Смекни!
smekni.com

Учебно-методическое пособие Ярославль, 2009 Скопин А. А., Разработка и технологии производства рекламного продукта: Учебно-методическое пособие. Ярославль, «Ремдер», 2009 118 с (стр. 20 из 33)

Вступление общества в постиндустриальную цивилизацию и связанное с этим развитие многих сторон культуры обусловлено сле­дующими факторами:

- решающим влиянием техники на все сферы развития культуры, включая духовную;

- невиданными масштабами и скоростью распространения ин­формации, новых типов и способов коммуникации;

- развитием сферы потребления в массовом обществе.

Идея культурно-исторической обусловленности дизайна как об­щее положение никем не оспаривается. Какие требования вытекают ю культурно-исторического принципа, распространенного на трактовку дизайна? Дизайн представляет собой:

- часть культуры;

- экономический фактор;

- условие создания предметного мира.

Возникнув как прагматическая потребность массового производ­ства, рекламный дизайн становится социокультурным явлением. В развивающемся постиндустриальном обществе рекламный дизайн совмещает в себе рынок, массовое потребление, культуру, эстетику ма­териального мира человека.

Указанные аспекты природы дизайна позволяют разобраться в со­держании понятия «рекламный дизайн».

Можно выделить следующие социокультурные факторы существования рекламного дизайна:

- утилитарно-потребительский. Рекламный дизайн необходим для функционирования «избыточной» экономики, сталкивающейся с кризисом перепроизводства. Успешность рекламы не может в настоящее время быть реализованной только за счет маркетинговых опера­ций- Экономические и эргономические показатели веши значимы в дизайн-проектировании. Действительно, функциональные характе­ристики вещи выступают на первый план в дизайне рекламы. Дизайне­ры сегодня обладают возможностями создавать привлекательные проэкты, являющиеся ответом на определенную человеческую потреб­ность. Именно дизайн-проектирование является основой рекламной деятельности. Стремление «продвинуть» что-либо на рынке - фирму, услугу или продукцию, - наделить ее индивидуальными свойствами, повышающими конкурентоспособность, привлекательность, узнавае­мость и спрос, требует создания комплексного рекламного проекта, в котором одним из составляющих его элементов является визуальное решение.

- знаково-эстетический. То, что в дизайне рекламы оценивается как функциональное, существует еще до пользования вещью. Такие функциональные характеристики вещей, как комфортность, полез­ность и другие, во время рекламной коммуникации могут быть связа­ны только с состояниями сознания субъекта. Если бы человеку в про­цессе рекламной коммуникации необходимо было только решать во­просы об удовлетворении элементарных потребностей в пище, одежде, жилище, то дизайн рекламы не мог бы эффективно развиваться. Ди­зайн рекламы свидетельствует о том, что человеку требуется не только необходимое, но и «избыточное», т.е. потребительские ценности должны обладать не только утилитарным характером, но и удовлетво­рять потребность в удовольствии знаками, информацией. Визуальная изобретательность, выразительность - обязательные компоненты лю­бого рекламного решения. Дизайн как средство установления комму­никаций включается в решение социальных проблем, влияя на форми­рование личного опыта, стилей жизни участников коммуникативного Действия. Языком коммуникаций в этом случае выступает знак (сим­вол) рекламируемой продукции. Дизайнеры, работающие в сфере рек­ламного бизнеса, часто сводят толкование своей профессии к умениям Издавать символы, к способности интерпретировать артефакты дей­ствительности. Отсюда становится понятным интерес рекламного ди­зайна к эмблемам, товарным знакам, логотипам. Так как прежде всего эмблема, товарный знак, логотип - это символы.

- единое информационное пространство. Значительная часть населения, являющаяся потребителем рекламной информации (прежде всего, телевизионной), получают ее во время своего досуга. Свободное время граждан во всех развитых индустриальных странах увеличивается. - Это происходит за счет машин, которые используются не только в производстве, но и в сфере быта. Современное техническое оснащение жизни распространяется и на свободное время, создавая эффект «полной занятости» человека. Люди, освобождаясь от своих дел, каждодневных тягот, стремятся заполнить его не только путешествиями, по­сещением театров, чтением книг и т.п., но и просмотром телепередач и др. Потребность в отдыхе присуща всем людям. Несмотря на различ­ные виды досуга у разных категорий людей, нельзя отрицать наличие единого информационного пространства, в котором они проводят свое свободное время. Если бы потребности людей в сфере досуга сво­дились только к «воспроизводству себя как рабочей силы», то вряд ли можно было объяснить гигантские масштабы современной индустрии досуга.

Осмысление потребностей широких масс населения в сфере досуга можно осуществлять в разных направлениях. Особый интерес в этой связи представляет исследование роли эстетических факторов реклам­ной коммуникации в сфере досуга.

