Смекни!
smekni.com

Учебно-методическое пособие Тамбов (стр. 2 из 7)

1.2. Теории и модели

Рассмотрим несколько теорий и моделей педагогического дизайна. Но сначала давайте определим различие между теорией и моделью.

Теория дает общее объяснение наблюдениям и объясняет поведение, тогда как модель - это мысленное представление (мысленная картина) того, что нельзя увидеть или испытать напрямую.

Теория педагогического дизайна предлагает ясное и четкое руководство, как помогать людям учиться и развиваться. Выделяются различные виды обучения: когнитивное/понятийное, эмоциональное, социальное, физическое и духовное.

Существуют различные теории и модели педагогического дизайна, разработанные разными авторами. Reigeluth выявил три основных черты, характерные для всех теорий педагогического дизайна:

- ориентация/направление дизайна,

- определение методов обучения и учебных ситуаций,

- педагогические методы, которые можно разложить на приемы и отдельные методики.

Теории дизайна важны, так как помогают разработать видение педагогического процесса на ранних этапах проектирования. Это видение результатов (каким образом обучаемые изменятся) и средств (как способствовать этим изменениям). Эти теории также важны, поскольку ими можно руководствоваться на трех уровнях, а именно:

- Методы, способствующие осуществлению обучения в различных ситуациях.

- Инструменты обучения, обеспечивающие множество доступных обучаемым методов.

- Системы, обеспечивающие возможность создавать качественные инструменты обучения.

Все модели педагогического дизайна имеют некоторые общие характеристики:

- Определение и анализ целей обучения,

- Планирование и проектирование способов достижения целей обучения,

- Осуществление запланированных действий,

- Оценка и пересмотр целей, стратегий, и т.д.

1.3. Модель ADDIE

Хотя существует много моделей, понять их использование можно на «ADDIE». типичной модели педагогического дизайна (рисунок 1.1).

Analysisсреды обучения, обучаемых и задач обучения

Design – составление плана разработки педагогической деятельности

Development - разработка педагогической деятельности

Implementation - внедрение проекта

Evaluation - оценка работы обучаемых и эффективности данного проекта.

Эти фазы, «ADDIE», работают по принципу замкнутой цепи и должны постоянно повторяться, чтобы привести к улучшению процесса. Можно, и часто целесообразно, сокращать фазы педагогического дизайна, но это следует делать только после анализа потребностей обучаемых. Процесс «ADDIE» особенно важен при разработке дистанционного обучения, когда преподаватель и студенты имеют мало личных контактов, или не имеют их совсем.

Рисунок 1.1. Модель ADDIE

Некоторые положения, которые педагогический дизайнер должен учитывать при использовании общего подхода ADDIE, изложены ниже:

Анализ

Кто Ваши обучаемые? Как их можно охарактеризовать? Как их можно мотивировать? Что они уже знают? Что им нужно узнать? Какие есть трудности?

Дизайн (составление плана)

Общие вопросы: Каковы Ваши цели? Измеримы ли Ваши цели? Какие навыки/знания Вы пытаетесь развить? Какое должно быть взаимодействие? Какие стратегии Вы будете использовать? В какой последовательности Вы изложите содержание обучения? Как Вы оцените уровень понимания обучаемых?

Для обучения он-лайн: Какая сетевая среда наиболее уместна? Выберите общий подход и примите решение, как должен выглядеть конечный продукт и какую учебную среду он должен создавать. Разработайте содержание обучения интерактивного характера, учитывая преимущества, даваемые особенностями работы в режиме он-лайн. Включите элементы совместной учебной деятельности и избегайте статичных веб-страниц и имитации перелистывания страниц.

Разработка

Общие вопросы: Какие ресурсы Вы используете? Как Вы будете управлять процессом разработки и координировать его? Содержит ли Ваш проект различные стили обучения?

Для обучения он-лайн: Представьте материал в различных форматах, чтобы обучаемый мог выбирать по своему предпочтению. Интерактивность должна быть творческой и полезной. Подумайте, как материал будет стимулировать интерес и взаимодействие. Среда должна дать возможность обучаемым создать свою «виртуальную индивидуальность» и стимулировать изыскания и взаимодействие друг с другом.

Внедрение

Общие вопросы: Каков самый эффективный способ внедрения проекта? Как преподаватели и обучающиеся смогут получить наибольшую пользу от проекта?

Для обучения он-лайн: Подумайте, как часто передаваемая информация будет обновляться. Всегда имейте запасной вариант на случай возникновения технический проблем. Заранее сообщайте о технических проблемах обучаемым. Учебная деятельность не должна зависеть от работы техники.

