Смекни!
smekni.com

Учебно-методическое пособие Ярославль, 2009 Скопин А. А., Разработка и технологии производства рекламного продукта: Учебно-методическое пособие. Ярославль, «Ремдер», 2009 118 с (стр. 17 из 33)

Эти вопросы позволяют творческим работникам погрузиться в «ат­мосферу товара», над рекламой которого идет работа. В таблице 1 приве­дены примеры таких вопросов.

Таблица 1. - Пример обсуждения некоторых вопросов творческой группой в процессе поиска рекламных идей

Вопросы

Ход обсуждения вопросов

Есть ли какое-либо альтернативное при­менение товару?

Рассматриваются возможные варианты типичного использовании товара

Возможно ли усовершенствование товара каким-либо способом?

Рассматриваются возможные внесения изменений в характеристики товара: ди­зайн, качество и т.д.

Существует ли какая-либо возможность замены товара?

Выясняется, каким другим товаров его можно заменить

Что можно переделать в товаре?

Возможно ли изменить режим работы, предложить другую компоновку составляющих частей или что-либо иное

Что можно преуменьшить или преувеличить в характеристиках товара?

Рассматриваются такие возможности, как: разделить или удвоить, сделать толще или сузить, чрезмерно подчеркнуть или упростить.

Организация работы рекламистов по решению творческих задач мо­жет быть построена по различным методическим схемам. Вот три из них.

1. Метод эвристического мышления предполагает определение не­скольких наиболее важных параметров товара в границах поставленной задачи.

2. Мозговой штурм характеризует процесс разработки идей в твор­ческом коллективе. Для этого обычно формируется группа из несколь­ких человек. Основное требование этого метода - отсутствие критики поступающих предложений во время обсуждения. До определенного времени не даются оценки предлагаемым идеям. Главная цель - полу­чить как можно больше идей.

3. Технология синектики, в отличии от метода мозгового штурма, наоборот, стимулирует дискуссию вокруг одной основной идеи, кото­рая отвечает требованиям первоначально определенной задачи.

Второй этап: общие принципы разработки рекламного текста

Текстовая основа рекламного обращения - письменное изложение наиболее важных аргументов и призывов, которые должны помочь ре­шить поставленные задачи. На радио и телевидении составитель текста является автором сценария. Написание рекламного объявления с длин­ным текстом не всегда бывает сложнее, чем с коротким, но броским.

Размер текста в рекламном объявлении определяется прежде всего тем товаром, который рекламируется, и целями рекламы. Например, длин­ные тексты обычно применяются для рекламы технически сложных то­варов, перед покупкой которых потребитель долго раздумывает. Чтобы написать текст, который будет полностью отвечать всем требованиям; рекламисты следуют некоторым принципам, а именно:

- изучают рекламируемый товар и его предыдущую рекламу, а также рекламу конкурента;

- анализируют отзывы потребителей этого товара.

Кроме этого, известно, что независимо от средств распростране­ния информации, реклама эффективнее, если она:

- проста по содержанию (содержит одну ил и две ключевые идеи);

- конкретна (использует факты, важные детали);

- указывает на преимущества или уникальность рекламируемого товара;

- может быть представлена в различных вариантах на протяже­нии всей рекламной кампании (т.е. является эластичной).

В рекламном объявлении всегда присутствует название марки и указывается основная выгода для потребителя, а текст заканчивается обычно настойчивыми призывами к действию. Сообщение должно быть существенным по содержанию, а стиль рекламного объявления не должен радикально меняться в течение жизненного цикла реклами­руемого товара.

Третий этап: подготовка окончательного оригинал-макета рекламного объявления.

Этот этап является одним из самых важных в работе над рекламой, поскольку в единое целое собираются все элементы рекламного объяв­ления - текст и графика в виде фото-иллюстраций или рисунков, под­бираются шрифты, цветовая гамма. Определяется окончательный вид рекламного объявления. В результате создается оригинал-макет, кото­рый идет в производство.

В рекламном обращении иллюстрации зачастую имеют решающее значение. В качестве иллюстративного материала используют рисунки или фотографии, а также важную роль играют цветовое, композицион­ное и шрифтовое решения.

Процесс подготовки иллюстраций равнозначен процессу состав­ления текста, особенно, если цель рекламы - привлечь внимание к са­мому товару. Как при составлении текста, так и при выборе изобрази­тельного решения творческие сотрудники всегда помнят, что реклама должна быть интересной и понятной аудитории.

Другое правило - рекламное объявление обязательно должно включать изображения товаров данной марки. Решение относительно использования в рекламе товарных знаков, знаков обслуживания, опознавательных символов, принимаются заблаго­временно до фактического составления рекламы.

