Смекни!
smekni.com

Антропологи я (стр. 22 из 25)

Этнолингвистика ( ... + лат. лингва - язык) - “направление в языкознании, изучающее отношение между языком и его носителями, а также взаимодействие языковых и этнических факторов в языковой деятельности; основывается на признании связи языка с культурой народа”. (**). Появление этнолингвистики связывается с работами Ф.Боаса, Э.Сепира, Б.Л. Уорфа в США, К.Леви-Строса во Франции, Н.И.Жинкина в СССР. “Гипотеза языковой относительности Сепира-Уорфа утверждает, что те различия в языке, которые самими носителями не осознаются, а наблюдателем обнаруживаются при сравнении с другим языком, не безразличны для мышления, не являются ничего не значащей формой, но, напротив, формируют глубинные стороны, самые основы мышления.”[121]

Этнология ( от греч. этнос - народ + логос - учение) - “наука, объясняющая происхождение, расселение, культурно-бытовые, социально-психологические связи и отношения этнических групп и народов”. (**) Определяя специфику этнологии, основатель этой науки фр. антрополог К.Леви-Строс пишет: “... изучая один и тот же предмет - социальную жизнь, история и этнология выбирают точки зрения, дополнительные по отношению друг к другу: история обобщает данные, относящиеся к сознательным проявлениям общественной жизни, а этнология - к ее подсознательным основам. <...> Cвоеобразие этнологии связано с бессознательным характером коллективных явлений. <...> Нет никакого сомнения, что бессознательные причины выполнения какого-либо обряда или причастности к какой-то вере очень далеки от тех, на которые ссылаются, чтобы их оправдать”.[122]

Этнологический структурализм - направление в антропологии, созданное фр. ученым Клодом Леви-Стросом, который в своих этнологических работах широко применяет методы, взятые из структурной лингвистики для выявления “универсально значимых структур социальной жизни”. (**). К. Леви-Строс обосновывает применимость структурно-лингвистического метода для изучения этнологических явлений, ссылаясь на американского этнографа, лингвиста Боаса. Леви-Строс пишет: “Структура языка определяет формы речи помимо сознания субъекта, так как она ставит его мышлению концептуальные пределы, которые он принимает за объективные категории. Боас добавляет: “Основное различие между языковыми явлениями и другими проявлениями культуры заключается в том, что первые никогда не возникают сознательно, тогда как вторые, хотя они тоже берут свое начало от бессознательного, часто возвышаются до уровня сознательного мышления, порождая таким образом вторичные умозаключения и повторные попытки их осмысления”. Однако это различие в степени бессознательности не скрывает их глубокого тождества и не уменьшает исключительной ценности лингвистического метода, являющегося образцом для этнологических исследований.”

Леви-Строс продолжает: “Переход от сознательного к бессознательному сопровождается восхождением от частного к общему. В этнологии, как и в лингвистике, не обобщение основывается на сравнении, а напротив, сравнение на обобщении. Если, как мы полагаем, бессознательная умственная деятельность состоит в наделении содержания формой и если эти формы в основном одинаковы для всех типов мышления, древнего и современного, первобытного и цивилизованного - как это блестяще раскрывается при исследовании символической функции в том виде, как она выражается в языке, - то необходимо и достаточно прийти к бессознательной структуре, лежащей в основе каждого социального установления или обычая, чтобы обрести принцип истолкования, действительный и для других установлений и обычаев”.<...> Какова же “структура социальных установлений, сохраняющаяся в изменчивой последовательности событий? Это отношения корреляции и оппозиции, другими словами, логические отношения”.[123]

Леви-Строс пишет о структурном методе: “Антропология подтверждает гомологию [однородность] структуры между человеческим мышлением в действии и человеческим объектом, к которому оно применяется” [124], подразумевая под “объектом” “различные уровни социальной реальности”. Методологически правильным будет применение структурного метода Леви-Строса не ко всей социальной реальности, а к той социокультурной реальности, “во внутреннем строении и функционировании которой обнаруживается участие мышления носителей культуры”. [125]

Этнонаука - “возникшее под влиянием структурной линвгистики Б.Уорфа направление культурной антропологии, предметом изучения которой являются “народные” модели как организации знаний об окружающем мире, так и интерпретации связей между явлениями и событиями в последнем, а также формы лексической компоновки знаний об этом мире”. <...> Цель этнонауки - “описать окружающую среду так, как её воспринимает население той или иной местности, и используя понятия, употребляемые этим населением, выявить правила, по которым информаторы характеризуют данную среду, и в соответствии с которыми принимают поведенческие решения”.[126]

