Смекни!
smekni.com

Антропологи я (стр. 21 из 25)

Хабилис (лат. хабилис - умелый, искусный) - Человек умелый; иногда употребляющееся в антропологической литературе название представителей вида Homo habilis.

Шаман (от эвенкийского шаман - возбужденный, исступленный человек) - “человек, входящий в общение со сверхъестественными силами посредством камлания - ритуального экстаза, достигаемого при помощи особых приёмов”. (**).

Эволюция (лат. эволюцио - развёртывание) - “всеобщее постепенное развитие, упорядоченное и последовательное. Применительно к живым организмам эволюцию можно определить как “развитие сложных организмов из предсуществующих более простых организмов с течением времени”.[116]

Эврибионт (гр. эурос - широкий + биос - жизнь) - “организм, живущий в различных, порой резко отличающихся друг от друга условиях среды”. (*). Другое название эврибионтов - особи (или виды) со значительной экологической широтой. См. стенобионт.

Экзистенциальная потребность человека (лат. экзистенция- существование) - понятие “философии существания” - западной философии, возникшей в нач. ХХ века, связанной с именами М.Хайдеггера, К.Ясперса, Ж.П.Сартра. Потребность человека переживать своё собственное существование, “бытие в мире”, как непосредственную, нерасчлененную целостность субъекта и объекта. Постижение смысла того или иного поступка, переживания, смысла жизни, смерти. “Экзистенция - внутреннее бытие человека, его переживания, то непознаваемое в человеческом “Я”, вследствие которого человек предстает как конкретная неповторимая личность”, <...> способная к “чистой активности”, свободе, выбору”. (**). “В силу внутренне присущей человеку свободы, экзистенциальный субъект находится в состоянии непрестанного выбора, самопревосхождения. Именно в этом его свойстве, реализующемся каждый раз в конкретной ситуации, коренится в конечном итоге неисчерпаемый источник культурного творчества”. [117]

Экзогамия (гр. экзо - вне + гамос - брак) - “обычай, характерный для общинно-родового строя, который запрещает браки между людьми одной родственной группы, например рода, фратрии”.(***). Экзогамия предписывает заключение браков с членами другой или других групп.

См. эндогамия.

Экология ( греч. ойкос - дом. жилище, родина + логос - наука) - “область знания, изучающая взаимоотношения организмов и их сообществ с окружающей средой”.(*).Важной экологической характеристикой какого-либо сообщества выступают цепи питания. Пищевые цепи составляют группы организмов, каждая из которых служит пищей для последующего звена. В естественных сообществах обычны два-пять и более звеньев, в антропогенных сообществах количество звеньев изменяется, чаще в сторону уменьшения. Такой процесс называется упрощением сообществ, он может привести к необратимым последствиям. В цепях питания выделяются: 1) продуценты - создающие биомассу фотосинтезирующие и хемосинтезирующие растения и микроорганизмы; 2) консументы - животные, преобразующие биомассу: консументы первого порядка - растительноядные животные, консументы второго порядка - хищные животные и паразиты; 3) редуценты - микроорганизмы и грибы, разлагающие биомассу до неорганического состояния. “Исчезновение любого низшего звена цепи питания приводит к исчезновению всех вышестоящих, например, уничтожение растений приводит к гибели растительноядных животных, хищников, паразитов и редуцентов”.(*). Исчезновение какого-либо звена консументов и редуцентов приводит к изменению скорости круговорота органического углерода, воды, кислорода и, в конечном итоге, к экологической катастрофе.

