Смекни!
smekni.com

Антропологи я (стр. 7 из 25)

Словарь “Культурология. ХХ век”[7] определяет антропологию как “область научного познания, в рамках которой изучаются фундаментальные проблемы существования человека в природной и искусственной среде”. В этой книге отмечается, что помимо традиционной систематизации антропологических дисциплин (археология, этнография, этнология, лингвистика, социальная и физическая антропология), в последние годы наблюдается “расширительная трактовка антропологии, когда в неё включаются и гуманитарные, и социальные науки”.

Антропометрия (... + гр. метрео - измеряю) - раздел морфологии человека, разрабатывающий методы измерения человеческого тела и его частей с целью решения антропологических задач: выявления закономерностей индивидуальной, групповой и расовой изменчивости, возрастных изменений, полового диморфизма, изучения влияний условий внешней среды на формирование физического типа современного человека и его ископаемых форм. Разработка строгих антропометрических методик позволяет проводить сравнительный анализ статистических характеристик количественных морфологических признаков человека.

Антропоморфный ( ... + гр. морфа - форма) - 1) Человекообразный. Выделяют семейство антропоморфных обезьян, входящее, наряду с семейством гоминид, в надсемейство гоминоидов. 2) Уподобленный человеку. Антропоморфные образы сменили с течением времени зооморфные образы в изображениях, выполненных на стенах пещер. В конечном итоге этот факт свидетельствует о смене самоотождествлений первобытных художников: уподобление обитателей пещер изображаемым животным сменилось на человеческую идентификацию. См. зооморфный.

Антропосоциогенез ( ... + лат. социалис - общественный + гр. генезис - происхождение) - 1) Учение о происхождении общества. 2) Процесс возникновения и развития человеческого общества. Формирование человеческого социума принято разбивать как минимум на два этапа. Первый этап - биогенный, охватывает время формирования вида Homo sapiens (2 млн. лет), второй этап - социогенный, связан с переходом от первобытного стада к родовому обществу (продолжался около 50 тыс. лет).

Артефакт ( от лат. арт - искусство + фактум - сделанный) - предмет или явление не природного, а искусственного происхождения. 1) Каменные артефакты - камни, обработанные первобытным человеком либо с целью изготовления орудий труда, использования для построения жилища, либо из подражания сородичам.

Артефакт семантический ( ... + гр. семантикос - обозначающий ) - понятие, включающее в себя утверждение о наличии явления, реальность которого возникает при употреблении данного понятия. Так, в работе “Анти-Эдип” французские ученые Ж. Делёз и Ф. Гваттари утверждают, что “психоанализ сам порождает исцеляемые им неврозы”[8], при этом имеется в виду, что невроз возникает в результате проговаривания, превращения неявных психических содержаний в сознательно употребляемые понятия во время психоаналитического сеанса. Понятие “первобытное мышление” ряд исследователей классифицируют как семантический артефакт, указывая, что все специфические особенности “первобытного мышления” при определенных обстоятельствах характерны для современного человека.[9]

Архаический (от гр. архаиос - древний) - 1) древний; 2) в антропологии - древний, устаревший, первобытный, свидетельствующий о регрессивном процессе.

Архантроп (от гр. архаиос - древний + гр. антропос - человек) - древнейший человек, вторая стадия эволюции человека. Синоним - Человек прямоходящий (или выпрямленный), Homo erectus.

Археология (от гр. архе - начало + ... ) - “наука, изучающая историческое прошлое человеческого общества по памятникам материальной культуры (орудиям труда, утвари, оружию, жилищам, поселениям, укреплениям, местам погребений), находимым главным образом при раскопках”. (***).

Архетип (от гр. архе - начало + типос - образ) - одно из основных понятий аналитической психологии К.Г.Юнга; “первообраз, изначальные, врожденные психические структуры, сосотавляющие содержание коллективного бессознательного”. (**).

Характеризуя понятие архетип, обратимся к словарю, авторы которого - признанные психологи - юнгианские аналитики.[10] Архетип - это “наследуемая часть психики; структурирующие образцы психической деятельности, связанные с инстинктом; гипотетическая сущность, непредставимая сама по себе и свидетельствующая о себе лишь посредством своих проявлений. <...> Изначальные образы не имеют конкретного психического содержания, это бессознательная непредставимая схема или образец, “безличностные доминанты или узловые точки в психике, которые притягивают энергию и влияют на личные действия. При столкновении с реальностью первообразы наполняются содержанием и могут быть реализованными человеком.

