Смекни!
smekni.com

Учебно-методическое пособие для аспирантов и соискателей ученой степени Кострома (стр. 2 из 3)

3. Научная истина – что это такое? Субъект-объектное отношение и основная проблема теории познания и философии науки.

4. Сознание, самосознание и требование познания и самопознания. Сущность сознания и истина познания.

5. Наука и философия техники: «постав» и «отрешенность» (по Хайдеггеру).

6. Научное и вненаучное мышление:скользящая граница.

7. Наука и осмысление. О невозможности материалистического разрешения гносеологического вопроса возможности науки. Выходы из тупика (перечислить историко-философские пути выхода).

8. Платоново-эйдоническая установка на познание истины бытия. Материальное и идеальное. Реализм и номинализм Познание как воспоминание единого в единичном. Человеческая душа и ее тело.

9. От объективности истины к ее «несомненности» (Р.Декарт), ее «общезначимости» (И.Кант), ее «очевидности» (Э.Гуссерль) и ее «свободе» (М.Хайдеггер).

10. Философское воззрение на науку Нового времени. Эмпиризм и рационализм. Ф.Бэкон и Р.Декарт. Декартовская методическая установка на познание и критерий истинности.

11. О научной несостоятельности эмпиризма и абстрактной отвлеченности рационализма от живой человеческой жизни: общий взгляд.

12. Несомненность причинности и онтологическое доказательство существования Бога как единственной возможности оправдания соответствия мыслимого и реально существующего, «протяженного».

13. Математический характер научной истины и заблуждение как вина воли.

14. Три рода познания Б.Спинозы и спинозовский нравственный идеал.

15. Монадология Лейбница как принцип и философское основание научного познания: истины разума, истины факта и принцип достаточного основания. Предустановленная гармония.

16. Блез Паскаль и проблема познания: «порядок разума» и «порядок сердца». Наука, философия и живая Вера: о невозможности научно обосновать духовно-нравственный смысл человеческого существования.

17. Возникновение критико-трансцендентальной гносеологии Канта и проблема «вещи в себе»: почему и как она возможна?

18. Кантовские трансцендентальные вопросы возможности науки. Как возможна математика? Как возможно естествознание? Возможна ли метафизика как наука?

19. Категорический императив Канта и проблема этики как науки. О неопределенности разума в учении Канта о роли трансцендентальной логики.

20. Система трансцендентального идеализма Шеллинга и возникновение гегелевского диалектического метода познания.

21. Гегелевское понимание конкретности истины познания и историческая критика «диалектического разума».

22. Гегелевский логический процесс и его критика со стороны К.Поппера и Вл.Соловьева. Претендует ли гегелевская диалектика на то, чтобы быть универсальным научным методом познания?

23. От гегелевского панлогизма к позитивизму и экзистенциализму как двум предельно крайним течениям в определениях человеческого бытия. От Л.Фейербаха, К.Маркса и А.Шопенгауэра к Фр.Ницше.

24. Карл Маркс и Серен Кьеркегор: к проблеме постижения истины живой человеческой реальности.

25. Смена гносеологических парадигм и возникновение «феноменологического движения» в философии науки: от Франца Брентано (1838–1917) к Эдмонду Гуссерлю (1859–1938) и Максу Шелеру (1874–1928).

26. Две установки в феноменологическом познании истины и попытка их «снятия» в онтологии Мартина Хайдеггера (1889-1976).

27. Проблема сознания: знание и понимание. Герменевтика как искусство понимания другого.

28. Дискуссии о герменевтике: Г.Гадамер, Ю.Хабермас и др. Почему у М.Хайдеггера «наука не мыслит»?

29. Смысл онтологического постижения действительности и решение проблемы разума в его противопоставленности рассудку на экзистенциальном уровне. Мартин Бубер и антропологическая проблема.

30. Наука, религия и современные проблемы диалога культур.

31. Истина и правда повседневности.

32. Искусство и понимание: сотворение смысла.

33. Метод и методология. Классификация методов.

34. Общенаучные методы эмпирического исследования.

35. Общенаучные методы теоретического познания.

36. Общелогические методы и приемы исследования.

37. Понимание и объяснение.

38. Глобальные революции и смена типов научной рациональности: от античности до современности.

39. Наука и этика, или о духовном кризисе европейской культуры.

40. Метафизика психической жизни. Сознание и психика.

41. Метафизика в логической сфере и причина упадка проблемы сознания. Сознание и «душа».

42. Метафизика экономической жизни и проблема определения понятия «общественной собственности».

43. Самодеятельность как творческий акт свободы в экономической сфере жизни людей.

44. Решение Марксовой проблемы отчуждения человека от самого себя. Истина «общественного» и истина «коллективного».

45. Философия правосознания и проблема кантовской этики.