Оценка

Общие вопросы: Как проверить проект на соответствие педагогическим стандартам и нормам? Как можно обогатить учебную деятельность? Какие улучшения Вы можете сделать?

Работа с ADDIE

Анализ. Хотя не всегда можно сделать полный анализ обучаемых, даже поверхностный анализ позволит сделать выводы, помогающие в выборе педагогических стратегий. Выделяются три направления для анализа:

Общая характеристика (очники, заочники, взрослые, школьники, студенты университета, и т.д.) Для сбора таких данных можно использовать простую анкету.

Начальный уровень умений и навыков (уровень компьютерной грамотности,
уже приобретенная квалификация и/или опыт работы, и т.д.) Можно протестировать или представить удостоверяющие документы.

Стили обучения. Существует много диагностических тестов, выявляющих
профиль обучаемых и предлагающих соответствующие методы изучения. Некоторые даже предлагают план действий для лучшего достижения сбалансированного подхода к обучению.

Дизайн и разработка. Четко сформулированные цели обучения являются
стартовой точкой стадии дизайна. Они должны быть детально описаны и измеримы.
Анализ должен дать достаточно информации о типах учебной деятельности, которая
наиболее полезна обучаемым, о средствах обучения и ресурсах, которые будут использоваться. Порядок, способ подачи и усиление всего этого образуют разрабатываемые стратегии и тактику. Стадия разработки - это подготовка ресурсов и создания механизмов для внедрения.

Внедрение. Эта стадия подразумевает интеграцию результата предыдущей стадии в учебную аудиторию и может заключаться в обучении способам наилучшего использования учебных ресурсов, координировании взаимодействия и помощи в учебной деятельности.

Оценка - этот шаг часто пропускается. Однако очень важно проверять и
оценивать: уровень достижений обучающихся, используя методы оценивания, соответствующие целям обучения (письменные или устные тесты, портфолио, проектная работа, эссе, и т.д.), общий педагогический дизайн, а также используемые методы и средства обучения.

И хотя это последняя стадия модели, она должна рассматриваться не как окончание процесса, а как начальная точка цикла ADDIE. Оценка преподавателями, обучаемыми и педагогическими дизайнерами дает основание для пересмотра и улучшения учебной деятельности. Педагогический дизайн - повторяющийся процесс, и оценка должна проводиться постоянно.

Польза моделей педагогического дизайна заключается в том, что они выполняют функции коммуникационных инструментов. Модели педагогического дизайна позволяют индивидуальным разработчикам и мультидисциплинарным командам пользоваться одними и теми же терминами и осуществлять связанные процессы. Педагогическим дизайнерам нужно знать различные модели педагогического дизайна. В зависимости от обстоятельств можно использовать несколько элементов из разных моделей, чтобы выработать сбалансированный подход. Компьютерные дизайнеры должны уметь подбирать модель к ситуации, а не притягивать ситуацию к модели.

1.4. Педагогический дизайн для мультимедиа продуктов

Основная проблема педагогического дизайна с использованием мультимедиа заключается в выборе набора медиа-компонент и интсрактива и их применении для оптимизации обучения в соответствии с поставленными целями. Следовательно, мы должны рассмотреть различные компоненты педагогического дизайна мультимедийных учебных систем, такие как цели, содержание, информационные средства, и оценка (рисунок 1.2).

Цели: первая проблема - это определение целей мультимедийного обучения. Цели должны быть измеримыми. Они могут ранжироваться от простых к сложным, от более низкого уровня обучения до более высокого. Цели могут относиться к понятийному плану, психомоторному и эмоциональному.

Рисунок 1.2. Компоненты педагогического дизайна мультимедийных учебных систем

Содержание: содержание любого педагогического дизайна должно соответствовать поставленным целям обучения. В зависимости от целей обучения содержание также ранжируется от простого к сложному. Выбор содержания должен гарантировать адекватное и правильное достижение целей.

Медиа компоненты: мультимедиа включают в себя несколько типов медиа-компонент: - текст, аудио, видео, графику, анимацию и т.д. Важно чтобы цели обучения соответствовали выбранным мультимедиа средствам, чтобы синхронизировать дизайн и обучение. Все медиа-компоненты могут обеспечить содержание обучения полностью или частично, иметь ссылки и связи друг с другом или обходиться без них. Например, препарирование лягушки можно показать с помощью анимации или видеопрограммы. Но, так как мультимедиа предполагает интерактивность, обучаемые могут прочувствовать весь процесс препарирования, если он показан с помощью анимационной модели, поскольку мультимедийная программа создает впечатление настоящего реального препарирования. Таким же образом, аудирование является важным компонентом для изучения языка с помощью мультимедиа.