Люди, живущие с рождения в одной культуре, могут не догадываться о существовании непривычного для них способа структурирования действительности, которым пользуются представители других культур. Б.Уорф поясняет такое различие на употреблении понятий времени, которые жителями европейских стран “объективизируются как исчисляемые количества, т.е. отрезки, состоящие из отдельных величин, в частности длины, так как длина может быть реальна разделена на дюймы. “Длина”, “отрезок" времени мыслится в виде одинаковых единиц, подобно, скажем, ряду бутылок. В языке североамериканской народности хопи положение совершенно иное. Множественное число и количественные числительные употребляются только для обозначения тех предметов, которые образуют или могут образовать реальную группу. Там не существует воображаемых множественных чисел, вместо них употребляются порядковые числительные в единственном числе. Выражение “они пробыли десять дней” превращается у хопи в выражение “они прожили до одиннадцатого дня”. Наше понятие “продолжительность времени” рассматривается там не как фактическая продолжительность или протяженность, а как соотношение между двумя событиями, одно из которых произошло раньше другого.”[127]

Этнопсихология - “отрасль социальной психологии, изучающая особенности психического склада рас и народов”. (**).

Этносемиотика - направление в семиотике, изучающее отношение между знаковыми системами, существующими в обществе и его носителями; изучение безотчетного, неявного уровня человеческой культуры. О предмете изучения этносемиотики, которой в те годы ещё не существовало как науки, сказал А.С.Пушкин: “Есть образ мыслей и чувствований, есть тьма обычаев, поверий и привычек, принадлежащих исключительно какому-нибудь народу”. В настоящее время под “неявным уровнем” в психике подразумевается неосознаваемое, в языке - его структура, знаки с переносным значением, стилистика”. <...> Изучаться могут фольклор, способы остроумия и каламбуры, жесты, позы, одежда, предметы обихода, использование пространства жилища, интерьер и т.д. Изучение этнических особенностей с позиции семиотики начинается тогда, когда объект наблюдения “рассматривается как часть знаковых систем данного общества, смысл и роль которых самими членами общества не сознается; когда к выделенным и каталогизированным этнологическим объектам начинают применять те же принципы анализа, которые выработаны в современной лингвистике для описания языка.”[128]

Этология (гр. этос - обычай, нрав + логос - учение) - “наука о поведении животных в естественых условиях. Этология уделяет преимущественное внимание генетически обусловеленным (инстинктивным) формам поведения, их эволюции” (*). Основателем этологии считают австрийского биолога К. Лоренца (1910 - 1986). Прижизненно приобретенные, не наследственые, а выученные формы поведения животных, традиционно изучала зоопсихология, но начиная с 50-х годов ХХ в. этология, зоопсихология, психобиология и зоосемиотика объединились в одну науку . “Основная задача этологии - дать филогенетическое и физиологическое объяснение функциональных взаимосвязей между всеми факторами, действующими в поведении.”<...> Этология изучает, “какова природа инстинкта; насколько поведение определяется инстинктами и приобретенными реакциями (усваиваемыми как в процессе общения, так и из личного опыта); как взаимодействуют врожденные и приобретенные элементы поведения; как животные общаются друг с другом; особое внимание обращается на социальное поведение животных (территориальное поведение, ритуалы и процессы ритуализации, механизмы коммуникации, механизмы сдерживания внутривидовой агрессии). Со второй половины ХХ в. появилась “человеческая этология”, изучающая с этологических позиций поведение человека.” [129]

Язык - 1. “Система знаков, служащая средством человеческого общения, мыслительной деятельности, способом выражения самосознания личности, средством передачи от поколения к поколению и хранения информации”(**). В этом смысле понятие “язык” аналогично понятию “естественный язык”. 2. “Любая знаковая (семиологическая) система, воспроизводящая какую-либо из функций естественного языка или же функционирующая в качестве его заменителя”. <...> Например, язык жестов - “совокупность различных телодвижений, используемых в качестве средства общения”; язык искусственный - “любой вспомогательный язык в отличие от естественного языка”. [130] Искусственные языки: язык математических символов, язык химических уравнений, язык радиотехнических схем и т.д. Метаязык - язык, содержащий набор терминов для описания любого языка, например, естественного.