Экологический кризис (лат кризис - переходное состояние) - изменение человеком своей среды обитания, которое приводит к нарушению экологического равновесия между человеком и биосферой. Воздействие человека на природу называется антропогенным воздействием. Экологический кризис, который сопровождается снижением разнообразия видов живых организмов, особенно высших животных и растений, тем не менее относится только к условиям обитания человека, а не к природе. Природа обладает практически неограниченным запасом устойчивости к сохранению жизни в той или иной форме; вымирание или дальнейшая эволюция неприспособленных - один из её законов. Другой вопрос, что в проэволюционировавших в результате антропогенного воздействия биоценозах может не оказаться места человеку как виду. Вид Человек требует для своего существования природных условий, аналогичных существующим на Земле в последние два миллиона лет, в течение которых вид Homo формировался. Для экологического кризиса характерно вымирание в первую очередь высших форм жизни - различных видов млекопитающих, эволюционировавших совместно с человеком и в настоящее время регулирующих темпы экологического круговорота в качестве консументов. В результате экологического кризиса изменяются темпы экологических процессов в биосфере, от которых зависят глобальные экологические показатели: количество кислорода и углекислого газа в атмосфере, климат, высота уровня океана, запасы пресной воды на суше, толщина озонового экрана, защищающего от космической радиации и др. См. экология.

Эндогамия (гр. эндон - внутренний + ... ) - “характерный для первобытного строя обычай заключения браков внутри определенной общественной группы, например, племени, касты; тенденция к эндогамии есть и у многих современных народов (предпочтительные однонациональные браки), а также в религиозных общинах”.(***). Эндогамия может быть предписанной (нормативная эндогамия) или практикуемой в силу фактической частоты контактов женихов и невест (фактическая эндогамия). См. экзогамия.

Экстериоризация (от лат. экстериор - наружный) - “процесс порождения внешних действий, высказываний и т.д. на основе преобразования ряда внутренних структур, сложившихся на основе интериоризации внешней социальной деятельности человека”.[118] Психоанализ и деконструкция текста представляют собой частные случаи экстериоризации, производимой в терапевтических целях.

Эоантроп (гр. Эос - заря + антропос - человек) - “человек зари”, антропологическая фальсификация, представляющая собой остатки “раннего гоминоида”, найденные в Англии, оказавшиеся составленными из черепа обезьяны и посткраниального скелета человека.

Эректус (лат. эректус - выпрямленный) - Человек прямоходящий; иногда употребляющееся в антропологической литературе название представителей вида Homo erectus. Синоним - архантроп.

Этнография (гр. этнос - народ + гр. графо - пишу) - составная часть антропологии, описывающая состав, происхождение, расселение, особенности материальной и духовной культуры племен, народов и обществ. Этнографические описания - источник информации для этнологических исследований. Термин этнография традиционно применялся с ХIХ века преимущественно при “изучении малых, бесписьменных и доиндустриальных обществ, называемых примитивными в противопоставление цивилизованному миру”.[119] Крупные этнографы конца ХIХ - нач. ХХ века - Л.Г.Морган, Ф. Боас, Б.Малиновский - в полевых исследованиях уделяли основное внимание материальной культуре, практической деятельности, языку, политической жизни, системе родства, ритуалам, космологии, мифологии, символизму, описанию медицинской практики, обрядам, верованиям, фольклору изучаемых народов; составляли отчеты бесед с коренными представителями, записывали продиктованные тексты.

В России основным объектом исследования этнографии “является культура народов, но описываемая, классифицируемая и анализируемая преимущественно с точки зрения выявления её этнической специфичности”, <...>

“этнографические исследования обращены по преимуществу к сфере обыденной (повседневной, традиционной) культуры прежде всего сельского населения. В течение долгого времени этнография в России развивалась как отрасль географического знания, а в настоящее время относится к группе исторических наук”. [120] Первые российские этнографы - В.Н.Татищев, С.П.Крашенинников, Н.Н.Миклухо-Маклай, А.Н.Пыпин. Этнографы советского периода - Н.Я.Марр (языковед), Л.Н.Гумилёв (изучал генезис этносов, т.е. возникновение и развитие народностей, репрессирован при Сталине) и др.; наши современники: Ю.В.Бромлей (изучал социальную природу этносов), С.А.Токарев (этнолог, специалист по религиоведению, изучает ритуалы), В.П.Алексеев (научн. интересы - расоведение, первобытн. общество), С.А.Арутюнов и Ю.П.Аверкиева (лингвисты, этносемиотики) и др.