Смекни!
smekni.com

Учебно-методическое пособие Ярославль, 2009 Скопин А. А., Разработка и технологии производства рекламного продукта: Учебно-методическое пособие. Ярославль, «Ремдер», 2009 118 с (стр. 8 из 33)

Вовлеченность и запоминаемость слогана определяют его эффективность при решении рекламных задач.

Вопрос 3. Слоганы в практике рекламной деятельности

Низкая эффективность продаж, по оценке российских специалистов по рекламе, часто связана с недостаточно точным донесением до потребителя основной идеи. Самая распространенная схема работы "от коммерческих потребностей до воплощения в рекламе" такова: первоначально проводится экспертиза в области маркетинга, в ходе которой определяются наиболее эффективные маркетинговые шаги. Например, результаты маркетингового анализа показали, что причиной снижения продаж является недовольство покупателей сроком гарантии.

Маркетинговое решение — увеличить срок гарантии, сделать его большим, чем у конкурентов, и провести рекламную кампанию по этому поводу. Сделав такой вывод, маркетолог ставит задачу перед специалистом по рекламе, описывает в брифе ключевые преимущества предложения, основные рациональные и эмоциональные выгоды для потребителя, состав целевой аудитории. Задача же специалиста по рекламе — перевести "сухой" материал брифа в яркий и эффективный креатив.

В связи с этим, как показывает практика, очень часто возникают проблемы. Выстраивание успешных коммуникаций с потребителем часто основано на создании слогана, опирающегося на два основных положения: донесение до потребителя основной идеи — предложения и позиционирование маркетингового предложения. Если слоган выполняет этот минимальный набор функций, потребитель буквально из одной фразы узнает, что предлагается и кому. Это значит, что, увидев или услышав слоган типа "А у нас Новый год! Подарки в "Арбат Престиж", мы понимаем: предлагается частичное возмещение цены основного товара в натуральном выражении (подарках). Это является однозначным ответом на вопрос: "Что?"

В то же время все понимают, что слоган "Скучно не будет" вряд ли подойдет для рекламной кампании банка. Представьте, какой переполох начнется, если выйдет реклама со слоганом "Сбербанк — скучно не будет!". Слоган "Заряди клевую мелодию в свою мобилу" не будет серьезно воспринят взрослыми людьми. Поэтому ответить на вопрос: "Для кого (кому)?" —очень важно.

Две описанные выше задачи слогана являются основными и обязательными. Но, для того чтобы рекламная кампании стала эффективной, этого часто бывает недостаточно. В условиях перенасыщенности потребителей рекламой слоган должен решать еще и третью задачу — обеспечивать узнаваемость предложения, бренда. В ряде случаев слоган выполняет еще и четвертую, очень важную функцию — дает ответ на вопрос "Почему?", т. е. предлагает потребителям аргументы в пользу покупки рекламируемого товара или услуги.

Итак, успешный слоган позволяет донести до аудитории самую основную информацию: что потребителям предлагается, от кого исходит предложение и на кого оно рассчитано, а также содержит аргументы в пользу принятия предложения.

Систематизация успешных слоганов в сфере компаний сотовой связи позволяет прийти к выводам о закономерностях их эффективности.

Правило создания повышенных ожиданий — интригуй, завлекай, но будь честен.

Действительно, на любое маркетинговое предложение (как и на любой предмет) можно посмотреть под другим углом зрения. Например, компания устанавливает срок гарантии на предлагаемый товар — два года. Можно сообщить потребителям: "Гарантия 2 года" или "Гарантия в 4 раза дольше" (если у конкурентов она составляет полгода). Но можно, например, выяснить среднюю продолжительность срока эксплуатации товара. Допустим, он составляет 4 года. Тогда гарантия составляет половину срока эксплуатации, т. е. половину "жизни" товара. Итак, получаем слоган "Гарантия на полжизни!"

Суть дифференциации при помощи слогана — попытаться сформировать позиционирование предложения на основе непривычных ассоциаций. Главное — сделать предложение более привлекательным!

Завершая обзор практики создания слоганов, отметим, что не существует строгих и незыблемых правил их написания. Некоторые принципы и рекомендации, которые способствовали достижению успеха 10 лет назад, в настоящее время оказываются безнадежно устаревшими. Именно поэтому важно следить за тенденциями изменений в своей и в других отраслях.

Хочется дать один совет — читайте классиков! Михаил Булгаков знал о слоганах больше, чем креативные команды лучших агентств. Именно поэтому фраза "Рукописи не горят!" известна более широко, чем большинство рекламных лозунгов нашего времени.

