ГОУ ВПО «Тамбовский государственный технический университет»
Педагогический Интернет-клуб
Основы педагогического дизайна и создания мультимедийных обучающих аудио/видео материалов
Тамбов
2006
В настоящем учебно-методическом пособии мы рассмотрим как и какими средствами можно самостоятельно создавать и редактировать компоненты мультимедиа, используемые в учебном процессе. При этом совершенно необязательно иметь базовое инженерное образование и профессионально работать с мультимедиа. Достаточно иметь компьютер; микрофон; динамики (наушники); фотоаппарат, снимающий ролики, или камеру, а также желание создавать и использовать на уроках собственные мультимедийные разработки.
Мы лишь обзорно расскажем о том, что собой представляют понятия «педагогический дизайн» и «мультимедиа», так как этому посвящено множество книг, дисков и ресурсов Интернет. А основное внимание сосредоточим на использовании программного обеспечения, позволяющего записывать и редактировать звук; создавать видеоролики на основе имеющихся видеоматериалов и изображений; создавать динамические флэш-ролики, демонстрирующие процесс работы с различными программными приложениями.
Наше учебно-методическое пособие, прежде всего, рассчитано на работников образовательных учреждений, имеющих первоначальный опыт работы с персональным компьютером и Интернет, а также стремящихся к освоению мультимедиа технологий с целью их использования на занятиях.
Учебно-методическое пособие, также включает 13 мультимедийных флэш-роликов, демонстрирующих процесс работы с приложениями Camtasia Studio и Macromedia Captivate.
Содержание
Раздел 1. Основы педагогического дизайна 5
1.1. Определение педагогического дизайна 7
1.2. Теории и модели 9
1.3. Модель ADDIE 10
1.4. Педагогический дизайн для мультимедиа продуктов 14
1.5. Модель обучения 16
1.6. Интеграция педагогического дизайна и проектирования ЭОР 19
Раздел 2. Понятие мультимедиа 26
2.1. Звук 27
2.2. Компьютерная графика 28
2.3. Видео 30
Раздел 3. Применение Camtasia Studio для создания мультимедийных
обучающих аудио/видео материалов 32
3.1. Описание монтажного стола Camtasia Studio 33
3.2. Создание ролика (Camtasia Recorder) 34
3.3. Монтаж видео/аудио материала 35
3.4. Запись и редактирование звуковых файлов (Camtasia Audio Editor) 40
3.5. Создание меню (Camtasia MenuMaker) 42
3.6. Создание меню для swf-файлов (Camtasia Theater) 43
Раздел 4. Применение Macromedia Captivate при создании мультимедийных обучающих материалов, используемых при изучении различного программного обеспечения 45
4.1. Инсталляция и запуск приложения 46
4.2. Создание ролика 47
4.3. Запись звуковых комментариев 48
4.4. Настройка режимов записи ролика 49
4.5. Редактирование ролика 51
4.6. Публикация ролика в сети Интернет 53
Литература 55
1. Основы педагогического дизайна
В 1998 г. один из ведущих идеологов использования информационных технологий в образовании Девид Меррилл (М. David Merrill) заявил о том, что «информация сама по себе еще не обучение» («Information is not instruction»). Это заявление явилось наиболее важным и глубоким положением, обсуждаемым в педагогическом обществе в последние десять лет. Хотя Меррилл, профессор образовательных технологий Университета штата Юта, прокомментировал непригодность многих сетевых образовательных ресурсов, его утверждение отражает тот факт, что всегда очень легко увлечься «технологической» стороной обучения, основанного на новых информационных технологиях - в ущерб настоящим результатам обучения.
С появлением интерактивных мультимедийных технологий разработчики получили возможность использовать графику, анимацию, аудио и видео. Все эти эффекты могут хорошо удерживать внимание обучаемых, но все же, во многих таких образовательных ресурсах не прослеживаются педагогические принципы.
В последние годы произошел беспрецедентный переход к сетевым технологиям как средству обучения. Если в 1997 общие затраты на сетевое обучение оценивались в 197 млн. долларов, а в 2002 году уже тратилось 6 миллиардов долларов, что составляет 95% годовой прирост (International Data Corporation, 1998).
Большинство ранних программ сетевого обучения представляли собой не что иное, как он-лайн документы. Преподаватели создали электронные версии традиционных печатных учебников, статей, инструкций и библиографических справочников. Хотя они и являются ценными и доступными ресурсами, результаты подобных преобразований нельзя считать настоящими обучающими программами.
