Cм.: психоанализ, психическая защита.
Аутизм (от гр. аутос - сам; букв.: ориентированный на себя) - форма социального отчуждения, “состояние психики, характеризующееся преобладанием замкнутой внутренней жизни и активным отстранением от внешнего мира”. (**).
“Аутическое мышление - это мышление, которое определяется лишь желаниями и фантазиями субъекта без учета окружающей среды или реалистического восприятия пространства и времени. Инфантильный (детский) аутизм - детское психическое расстройство, при котором ребёнок полностью лишен способности доверять или общаться с кем бы то ни было; он либо нем, либо имеет сложные расстройства речи; и если бы не его способность обращаться с неодушевлёнными предметами, его можно было бы принять за умственно отсталого.”[14] Аутичное поведение выступает крайне неадаптивным способом психической защиты, в своем проявлении обнаруживает архаичные корни, служит проявлением психической регрессии.
Ашельский тип орудий труда (от названия местности на Юго-Западе Франции) - примитивные каменные орудия труда древнего человека: отщепы камня, ручные рубила, кливеры, ядрища. Древнеашельский (аббевильский) тип - “валун или кусок камня, оббитый с двух сторон, тяжелое, грубое, клиновидное орудие длиной 10-20 см, весом 0,5-1 кг “ - рубило. <...> “Кливер, как и рубило, [представляет собой] двустороннее оббитое орудие - бифас”. <...> Для среднего и позднего ашеля характерны “более тонкие, нередко производящиеся не из валунов и кусков, а из отщепов камня” рубила и ядрища - нуклеусы. Ядрища, прежде чем из них изготавливаются пластины, предварительно оббиваются (так наз. техника леваллуа) . В ашеле появляются и деревянные изделия - копья, концы которых заострены на конце. [15]
Бессознательное - “совокупность психических процессов, не осознаваемых субъектом” (**); безотчетные, внерефлективные проявления психики - мотивации, мышление, эмоции и др., о которых субъект не может сказать, так как о них не догадывается; или в случае, когда внимание субъекта направлено на осознание других процессов; или происходящие во сне и иных измененных состояниях сознания. В настоящее время психические процессы, функции и состояния не разделяют на сознательные и бессознательные, а говорят лишь о той или иной степени их осознанности в данный момент.
Действительность, реальность существования бессознательного заключается в его действенности, результативности, способности производить эффекты. С этой точки зрения бессознательное можно определить как “универсальный внерефлективный регулятор человеческого поведения”.[16] Крупнейший отечественный психолог Л.С. Выготский пишет: “Бессознательное влияет на наши поступки, обнаруживается в нашем поведении, и по этим следам и проявлениям мы научаемся распознавать бессознательное и законы, управляющие им”.[17]
Проявлениями бессознательного служат ошибочные действия, оговорки, остроты, навязчивые телесные привычки, сновидения, свободные ассоциации, “беспричинные” ложь и эмоциональные суждения, фантазии, идентификации с литературными и кино- героями, метафорические обороты речи и др. Обнаружения бессознательного “можно рассматривать как своеобразные знаки (тексты), замещающие вытесненные переживания и представляющие их в сознании и поведении”.[18] См. психоанализ.
Бессознательное личное и коллективное - произведенное швейцарским психологом К.Г.Юнгом подразделение психических явлений, не обладающих свойством сознательности. “Мы можем различать личное бессознательное, охватывающее все приобретения личного существования, и в том числе забытое, вытесненное, воспринятое под порогом сознания, подуманное и прочувствованное. Наряду с личными бессознательными содержаниями существуют и другие содержания, возникающие не из личных приобретений, а из наследственной возможности психического функционирования вообще, именно из наследственной структуры мозга. Таковы мифологические сочетания, мотивы и образы, которые всегда и всюду могут возникнуть вновь помимо исторической традиции или миграции”.[19]
“Содержания коллективного бессознательного никогда не были в сознании и отражают архетипические процессы”. [20] См. архетип.