Раздел 2. Семиотика и стилистика рекламы

Тема 2.1. Семиотика рекламы

Вопрос 1. Современная семиотика и ее основоположники

Семиотика — наука о знаках и знаковых системах в обществе (естественные и некоторые относящиеся к знакам явления культуры, искусственные языки), в самом человеке (зрительное и слуховое восприятие и др.), природе (коммуникации в мире животных). Для семиотического подхода характерно выделение трех уровней: 1) синтактика; 2) семантика; 3) прагматика.

«Семиология - это наука о знаках, которая изучает, что происходит, когда человек пытается передать свою мысль с помощью средств, которые неизбежно носят условный характер», - пишет Ф. де Соссюр, основатель не только общей лингвистики, но и того, что теперь привычно обозначать семиотикой.

Семиотика появилась в начале 20 в. и с самого начала представляла собой метанауку, особого рода надстройку над целым рядом наук, оперирующих понятием знака. Несмотря на формальную институционализацию семиотики (существуют семиотическая ассоциация, журналы, регулярно проводятся конференции и т.д.), статус ее как единой науки до сих пор остается дискуссионным. Так, интересы семиотики распространяются на человеческую коммуникацию (в том числе при помощи естественного языка), общение животных, информационные и социальные процессы, функционирование и развитие культуры, все виды искусства (включая художественную литературу), и многое другое.

Идея создания науки о знаках возникла почти одновременно и независимо у нескольких ученых. Основателем семиотики считается американский логик, философ и естествоиспытатель Ч.Пирс (1839–1914), который и предложил ее название. Пирс дал определение знака, первоначальную классификацию знаков (индексы, иконы, символы), установил задачи и рамки новой науки. Семиотические идеи Пирса, изложенные в очень нетрадиционной и тяжелой для восприятия форме, да к тому же в далеких от круга чтения ученых-гуманитариев изданиях, получили известность лишь в 1930-х годах, когда их развил в своем фундаментальном труде другой американский философ – Ч.Моррис, который, кроме всего прочего, определил и структуру самой семиотики. Дальнейшее развитие подход Пирса получил в работах таких логиков и философов, как Р.Карнап, А.Тарский и др.

Несколько позднее швейцарский лингвист Ф. де Соссюр (1857–1913) сформулировал основы семиологии, или науки о знаках. Знаменитый Курс общей лингвистики (курс лекций) был издан его учениками уже после смерти ученого в 1916. Термин «семиология» и сейчас используется в некоторых традициях (прежде всего французской) как синоним семиотики.

В 1923 немецкий философ Э.Кассирер опубликовал трехтомный труд, посвященный философии символических форм.

Несмотря на общую идею необходимости создания науки о знаках, представления о ее сущности (в частности у Пирса и Соссюра) значительно различались. Пирс представлял ее как «универсальную алгебру отношений», т.е. скорее как раздел математики. Соссюр же говорил о семиологии как науке психологической, некоторой надстройке прежде всего над гуманитарными науками.

В основе семиотики лежит понятие знака, понимаемого по-разному в различных традициях. В логико-философской традиции, восходящей к Ч.Моррису и Р.Карнапу, знак понимается как некий материальный носитель, представляющий другую сущность (в частном, но наиболее важном случае – информацию). В лингвистической традиции, восходящей к Ф. де Соссюру и позднейшим работам Л.Ельмслева, знаком называется двусторонняя сущность. В этом случае вслед за Соссюром материальный носитель называется означающим, а то, что он представляет, – означаемым знака. Синонимом «означающего» являются термины «форма» и «план выражения», а в качестве синонимов «означаемого» используются также термины «содержание», «план содержания», «значение» и иногда «смысл».

Другое ключевое понятие семиотики – знаковый процесс, или семиозис. Семиозис определяется как некая ситуация, включающая определенный набор компонентов. В основе семиозиса лежит намерение лица А передать лицу Б сообщение В. Лицо А называется отправителем сообщения, лицо Б – его получателем, или адресатом. Отправитель выбирает среду Г (или канал связи), по которой будет передаваться сообщение, и код Д. Код Д, в частности, задает соответствие означаемых и означающих, т.е. задает набор знаков. Код должен быть выбран таким образом, чтобы с помощью соответствующих означающих можно было составить требуемое сообщение. Должны также подходить друг к другу среда и означающие кода. Код должен быть известен получателю, а среда и означающие должны быть доступны его восприятию. Таким образом, воспринимая означающие, посланные отправителем, получатель с помощью кода переводит их в означаемые и тем самым принимает сообщение.

Частным случаем семиозиса является речевое общение (или речевой акт), а частным случаем кода – естественный язык. Тогда отправитель называется говорящим, получатель – слушающим, или также адресатом, а знаки – языковыми знаками. Код (и язык в том числе) представляет собой систему, которая включает структуру знаков и правила ее функционирования. Структура, в свою очередь, состоит из самих знаков и отношений между ними (иногда говорят также о правилах комбинирования).