В последние годы обучение через компьютер, преимущественно сетевое, принято обозначать e-Learning. Очевидно, даже из поверхностной оценки образования, предлагаемого через Интернет, что существует слишком много веб-сайтов, утверждающих, что они предлагают e-learning, хотя на самом деле таковыми не являются. Простые в использовании программы подготовки материалов и недорогое размещение на серверах позволяет любому человеку с минимальными компьютерными умениями без разбора сложить информацию в Интернет и назвать ее обучающим ресурсом. Существует даже хорошо финансированные проекты, которые позволяют факультетам слепо переносить материалы своих курсов, эффективные или нет, на открытые сайты в Интернете в свободный доступ. Неужели такие хранилища текстов, ссылок, презентаций и видео действительно являются обучающим ресурсом? Наивно предполагать, что преподаватели и учителя знают, как создавать эффективные электронные ресурсы.
Слишком много так называемого «e-Learning» - это просто информация, перенесенная в Интернет без соответствующей демонстрации, практики, обратной связи и руководства обучением студентов. А как уже говорилось, информация, как таковая, обучением не является. В противоположность таким электронным ресурсам, ресурсы, построенные на основе теорий обучения, позволяют осуществлять настоящее е-learning - обучение, которое будет эффективным, результативным и увлекательным.
Чтобы гарантировать эффективность, результативность и увлекательность любой образовательной программы, следует помнить, что технологии меняются, а принципы, физиологические и психологические возможности человека к обучению - нет. Для того чтобы люди учились, необходимо обеспечить соответствующее наличие практики, предоставить структуры знаний, а также обеспечить правильное руководство обучением. Верное использование указанных подходов для организации обучения рассматривается в науке, называемой педагогический дизайн.
1.1. Определение педагогического дизайна
Эффективность, результативность и возможность применения любого ЭОР зависит от правильного планирования или дизайна, который на профессиональном языке называется «педагогический дизайн».
Педагогический дизайн - относительно молодая дисциплина. Если разбираться в значении термина Instructional Design, он образован от двух слов, Instruction и Design. В буквальном значении Instruction означает ряд мероприятий, способствующих обучению. Слово Design - это общий термин, обозначающий любой «образец творчества». Сегодня мы читаем о дизайнерских наручных часах, дизайнерской одежде, и т.д. Это означает, что часы или платье специально созданные, то есть уникальные. Чтобы получить уникальный продукт процесса дизайна, мы используем знания, наблюдение и творческие способности. Цель педагогического дизайна заключается в планировании и создании ситуаций, которые расширяют возможности обучения для отдельных учащихся. Это означает, что обучение нужно планировать так, чтобы оно было эффективно и систематически спроектировано. В этом разделе предлагаются базовые понятия о теориях, моделях и применении педагогического дизайна.
Существует несколько слов и словосочетаний со словом «Instruction» (рус. - обучение). Наиболее распространенные - Instructional Science (рус. — педагогическая наука), Instructional Technology (рус. - образовательные технологии), Instructional Design (рус. - педагогический дизайн). Педагогическая наука обеспечивает теоретическое обоснование построения процесса обучения. Образовательные технологии - это прикладной аспект педагогической науки, в основе которого лежит педагогический дизайн.
Значение выражения Instructional Design/Педагогический дизайн определяется самим словом Design. Дизайн сам по себе считается наукой и означает «план действий, осуществляемых с определенной целью. В этом разделе педагогический дизайн рассматривается как объективно существующая данность, отличная от педагогической науки и образовательных технологий. Педагогический дизайн - это учебная дисциплина, которая за последние сорок лет развилась в науку. Это новая профессия, теория и содержание которой основываются на психологии, теории мультимедиа сред и т.д. Многие авторы дают свои, различные определения педагогического дизайна. Некоторые из них приведены ниже:
- Педагогический дизайн обозначает использование систематического процесса для понимания проблем обучения, осознания, что нужно сделать для решения этих проблем, и затем осуществление этого решения (McArdle, 1991).
- Педагогический дизайн - это наука создания подробного описания условий разработки, оценки и реализации ситуаций, способствующих обучению (Richey, 1986).
- Педагогический дизайн — это целостный процесс анализа потребностей и целей обучения и разработка системы способов передачи знаний для удовлетворения этих потребностей (Briggs, 1977).
Проще говоря, педагогический дизайн - это педагогический инструмент, благодаря которому обучение и учебные материалы становятся более привлекательными, эффективными, результативными. Утверждение «в то время, как врачи проектируют здоровье, а архитекторы - пространство, педагогические дизайнеры проектируют образование человека» (van Patten, 1989) подчеркивает важность педагогического дизайна.