Смекни!
smekni.com

Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов/ Саратовский государственный социально-экономический университет, Информационно-образовательный центр «Виртуальный филиал Русского музе (стр. 2 из 15)

· близко друг от друга – для организации целостного восприятия объектов;

· по сходству процессов - чем больше сходство, тем легче их организовывать;

· с учетом свойств продолжения;

· таким образом, чтобы они образовывали замкнутые цепи;

· с учетом особенности выделения предмета и фона при выборе формы объектов, размеров букв и цифр, насыщенности цвета, расположения текста и т.п.;

· не перегружая визуальную информацию деталями, яркими и контрастными цветами;

· выделяя учебный материал, предназначенный для запоминания цветом, подчеркиванием, размером шрифта и т.п.

При разработке мультимедийных учебных материалов необходимо учитывать важную роль при выборе цветовой гаммы информации, выводимой на экран. Как правило, выбираются контрастные цвета в зависимости от комфортности восприятия цвета разработчиком или, исходя из практических дизайнерских принципов. Существует две разновидности контраста: прямой и обратный; при прямом контрасте фон выбирается светлым, а изображение темным, а при обратном контрасте наоборот, все изображения светлее фона. Предпочтительным является работа в прямом контрасте, причем увеличение яркости ведет к улучшению видимости, а при обратном - к ухудшению.

Кроме того, психологическое восприятие соотношения цветов в цветовой палитре формирует определенный настрой работы с программным средством. Преобладание темных цветов может привести к развитию угнетенного состояния, пассивности. Преобладание ярких цветов, наоборот, к перевозбуждению, причем общее перевозбуждение организма здесь часто граничит с быстрым утомлением. Рекомендуется при выборе цветовой гаммы использовать следующие рекомендации психологов:

· значения цветов должны быть постоянными и соответствовать устойчивым зрительным ассоциациям, например,

o красный цвет - прерывание, экстренная информация, опасность; красный цвет хорошо воспринимается только при высокой яркости изображения;

o желтый - внимание и слежение, работает в любом уровне яркости изображения;

o зеленый – разрешающий;

o синий - при малой яркости.

Для смыслового выделения объектов рекомендуется использование контрастных цветов (красный - зеленый, синий - желтый, белый - черный), хотя контрастными цвета не стоит увлекаться. Цветовой контраст изображения и фона должен находиться на оптимальном уровне (в соотношении не более 2:3).

Для выделения главного объекта на экране необходимо использовать психолого-аппаратные приемы, в частности логические ударения. Как правило, главный объект выделяется или более ярким цветом, или изменением размера, яркости, расположения или выделения. Наилучшим приемом считается выделение либо более ярким, либо более контрастным цветом, хуже – другими цветами, изменение размера или яркости. Считается возможным для привлечения внимания к объекту одновременное использование нескольких логических ударений.

В поле главного объекта рекомендуется размещать не более 4-6 второстепенных объектов, увеличение числа второстепенных объектов может увести внимание от главного объекта, что недопустимо.

Использование иллюстраций рекомендуется использовать в местах, трудных для понимания учебного текста, требующих дополнительного наглядного разъяснения; для обобщений и систематизации тематических смысловых блоков. Конкретное количество иллюстраций для отдельной экранной страницы специально не устанавливается, а определяется в каждом конкретном случае с учетом содержания и характера учебного материала; выбранной методики обучения; возможностей и специфики уровня образования.

Для повышения наглядности учебного материала рекомендуется использование таблиц и схем в случае:

· выделения смыслового фрагмента текста;

· сравнения двух и более объектов;

· группировки множества объектов;

· систематизации объектов.

Цветовая гамма таблицы не должна быть пестротой, а сама таблица должна иметь минимально количество комментирующего материала. При использовании и разработке рисунков, графиков, диаграмм, схем и др. необходимо использовать аналогичные требования.

Планирование презентации

В 1993 Лерер (Lehrer, 1993) разработал схему создания мультимедийных приложений, состоящую из четырех основных этапов, которые необходимо учитывать при разработке любого мультимедийного учебного материала:

1. Проектирование. На этом этапе определяется целевая аудитория, учебный материал (темы, содержание, задания и взаимосвязь между ними), разрабатывается интерфейс презентации – цветовая гамма, выбор или создание шаблона, разработка фирменного стиля презентации.