Бинарная оппозиция (от лат. би - дважды + оппозицио - противопоставление) - двойное противопоставление; “в лингвистике - противопоставление двух языковых единиц одного уровня, выявляющее различие между ними”. (**). Одно из ключевых понятий структурализма, который выявляет бинарные оппозиции в знаковых системах и структурных текстах. Оппозиции могут быть не только двойными , но и тройными и т.д. Бинарность важна как доминирующая в бессознательном, аффектированном и первобытном мышлении форма оппозиции. Постструктуралисты утверждают, что на постороение бинарно структурированной модели реальности оказывает влияние ранний детский (доязыковой) опыт, когда двусторонне-симметричное (бинарно-симметричное) собственное тело выступало первым классификатором природных явлений .
Биохимия ( гр. биос - жизнь + ...) - “научная дисциплина, исследующая химический состав живых существ, химические реакции в них и закономерный порядок этих реакций, обеспечивающий обмен веществ.” (*).
Бипедия ( лат. би - два + лат. педис - нога) - двуногое прямохождение, способ передвижения, впервые появившийся в линии гоминид у австралопитеков и протантропов.
Брахиация (от гр. брахион - рука) - способ локомоции (передвижения) некоторых обитающих на деревьях видов обезьян, при котором они, раскачиваясь на руках, перелетают с ветки на ветку.
Бриколаж ( с франц., “использование подручного матриала”) - термин, введенный в антропологию К.Леви-Стросом. “Бриколаж - употребление одних и тех же реалий то в качестве означаемого, то в качестве означающего. Леви-Строс описал мифологическое мышление в терминах “бриколажа” - использования для означивания ограниченного набора “подручных средств”, которые могут быть то означающими, то означаемыми. Элементы мифологической рефлексии расположены на полпути между перцептами (чувственными образами) и концептами (содержательными понятиями). Бриколаж подразумевает опосредование между образом и понятием знаком, точнее, замещение понятия знаком, что составляет особенность мифологического познания и логику первичного мышления”.[21] См. знак.
Гейдельбергский человек (от назв. нем. города Гейдельберг) - представитель вида Хомо эректус, обитавший в Европе. Представлен нижней челюстью, найденной в Германии (Гейдельберг, деревня Мауэр). Обладает морфологическим сходством с эректусами Африки и Азии. Фауна, обнаруженная вместе с мауэровской челестью, свидетельствует о раннеплейстоценовом, доледниковом миндельском возрасте находки. Предполагают шелльский археологический возраст гейдельбергского человека.[22]
Ген (гр. генос - род, происхождение) - “элементарная единица наследственности, посредством которой происходит “запись”, хранение и передача наследственной информации от поколения к поколению” (**); “участок молекулы ДНК, содержащий информацию о первичной структуре одного белка. Каждый ген ответственен за синтез определённого белка. Контролируя его образование, ген управляет всеми химическими реакциями организма, а поэтому определяет его признаки”. (*).
Генотип (... + гр. типос - форма, образец) - “совокупность всех наследственных свойств особи, наследственная основа организма, составленная совокупностью генов и элементов цитоплазматической наследственности. Каждый ген находится в сложном взаимодействии с остальными генами; генотип - это сложно взаимодействующая система наследственных задатков”. (*).
Глоттогенез (гр. глотта - язык + генезис - происхождение) - возникновение и развитие речи.
Антропологи предполагают, что речь и, соответственно, язык, появились у неандертальцев, так как у них были обнаружены признаки асимметрии левого и правого полушарий, праворукость и особое развитие участков мозга, соответствующим зонам Брока и Вернике. См. Функциональная асимметрия мозговых полушарий.
Голоцен (гр. холос - весь + кайнос - новый) - последняя эпоха кайнозойской эры, началась 10 тыс. лет назад и продолжается в настоящее время.
Гоминиды (от лат. гомо - человек) - люди, представители семейства Hominidae отряда приматов. Согласно классификации Э.Майра, семейство Hominidae включает ископаемых и современных представителей только одного рода Homo.[23] Р.Кэрролл включает в семейство гоминид род Австралопитек, наряду с родом Человек. [24]
Гоминоиды (... + греч. эйдос - наружность) - человекообразные, представители надсемейства Hominoidea в антропологических классификациях Д.Симпсона, Л.Лики и др. исследователей. Наряду с семейством людей (гоминид) надсемейство гоминоидов включает семейство африканских антропоморфных обезьян и ряд ископаемых семейств.