Архетип - это психосоматическое понятие, объединяющее тело и психику, инстинкт и образ. Архетипы узнаваемы во внешних поведенческих проявлениях, в особенности в таких, что связаны с основными и универсальными жизненными ситуациями - рождением, браком, материнством, смертью или разводом. Архетипы вызывают аффект [кратковременное интенсивное эмоциональное переживание], заслоняют от человека реальность и овладевают его волей. Архетипическое поведение особенно очевидно в кризисные моменты, когда Я (эго) особенно уязвимо. Способность сопротивляться арехетипам зависит от уровня развития и состояния сознания. Вся образная система человека имеет определенную архетипическую примесь. Архетипы проявляют себя во снах, архетипические качества обнаруживаются в символах, и это частично объясняет их очарование, полезность и повторяемость. Боги - это метафоры архетипического поведения, а мифы - архетипические узаконивания”, - пишут Э.Сэмьюэлз, Б.Шортер и Ф. Плот.

Юнг выделил следующие свойства архетипов: бессознательность, универсальность, коллективность, глубина, автономность, нуминозность. (Исследованием работ Юнга занимался, в частности Э. Сэмьюэлз).[11] Универсальность архетипов - это способность архетипов любой конкретный индивидуальный опыт организовывать согласно структурам, уже заложенным в психике. Например, новорожденный ребенок не знает понятий “хорошее”(“приятное”), “плохое”(“болезненное”), “мать”, но тем не менее новорожденный ребенок структурирует свой опыт в соответствии с образом Великой матери , кормящей и дающей жизнь и одновременно фрустрирующей. Коллективность, как свойство архетипов, заключается в том, что они принадлежат к части психики, которая является общей для всех. Некоторые первичные фантазии, вытекающие из архетипических образов, рождаются не из реальных переживаний индивида, а являются проекцией личности на коллективные переживания. Например, фантастические переживания катастрофы, потопа, мировой войны, могут появиться у людей, которые ведут исключительно спокойный и размеренный образ жизни и которые в реальной жизни никогда ни с чем подобным не сталкивались. Глубина архетипов отражает их свойство образовывать самый основной, более не редуцируемый уровень бессознательной психики. Все образные системы и конкретные фантазии человека первоначально породились из первичных образов и могут быть упрощены до архетипов. Например, тоска по Родине метонимически отражает тоску по Великой матери, тоска по прошлому - это метафорические воспоминания о счастливом раннем детстве, в котором было достигнуто (в воображении) состояние гармонии с Самостью и т.д. Автономность архетипов - свойство архетипов порождать архетипические образы независимо, “без предупреждения”, без видимой причины и без контроля со стороны сознательной психики. Под нуминозностью Юнг понимал свойство собирательного характера. Нуминозность - фактор, не зависящий от произвольного акта воли, в случае переживания нуминозности субъект переживает впечатление действия трансцедентной [выходящей за пределы опыта] силы, столкновения с мощью, заключающей в себе еще не раскрытый, влекущий и роковой смысл. Часто при столкновении с архетипической нуминозностью человек переживает религиозные (“пиковые” в терминологии гуманистической психологии) переживания, как переживания присутствия смысла.

“Теория архетипов Юнга берёт свое начало в традиции платонизма, которая предполагает, что идеи присутствуют в высшем разуме и служат моделями всех сущностей человеческого космоса. Представления Юнга можно сравнивать с понятиями структуралистов: архетипические матрицы аналогичны бессознательным формам (структурам), они изначально наличествуют в разуме и определяют механизм человеческих реакций на воздействия природной и культурной внешней среды”, - считают Э.Сэмьюэлз, Б.Шортер и Ф.Плот.

Ассоциация (лат. ассоциацио - соединение) - психологическое сближение, процесс спонтанного образования связей, возникающих “при определенных условиях между двумя или более психическими образованиями - ощущениями, восприятиями, идеями, образами, фантазиями. Различают ассоциирование по смежности (в пространстве и во времени), сходству и контрасту”. (**). Ассоциирование “происходит сообразно определенным индивидуальным и коллективным темам, мотивам”. <...> “Как бы свободно ассоциации не приходили, они психологически связаны в смысловую последовательность”.[12]

Метод свободных ассоциаций - метод “разговорной” психотерапии; применяемый в психоанализе “способ мышления пациента, при котором предписывается свободно, без утаивания высказывать свои мысли, не пытаясь при этом сосредоточиться”.[13] Фрейд предположил, что пациенты, находящиеся в состоянии расслабления, при доверии к терапевту и сознании того, что их лечат, рано или поздно выскажут значимые для них мысли, приведшие к нервно-психическому расстройству. Содержание свободно возникающих мыслей, их эмоциональная окраска, периодически возникающие сопротивления к свободному течению ассоциаций указывают на “узловые точки” структуры расстройства, которое может быть “прочитано” как связный текст. В конечном итоге метод свободных ассоциаций приводит психотерапевта к пониманию причин болезненного процесса. Истолкование сопротивлений, проведённое аналитиком и принятое пациентом , эмоциональное изживание высказанного и желание пациента изменить свою жизнь служат выздоровлению.