2. Сбор информации и формы ее представления. Проводится поиск и сбор необходимой информации; отбираются и анализируются источники информации; разрабатывается новый взглядов на имеющуюся информацию; выбирается способ представления информации.

3. Компоновка информации в виде мультимедиа приложении. На данном этапе происходит окончательная разработка дизайна (создание кнопок, маркеров, обоев и других графических элементов), тестирование.

4. Разработка окружения - комплексное тестированием мультимедиа-продукта, запись на диск.

5. Опытная эксплуатация - всестороннее тестирование, осуществляемое сторонними пользователями.

Программные средства для разработки мультимедиа приложений

Мультимедийные учебные материалы могут разрабатываться в различных средах, позволяющих создавать полнофункциональные мультимедиа приложения, такие высокопрофессиональные программы как Authoware Professional, Macromedia Director или более простые пакеты: HyperStudio, DreamWeaver и др.

Самым простым и доступным программным продуктом является Microsoft PowerPoint, который можно использовать для создания мультимедийных ресурсов или «мультимедийного сопровождения» занятий с видео- и аудиоматериалами.

Программа Microsoft PowerPoint - это программное средство, входящее в состав пакета MicrosoftOffice и позволяющее конструировать и демонстрировать слайды или на экран монитора или экран. Возможности данного программного пакета позволяют на достаточно высоком уровне разрабатывать мультимедийные учебные материалы, включая фотографии, рисунки, схемы, диаграммы, текстовые фрагменты, и даже фрагменты видеофильмов и мультипликацию. Во время демонстрации слайды показ может сопровождаться звуковыми записями – дикторским текстом или музыкальным произведением. Несмотря на свою простоту и доступность использования, программа PowerPoint поддерживает три основных принципа мультимедиа:

1. Представление информации в различных форматах;

2. Создание разветвленной презентации, позволяющей поддерживать нескольких сюжетных линий, выстраиваемых самим пользователем;

3. Использование разнообразных форм, шаблонов при разработке дизайна, интерфейса и средств навигации.

Программа PowerPoint имеет широкие возможности, которые можно использовать при представлении любой мультимедийной информации, в том числе возможность:

· детализации изображения на экране;

· выделения в сопровождающем изображение текстовом или другом визуальном материале;

· осуществления непрерывного музыкального или любого другого сопровождения, соответствующего визуальному ряду;

· использования видеофрагментов из фильмов, видеозаписей и т.д.;

· включения в содержание диска баз данных, по различным курсам, анимации и т.д.;

· подключения к сети Internet;

· работы с различными приложениями (текстовыми, графическими и звуковыми редакторами и т.д.);

· автоматического просмотра («слайд-шоу»);

· «свободной» навигации и др.

Таким образом, при изучении даже такого доступного программного пакета, как Microsoft PowerPoint существует возможность разработки мультимедийных учебных материалов, обладающих:

  • высококачественным графическим интерфейсом, удовлетворяющим современным требованиям;
  • максимальным использованием мультимедиа для представления учебного материала;
  • возможностью создания авторских программ обучения по уже созданному курсу;
  • возможностью контроля знаний.

Мультимедийные учебные материалы можно использовать не только для лекций и практических занятий, но и для самостоятельного изучения материала, что позволяет повысить качество и эффективность процесса обучения.

Понятие векторной и растровой графики. Цветовая палитра. Форматы графических файлов. Программное обеспечение для работы с компьютерной графикой

Одним из популярных направлений использования персонального компьютера является компьютерная графика, которая изучает средства и способы создания, а также обработки изображения с помощью программно-аппаратных вычислительных комплексов.

Компьютерная графика подразделяется на растровую, векторную и фрактальную из-за способа формирования изображений на экране монитора.

Растровая графика

Растровая графика – это вид компьютерной графики, в котором основным элементом является точка, экранное изображение которой называется пикселем. Растр – это матрица ячеек (пикселов), размер растра измеряется количеством пикселов по горизонтали и вертикали.

Достоинства:

1. Каждый пиксел независим друг от друга

2. Автоматизации ввода (оцифровки) информации, которая может вводиться с внешних устройств: сканеров, видеокамер, цифровых фотокамер, графических планшетов.

3. Фотореалистичность – возможность корректировки деталей;

4. Стандартные форматы файлов, предназначенные для сохранения точечных изображений.

Недостатки

1. Большой объём файла;

2. Искажения при любых трансформациях;

3. Пикселизация при увеличении точек растра, что визуально искажает иллюстрацию.