возбуждение дела, либо передать дело в компетентный судебный орган. Вместе с тем, закон не разрешает министру юстиции накладывать запрет на возбуждение дела: он может обязать прокуратуру начать судебное преследование, но не может запретить ей осуществлять эту прерогативу. Однако на практике прокуроры, учитывая мнение министра юстиции, «по своему выбору» могут не возбуждать нежелательные дела.

Вследствие подчиненности прокуратуры, у министерства юстиции есть возможность, хотя законом это специально не оговаривается, направлять должностным лицам органов прокурорского надзора циркулярные письма об общих направлениях проведения политики в той или иной конкретной области уголовного права.

Личное оружие. Законодательная регламентация обращения, т. е. приобретения, ношения, хранения, пе-ревозки и использования гражданского и служебного оружия во Франции основывается на ряде нормативных актов, а также соответствующих директивах по этим вопросам Евросоюза.

В соответствии с указанной правовой базой общие контрольные функции за обращением оружия возложены на Генеральную инспекцию министерства обороны Франции, а порядок регистрации оружия по категориям и выдача соответствующих разрешений – на местные префектуры, комиссариаты полиции и бригады жандармерии. После вступления в силу декрета от 6 мая 1995 г. ранее существовавший на протяжении нескольких десятилетий заявительный порядок приобретения оружия (декларирование) фактически был упразднен. Были введены жесткие разрешительные нормы, предусматривающие необходимость получения обязательного предварительного разрешения на такую покупку от правоохранительных инстанций.

Декрет разграничил оружие с учетом технических характеристик по категориям, при этом полностью запретив оборот среди частных лиц всех видов автоматического огнестрельного оружия. Было введено запрещение на ношение любых видов личного оружия т. н. «ближнего боя» (пистолеты, револьверы и т. д.), а также боевого холодного оружия (запрещены также к ношению арбалеты, кастеты, ряд видов холодного оружия восточных единоборств). Полностью запрещены к использованию зажигательные, разрывные и бронебойные боеприпасы. В целях обеспечения общественной безопасности все разрешенное огнестрельное оружие при транспортировке должно находиться только в разобранном виде или со специальными предохранительными замками.

Особым пунктом введен запрет на приобретение, передачу, сбыт, хранение, перевозку или ношение оружия несовершеннолетними (во Франции – лица 21 года), включая газовое и пневматическое и даже т. н. «близкую имитацию» огнестрельного оружия.

Вместе с тем ныне действующие правовые нормы в отношении стрелкового оружия не распространяются на охотничьи и спортивные организации, деятельность которых во Франции и так строго регламентирована, а оружейные и прочие арсеналы и ранее находились под соответствующим контролем.

Декрет не затрагивает также «профессиональные» категории, имеющие право на ношение личного оружия (полиция, жандармерия, военнослужащие и т. п.). Но вышеуказанные лица обладают этим правом только на период выполнения служебных обязанностей, т. к. вопреки широко распространенному мнению во Франции практически отсутствует такое понятие, как «разрешение на ношение личного оружия» без учета крайне редких, исключительных случаев.

При наличии у населения на руках нескольких десятков миллионов единиц стрелкового оружия (только охотничьих ружей зарегистрировано 2 млн. ед.), которое хотя и не находит практического использования в криминальной сфере, – законодательство пришло в конечном итоге к осознанию необходимости жесткой регламентации оборота и использования этого оружия.