Федеральное агентство по образованию
Саратовский государственный социально-экономический университет
Информационно-образовательный центр
«Виртуальный филиал Русского музея»
ТЕХНОЛОГИИ РАЗРАБОТКИ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ УЧЕБНЫХ МАТЕРИАЛОВ
Саратов,
2007
Составители:
канд. педаг. наук, доцент Сумина Галина Алексеевна
Технологии разработки мультимедийных учебных материалов. Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов/ Саратовский государственный социально-экономический университет, Информационно-образовательный центр «Виртуальный филиал Русского музея». Саратов, 2007 - __63__ с.
© Саратовский государственный
социально-экономический
университет, 2007
© Информационно образовательный центр «Виртуальный филиал Русского музея», 2007
ОГЛАВЛЕНИЕ
Основные принципы разработки мультимедийных учебных материалов. 6
Программные средства для разработки мультимедиа приложений.. 9
Форматы файлов растровой графики.. 14
Программное обеспечение для работы графикой.. 16
Программы для работы с векторной графикой.. 17
1. Построение презентации.. 20
2. Оформление презентации.. 33
Обрезание и удаление усеченных частей. 36
Сжатие рисунков до параметров просмотра в Интернете или на экране. 38
3. Публикация презентации.. 45
Упражнение 3.10. Показ презентации с помощью средства просмотра Microsoft PowerPoint. 58
Список использованной литературы.. 63
Одним из наиболее распространенных программных продуктов, предназначенных для создания мультимедийных учебных материалов, является программа MS PowerPoint, это приложение MSOffice для подготовки презентаций. В настоящее время программа MS PowerPoint стала стандартным средством создания презентации и лидером среди систем организации презентации.
Курс «Технология мультимедийных разработок учебных материалов» дает возможность слушателям познакомиться с новыми направлениями развития средств информационных технологий и получить практические навыки создания мультимедиа приложений в программе Microsoft PowerPoint..
Мультимедийные технологии являются одним из многочисленных приемов представления современной информации. Существует много определений понятия «мультимедиа». Теpмин MULTIMEDIA (в пеpеводе с английского означает «многосpедность» -. multi - много, media – среда. Понятие «мультимедиа» означает спектр информационных технологий, использующих различные программные и технические средства с целью наиболее эффективного воздействия на пользователя, который одновременно становится читателем, слушателем и зрителем. Следовательно, мультимедиа средства - это компьютерные средства создания, хранения, обработки и воспроизведения в оцифрованном виде информации разных типов: текста, рисунков, схем, таблиц, диаграмм, фотографий, видео- и аудио- материалов. Такой метод представления информации, благодаря одновременному воздействия нескольких видов информации обладает большим эмоциональным зарядом и активно включается в современный учебно-образовательный процесс.
Установлено, что при устном изложении материала за минуту человек воспринимает и способен переработать до одной тысячи условных единиц информации, а при «подключении» органов зрения до 100 тысяч таких единиц, поэтому совершенно очевидна высокая эффективность использования в обучении мультимедийных средств, основанных на зрительном и слуховом восприятии учебных материалов.
Мультимедиа является современной образовательной технологией благодаря присущим ей качествам интерактивности, гибкости и интеграции различных типов учебной информации, которые позволяют учитывать индивидуальные качества обучающихся. Возможность интерактивности является одним из наиболее значимых преимуществ мультимедиа по сравнению с другими средствами представления информации. Интерактивность - это процесс предоставления информации в ответ на запросы пользователя, который позволяет управлять представлением информации в определенных пределах.
Полилова Т.А и ряд других ученых считают, что «интерактивность мультимедийных средств использует широкий круг возможностей воздействия на процесс обучения и содержание учебных материалов со стороны обучаемого, в числе которых:
· манипулирование экранными объектами;
· линейная навигация - передвижение в рамках экрана;
· иерархическая навигация - выбор содержательных подразделов с помощью иерархически организованной системы меню;
· функция интерактивной справки, вызываемая специальными кнопками на панели навигации. Наиболее эффективна контекстно-зависимая справка;
· взаимодействие с пользователем, когда средство обладает возможностью ответа на запросы и действия пользователей;
· конструктивное взаимодействие, когда мультимедийное средство предоставляет возможность создания или конфигурирования экранных объектов;
· рефлективное взаимодействие, когда мультимедийное средство учитывает действия пользователя для последующего анализа (например, для того чтобы на основе этой информации рекомендовать учащемуся оптимальную последовательность изучения материала), выбор между "экспертным" или "ознакомительным" вариантом изучения;
· симулятивная интерактивность в том случае, когда экранные объекты связаны друг с другом и взаимодействуют таким образом, что настройка этих объектов определяет их "поведение" (симулирующее реальное функционирование технических устройств, социальные процессы, и т.п.);
· неуглубленная контекстная интерактивность, благодаря которой учащийся вовлекается в различные виды деятельности, имеющие неявное дидактическое значение. Этот тип интерактивности используется в многочисленных развлекательно-обучающих мультимедийных программах и в различных мультимедиа-играх;
· углубленная контекстная интерактивность, сводимая к специфике функционирования систем виртуальной реальности, в которых пользователь погружается в симулируемый трехмерный мир».
При разработке мультимедийных учебных материалов используют три основных типа интерактивности, используемых мультимедийными средствами обучения реактивное, активное и двустороннее взаимодействие, которые помогают разработать мультимедийные учебные материалы.
Восприятие информации человеком проходит по семи основным каналам: слуховой, зрительный, тактильный, осязательный, обонятельный, мышечный, вестибулярный. Таким образом, в сознании человека вся информации, прошедшая по различным каналам концентрируется вместе и соединяет в единый образ.
Основные принципы разработки мультимедийных учебных материалов
Для создания качественных мультимедийных учебных материалов существует достаточно большое количество различных технологических приемов. При разработке и последующем использовании мультимедийных учебных материалов следует соблюдать несколько основных технологических рекомендаций.
В качестве основы для создания мультимедийных учебных материалов можно использовать содержание любого текстового учебного материала, который структурирован в соответствии с учебной программой или учебный планом. Способ структуризации учебного материала основывается на разбиении его на учебные элементы и наглядно представляется в виде иерархической структуры. Каждый элемент учебного материала определяет психолого-педагогические (дидактические, психологические, методические) требования по его представлению и усвоению. Поэтому, прежде чем проектировать учебный материал, нужно четко определить его содержание, возможности его мультимедийного представления (наглядность), определить компоненты учебного материала, сформировать целостное представление содержания. Все компоненты учебного материала должны быть логически связаны в соответствии с последовательностью их изучения.
При разработке способа визуализации информации на экране компьютера с учетом требований восприятия информации можно сформулировать ряд общих рекомендаций:
· информация на экране должна быть структурирована;
· визуальная информация периодически должна меняться на информацию другого вида;
· темп работы должен варьироваться;
· периодически должна меняться яркость цвета и/или громкость звука;
· содержание визуализируемого учебного материала не должно быть слишком простым или слишком сложным.
При организации зрительного поля и разработке формата кадра на экране рекомендуется объекты располагать следующим образом: