Смекни!
smekni.com

Антропологи я (стр. 17 из 25)

Примером техники деконструкции может послужить предложенный французским лингвистом Жаком Дерридой “анализ традиционных бинарных оппозиций, в которых левосторонний термин претендует на привилегированное положение, отрицая притязание на такое же положение со стороны правостороннего термина, от которого он зависит. Цель анализа здесь состоит не в том, чтобы поменять местами ценности бинарной оппозиции, а скорее в том, чтобы нарушить или уничтожить их противостояние, релятивизировав [показав относительность] их отношения”.[87]

Например, студентка может сказать преподавателю, что она не могла достаточно подготовиться к экзамену, потому что у неё есть маленький ребёнок. Студентка выстраивает оппозицию: маленький ребёнок - слабая подготовка к экзамену. Построение такой структуры несёт защитную функцию, студентка скрывает от самой себя неспособность организовать подготовку к экзамену, поддерживая при этом образ заботливой мамы. Кроме того, налицо “вызов” преподавателю, который, как кажется студентке, принижает безусловную ценность ухоженного и необойдённого вниманием матери ребёнка, тем, что подчёркивает необходимость добросовестной подготовки к экзамену. Деконструкция в данном случае заключалась бы в донесении до сознания студентки, что причинно-следственная зависимость между наличием ребёнка и плохой подготовкой к экзамену существует лишь в её воображении и носит функцию психологической защиты.

См. ассоциация, бессознательное, постструктурализм.

Раса (от фр. рас - род, племя, порода) - “исторически сложившаяся группа людей, имеющих сходные, передаваемые по наследству внешние признаки (цвет кожи, волос, глаз, форма носа и губ, пропорции тела и т.д.). Выделяют четыре больших расы: негроидную, австралоидную, европеоидную и монголоидную. (**) Представители всех рас современного человека относятся к одному биологическому виду - Homo sapiens. Основанием для установления видового единства человечества служит “возможность образования плодовитых помесей между наиболее далёкими формами”.[88] Континуальность, плавность перехода расовых признаков людей такова, что можно построить сплошной ряд из представителей разных рас, ведущий от “типичного” фенотипа одной расы к “типичному” фенотипу любой другой расы. Непрерывность перехода одних расовых признаков в другие, возникшая в результате процессов панмиксии, служит отличительным признаком многообразия человеческих рас от многообразия подвидовых делений у животных, появившихся в результате действия изолирующих механизмов. См. изоляция .

Расоведение - раздел антропологии, изучающий расы. В настоящее время позиции расоведения как науки значительно пошатнулись. Вот что пишет по поводу расоведения американский генетик Р. Левонтин[89]: “Общеизвестно, что вид Homo sapiens делится на более или менее различимые расовые группы. Любой человек может отличить представителя негроидной расы от китайца или вропейца, хотя африканцу все европейцы с их прямыми волосами и бледной кожей кажутся на одно лицо. Однако не будем спешить. Кажущаяся гомогенность каждой расы по сравнению с “явными” различиями между разными расами частично проистекает от того, что наше восприятие расовых различий постоянно подстёгивается в разного рода экономических и политических целях, а частично - от того, что признаки, которые мы используем для различения рас - цвет и текстура кожи, структура волос, разрез глаз, форма носа и губ, - это те самые признаки, которым мы привыкли уделять особое внимание, так как по ним мы обычно узнаём отдельных людей. Если же мы обратимся к частоте аллелей [аллели - различные формы одного и того же гена] в случайно выбранных локусах [локусы - участки хромосом, в которых локализированы гены], то возникает несколько иная картина.”<...>

Левонтин указывает, что нет ни одного иммунологического или биохимического признака, “по которому имела бы место фиксация разных аллелей у разных рас”. <...> “Хотя локусы различаются по тому вкладу, который они вносят в изменчивость, средние значения гетерозиготности [гетерозиготность - содержание в клетках тела разных генов данной аллельной пары] показывают, что 85% генетического разнообразия у человека наблюдается в пределах национальных популяций, а различия между разными нациями в пределах одной расы и между разными расами составляют всего по 7,5%”. <...> “При таксономическом делении вида Хомо сапиенс на расы придается непропорционально большое значение очень небольшой части изменчивости человека. То обстоятельство, что некоторые учёные и неучёные продолжают подчёркивать эти генетически несущественные различия и находят для этого новые “научные” оправдания, свидетельствует о том, что идеология, построенная на социальной и экономической основе, иногда берёт верх над предполагаемой объективностью знания”, - утверждает американский генетик.

Регламентация социальная поведения (от гр. регле - правило) - установление правил, определяющих порядок деятельности, считающийся нормальным, приемлемым в данном обществе. Часто нормы и правила, действующие в обществе, не осознаются членами этого общества, считаются сами собой подразумевающимися, всеобщими.

Регрессивный ( от лат. регрессус - возвращение, движение назад) - в биологии: тип развития, характеризующийся “эволюционным упадком, упрощением биологической систематической группы” (*), “переходом от высшего к низшему”; в психологии: характеризующийся “процессами деградации, понижения уровня организации, утраты способностей к выполнению тех или иных функций”.

Рефлексия (от лат. рефлексио - обращение назад) - “анализ собственного психического состояния, принцип человеческого мышления, направляющий его на осмысление и осознание собственных форм и предпосылок”. (**).

Речь - “вид коммуникативной деятельности человека; общение, опосредованное языком” (**).

Ритуал (от лат. ритуалис - обрядовый) - совокупность обрядных действий, “одна из форм символического действия, выражающего связь субъекта с системой социальных отношений и ценностей, проявляющаяся в регламентированной последовательности действий”.(**).

Антрополог В. Тернер определил ритуал как “стереотипную последовательность действий, охватывающих жесты, слова и объекты, исполняемые на специально подготовленном месте и предназначенные для воздействия на сверхъестетсвенные силы или существа в интересах и целях исполнителей; ритуалы могут быть сезонными, зависящими от обстоятельств, по случаю бедствия, гадания, церемонии посвящения, жертвоприношения”.

“Важнейшим фактором, связанным с сущностью ритуала, является язык, прежде всего язык мифа, развитие речевого общения, изобразительного искусства, пения, танцев. Возникновение и развитие речевого общения, изобразительного искусства, пения, танцев в первобытном обществе связывают с исполнением охотничьего ритуала, в котором принимала участие вся группа. Функции ритуала: регламентирует социальное поведение индивида; обучает своих участников различать сакральное и профанное; регулирует взаимоотношения людей с сакральным , служа мостом перехода от профанного к сакральному и обратно; выражает кульминацию священного; ритуалы перехода облегчают индивидууму трудности адаптации к новой социальной роли”. [90]

Ритуализация - символический процесс превращения неадаптивного поведения в социально санкционированную, упорядоченную форму. Ритуализованное поведение содержит индексальные, иконические или символические указания на первоначальное поведение и может быть “прочитано” как текст. См. знак, деструктивное поведение.

Род - “1. Группа кровных родственников, ведущих происхождение от общего предка по одной линии (материнской или отцовской), носящих общее родовое имя. 2. Ряд поколений, происходящих от одного общего предка, а также вообще поколение”. (**).

Родовое общество - форма социальности, при которой родовые отношения в основном совпадают с производственными. Родовое общество появилось в период перехода от древнего палеолита к позднему палеолиту первоначально в форме материнской родовой общины, сменившей праобщину (первобытное стадо). По мнению В.П.Алексеева и А.И.Першица,[91] возникновение новой общественной организации в виде материнского рода в период верхнего палеолита определялось следующими основными обстоятельствами:

1) Развитие производительных сил сделало возможным существование относительно постоянных хозяйственных коллективов, сменивших аморфную праобщину с её неустойчивой структурой. С другой стороны, трудовая деятельность как деятельность знаковая требовала преемственности в использовании орудий и навыков труда. 2) Осознание общности интересов в форме родства при низком уровне развития общества являлось основой для упрочения социальных связей. 3) Наиболее стабильной частью социумов времен палеолита были женщины, “игравшие исключительную роль в заботе о потомстве и ведении домашнего хозяйства”. <...> 4) “При нестабильности гаремных семей и при неупорядоченности полового общения, а, следовательно, неопределённости отцовства, отношения родства должны были начать осознаваться как родство между потомками одной матери, т.е. строиться по материнской женской линии. В силу всего этого упорядоченной формой организации общества, которая в конце концов сменила праобщину, был коллектив сородичей, связанный общим происхождением по материнской линии, т.е. материнский род”.

Авторы не разделяют принятую некоторыми антропологами точку зрения на то, что материнский и отцовский роды зарождались параллельно. Первенство материнского рода доказывается известным этнографии множеством фактов перехода от материнского счёта родства к отцовскому и отсутствием обратного перехода. “В подавляющем большинстве отцовско-родовых обществ засвидетельствованы пережитки материнского рода, обратная же картина никогда не наблюдалась”.<...>В пользу первенства материнского рода свидетельствуют данные приматологии о социальных группировках вокруг матери в стадах высших обезьян, “из чего следует, что представления о материнском родстве должны были намного опережать представления о родстве отцовском. Другое дело, что у ряда наиболее отсталых племён материнский счёт родства вследствие ряда причин очень рано сменился отцовским; это особый сложный вопрос, который не следует смешивать с вопросом о первоначальной форме рода”. См. первобытное стадо.