Существует три позиции отношения к рекламному дизайну как к одной из составляющих массовой культуры: рекламу любят, относятся к ней с иронией, не любят. Поэтому коммерциализация рекламного дизайна несет в себе опасность недооценки культурных вкусов потре­бителей, ориентируется на средние вкусы, что, в конце концов, обора­чивается большими профессиональными неудачами.

Одной из задач данного учебника является рассмотрение гумани­стического предназначения рекламного дизайна. Как и любое явление культуры, рекламный дизайн может иметь не только позитивные, ной негативные доминанты развития. Рекламный дизайн обладает силой обратного воздействия на людей, формируя определенные отношения к миру вещей, к миру человеческих отношений. Являясь одним из средств формирования ценностных отношений дизайн должен спо­собствовать формированию эстетических вкусов.

Вопрос 3. Эстетическое измерение рекламного образа

Рекламный образ является носителем информации о свойствах рекламируемого товара, направленной на потребителя. Получив свое материальное воплощение в конкретном рекламном продукте, рекламный образ становится автономным по отношению к товару и выступает элементом массовой культуры, что предъявляет к нему требо­вания эстетического характера.

Рассмотрим визуальную составляющую рекламного образа эстети­ческого феномена, выясним, в чем сущность эстетического в реклам­ном образе и каково соотношение в рекламном образе эстетического и художественного.

Дизайн-проектирование начинается с определения функциональ­ных параметров рекламируемого предмета, однако эстетическая фор­ма является его главным выразительным средством. Сфера рекламного дизайна начинается там, где форма приобретает основную ценность. Когда дизайн характеризуют как художественное проектирование, то тем самым подчеркивают эстетическую выразительность его формы.

Сущностные характеристики эстетической формы сле­дующие:

- эстетическая форма несет в себе не только выразительные воз­можности предметов рекламы, но, главным образом, обращена к бо­гатству духовного мира человека. Через эстетическую форму должен осуществляться диалог с меняющимся потребителем рекламы. В на­стоящее время эстетические ценности рекламного дизайна широко вплетены в общественную жизнь и в большей степени зависят от об­раза жизни, духовных ценностей потребителей рекламной коммуни­кации;

- эстетическая форма обращена также и к культурной традиции. Все предыдущие приемы и принципы, получившие развитие в графи­ческом дизайне, существуют в арсенале рекламного дизайна.

Какие эстетические качества должны находить отражение в рекламном образе?

Основополагающие качества таковы:

- простота (лаконичность). Простота визуального решения тре­бует акцентирования тех элементов, которые способствуют точному пониманию значения рекламного образа. Попытки «усложнения» визуальной составляющей рекламного образа мог привести к обратному эффекту - играть роль визуальных раздражите­лей, мешающих восприятию главного. Так, средства графического дизайна не должны содержать большого числа переплетающихся линий мелких подробных деталей и пр. Простота визуализации способствует более эффективной визуальной коммуникации, при которой внимание потребителя будет привлечено к важнейшим характеристикам рекламного образа;

• гармоничность пропорций (симметричность, уравновешен­ность);

• четкость (ясность плана и композиции);

• целесообразность целого и каждого составляющего элемента.

Эти качества в своей совокупности обеспечивают упорядоченность, организованность эстетической формы. Человеку присуща способность эмоционально реагировать не на формальную организованность, а на визуальную целостность рекламного образа. Не случайно что с эпохи античности существует представление о красоте как о вы­сокой упорядоченности мира в его соотнесенности с эстетическими ценностями.

Эстетическое измерение рекламного образа предполагает также необходимость сравнительного анализа рекламного и художественно­го образа. Рекламный дизайн является элементом нашей культуры термин «художественный» можно отнести к некоторым его произведе­ниям.

Проведем сравнительный анализ художественного и рекламного образов. Само по себе художественное творчество не есть обособлен­ный процесс, сводящийся к интуитивному рождению идейного содер­жания будущего произведения и его воплощению. Любое художест­венное произведение (и это единит его с рекламным образом) обуслов­лено особенностями социокультурного контекста своей эпохи, а не только носит характер полной индивидуальности и самодостаточно­сти. И. Тэн в своей книге «Философия искусства» указывает на общий фундамент для всех художественных произведений, который и опреде­ляет их появление и характеристические черты. «Художественное про­изведение, - пишет он, - картина, трагедия, статуя составляют часть целого - именно часть всей деятельности художника... Различные произведения одного художника все родственны друг другу, т.е. все имеют между собою заметное сходство... Этот же самый художник не есть что-либо одинокое, есть школа или семья художника той страны и того времени, к которым он принадлежит... Эта же самая семья ху­дожников совмещается в более обширном целом - в окружающем их мире, вкус которого сходен с их вкусом. Ибо нравственное и умствен­ное состояния одни и те же, как для общества, так и для художников; они не стоят же ведь совершенно особняком». Обусловлен­ность художественного произведения социальными и культурными факторами реализуется в выразительной, оригинальной, своеобразной форме только благодаря личности самого художника, как называет его И. Тэн, - «творца».