46. Наука и искусство. Метафизика прекрасного.

47. Метафизика свободы и демократия.

48. Понятие права у Канта и Гегеля с точек зрения русской традиции и современности.

49. Метафизика проблемы духовности и культуры в целом.

50. Природа науки и роль истории науки: на пути к нормальной науке (по Томасу Куну).

51. Нормальная наука как решение головоломок. Приоритет парадигм.

52. Аномалия и возникновение научных открытий.

53. Кризис и возникновение научных теорий. Реакция на кризис.

54. Природа и необходимость научных революций. Революции как изменение взгляда на мир.

55. Научно-технический прогресс и духовный кризис современной технотронной цивилизации. Возможный выход из исторического тупика. Информативно-«кнопочное» мышление и превращение человека в бездушный компьютер.

56. На что наука способна и на что она претендовать не в состоянии?

57. К истории науки: античность.

58. К истории науки: средневековье.

59. К истории науки: Новоевропейская, или классическая, наука.

60. К истории науки: неклассическая и постклассическая наука.

61. О некоторых вариантах соединения религии и научного знания (проекты христианской физики и христианской психологии).

62. Разум и нравственность, рассудок и мораль.

III. Примерная тематика рефератов

Тематика по общим проблемам философии науки

1. Философия и наука: их связь и различие.

2. В чем прав и в чем заблуждается М.Хайдеггер, утверждая: «Наука не мыслит»?

3. Определение культуры и места науки в ней.

4. Как возможна научная истина?

5. Истина и правда.

6. О несосостоятельности эмпирического метода познания в обнаружении научной истины.

7. Догматические системы философии Нового времени (XVII в. Декарт, Лейбниц, Спиноза) и их рациональные способы обоснования науки.

8. Трансцендентальная логика Канта и проблематика кантовской «вещи в себе».

9. На что способен разум в критической философии Канта?

10. Проблема этики в трансцендентальной философии Канта.

11. Решение антропологического вопроса в абсолютном идеализме Гегеля.

12. Гегелевская диалектическая система познания действительности и место человека в ней.

13. Решение антропологического вопроса в философии Артура Шопенгауэра.

14. Решение антропологического вопроса в философии Карла Маркса.

15. Некоторые проблемы социальной философии: персонализм, коллективизм и проблема определения общественной собственности.

16. Прав ли Прудон, определяя собственность как кражу?

17. Некоторые вопросы философии культуры.

18. Философия и наука в трактовке понятия «бытия».

19. Разум и нравственность, рассудок и мораль.

20. Размышление по поводу высказываний Г.Лейбница («Человеческий мир – лучший из миров») и А.Шопенгауэра («Человеческий мир – худший из миров»).

21. Серен Кьеркегор и проблема метафизического определения истины : от cogito к existenz.

22. Философская истина, истина научная, или к вопросу соотношения «души» и «тела».

23. Знание и мудрость.

24. Наука под призмой религиозного сознания.

25. Как примирить науку с философией, а философию с религией?

Тематика рефератов

по общим и частным вопросам методологии науки

26. Наука и современная цивилизация.

27. Этические проблемы науки.

28. Экологическая этика и ее философские основания.

29. Наука, этика и культура.

30. Математика и ее роль в научном познании (от Декарта к Канту и от него в настоящее время).

31. Место математики в системе научного знания. Логико-гносеологический смысл математизации знания о мире.

32. Научные традиции и научные революции (по Томасу Куну).

33. Классический и современный рационализм: в поисках адекватных идей и чувственный содержаний.

34. Герменевтика как уход от действительных и жизненных проблем постижения бытия.

35. Способна ли наука сформировать человека как личность?

36. Наука и техника и «отрешенность» (по Хайдеггеру).

37. Философия техники и современной научно-технический прогресс.

38. Этические перспективы науки будущего.

39. Физическая картина мира и проблема Веры в потустороннее, трансцендентное начало бытия.

40. Наука и гуманитарное знание.

41. Наука и искусство: к проблеме аксиологии.

42. Метафизика экономической жизни и проблема определения понятия «общественной собственности».

43. Философия правосознания и мораль.

44. О научной несостоятельности эмпиризма.

45. Объективность и транссубъективность.

46. Свобода и демократия: что это такое и как они соотносятся между собой.

47. Мир природы и царство свободы.

48. Наука, практика и понятие идеального.

49. Наука как социальный институт гражданского общества.

50. Гражданское общество и общество подлинно человеческое: в чем их различие?

51. Наука и осмысление (по Хайдеггеру).

Замечание: аспирант (соискатель) может выбрать свою тему по истории и философии той науки, которой он непосредственно занимается на кафедре своего научного руководителя, согласовав свою тему с ведущим курс профессором кафедры философии.