После окончания этой работы утверждается оригинал-макет, и на этом завершается творческий период работы над рекламой.

Творческая работа, о которой мы говорили выше, может разви­ваться двумя основными путями, которые и определяют характер соз­даваемой рекламы. Для воплощения рекламной идеи существуют ра­циональный и эмоциональный подходы.

Графически схема этих под­ходов изображена на рисунке 5:

Рисунок 5. Два подхода к воплощению рекламной идеи

Рациональный творческий подход рождает следующие виды рациональной рекламы:

- внушающая реклама;

- рекомендательная (персонифицированная) реклама;

- сравнительная реклама;

- прививочная реклама;

- опровергающая реклама.

Рациональная реклама информирует потребителя, воздействуя на разум. Она прибегает к аргументам с целью убеждения. В ней больше внимания уделяется тексту, а для усиления его воздействия использу­ются чертежи, схемы, изображения внешнего вида товара. Приведем характеристики рациональных видов рекламы.

Внушающая реклама. Создается на основе использования одной из разработанных теоретических моделей воздействия рекламы на по­требителя.

Внушающая реклама строится на основе теоретических разрабо­ток, которые соединяют в единую последовательность события, следующие после первого получения потребителем рекламного обраще­ния. Она работает таким образом, что потенциальный потребитель на первом этапе либо просто получает информацию о товаре, либо начинает узнавать марку товара, либо реклама просто определяет, каковы потребности и желания потребителя, а на заключительном этапе (по­сле очередного просмотра рекламы) потребитель предпринимает кон­кретные действия, а именно - совершает покупку. То есть он, благода­ря воздействию рекламы, проходит определенные этапы в формирова­нии своего решения о покупке.

Самой известной моделью воздействия, иными словами реклам­ной формулой, является АИДА - аббревиатура англий­ских слов: attention – interest-desire-action; внимание, интерес, жела­ние, действие.

Формирование рекламного обращения на основании модели ДАГМАР (DAGMAR), созданной в середине прошлого века, преду­сматривает прохождение также четырех фаз, но иных в сравнении с формулой АИДА: узнавание марки, осведомление о качестве, убежде­ние, действие. Написание модели также построено на аббревиатуре анлгийских слов: defining advertising goalmeasuring advertising results; определение рекламных целей - измерение рекламных результатов. Несмотря на различную схему каждой из моделей, все они ориентиру­ют потребителя на совершение покупки, как бы «внушают» ему необ­ходимость покупки рекламируемого товара. По всей видимости, из-за создания и распространения этих моделей воздействия на потребителя и возник миф о «внушающей способности рекламы», о ее «колдовских чарах». А это всего-навсего научное, с точки зрения психологии, объ­яснение процессов принятия решений, которое позволяет реклами­стам правильно расставлять акценты в рекламном обращении, прово­дить эффективные рекламные кампании.

Рекомендательная реклама. Использует сторонников реклами­руемой марки и является примером рекламы, ориентированной на ис­точник обращения. В этом случае сторонники рекламируемой марки, снимающиеся в рекламе, должны иметь вполне определенные качест­ва, например, физическую привлекательность, престижный вид и др.

Сравнительная реклама. Такая реклама, в которой сравниваются два или более конкретных товаров по своим параметрам. С точки зрения стратегии, такая реклама больше подходит для товаров, которые являются товарами так называемого второго плана, чем для марок-лидеров. Используемое в рекламе сравнение может быть явным или скрытым; вербальным или визу­альным; сравнение может свидетельствовать о полном или частичном превосходстве по некоторым параметрам.

Сравнительная реклама обычно привлекает больше внимания и получает больший отклик. Ее эффективность иногда заключается не в повышении уровня предпочтения рекламируемого товара, а в сниже­нии предпочтения сравниваемых с ней марок. Больший объем информации в сравнительной рекламе выгоден потребителям, поскольку по­вышает вероятность принятия ими оптимального решения. Однако та­кая реклама, где указаны имена конкурентов, может вызвать недоуме­ние потребителя. Ему становится непонятно, товар какой фирмы рекламируется. Это одна из причин, по которой компании предпочитают проводить косвенный вид сравнительной рекламы, когда не на­зываются сравниваемые марки непосредственно, но потребитель мо­жет легко их опознать. Для торговых марок «второго плана» (с незначительной рыночной долей) использование явной сравнительной рекламы эффективно. Дело в том, что она вряд ли повысит информированность о марке-ли­дере, так как она уже хорошо известна на рынке, но серьезно поможет убедить потребителей в том, что рекламируемая и сравниваемая марки равноценны путем повышения степени их сходства в глазах потребите­лей. Лидеры же рынка не используют такой вид рекламы, чтобы за свой счет не информировать потребителя о менее известной марке.