Смекни!
smekni.com

Учебно-методическое пособие Тамбов 2002 г. Авторы составители: Иванова О. Г., Орлов В. В., Радченко И. М., Сабурова А. В. Подготовка мультимедийных материалов: Учебно-методическое пособие. Ч тамбов: И (стр. 1 из 13)

Тамбовский региональный центр Федерации
Интернет-Образования

Подготовка мультимедийных материалов

Учебно-методическое пособие

Тамбов

2002 г.

Авторы составители:

Иванова О.Г., Орлов В.В., Радченко И.М., Сабурова А.В.

Подготовка мультимедийных материалов: Учебно-методическое пособие. Ч.4. Тамбов: Изд-во ТГТУ, 2002. - 66 с.

Учебно-методическое пособие «Подготовка мультимедийных материалов» предназначено для слушателей курсов повышения квалификации на базе Тамбовского РЦ ФИО по программе «Интернет-технологии для учителя предметника», «Интернет-технологии для администратора образовательного учреждения».

ã Тамбовский региональный центр Федерации Интернет-Образования

Содержание

Часть I

Приемы и методы подготовки растровых изображений.

1. Основные характеристики растровых изображений.

1.1. Растровая графика. Понятие пикселя.

1.2. Разрешение и размеры изображения

1.3. Представление цвета в растровом изображении. Понятие цветовой модели. Модель RGB. Формирование изображения на экране.

1.4. Основные форматы графических изображений. Размер файла изображения.

2. Интерфейс программы Adobe Photoshop

3. Создание, открытие и сохранение растровых изображений.

3.1. Открытие документа

3.2. Создание нового документа

3.3. Сохранение изображений.

4.Изменение размеров изображения

4.1. Кадрирование изображения с помощью инструмента Crop. Обрезка и поворот сканированного изображения.

4.2. Изменение геометрических размеров изображения с сохранением и без сохранения пропорций.

4.3. Откат сделанных операций: команда Undo, палитра History, команда восстановления Revert.

5. Основы коррекции изображений.

5.1.Коррекция яркости и контрастности изображения.

5.2. Коррекция цветового баланса.

6. Работа с выделенными областями

6.1. Понятие выделенной области. Инструменты выделения областей.

6.2. Операции копирования/вставки и перемещения содержимого выделенной области.

7. Работа со слоями растрового изображения.

7.1. Понятие слоя как структурного элемента изображения.

7.2. Параметры слоя. Создание, удаление, изменение порядка слоев. Объединение нескольких слоев в один.

8. Инструменты локального редактирования

8.1. Выбор оттенков цвета

8.2. Основные инструменты локального редактирования. Настройка инструментов редактирования.

9. Способы ввода графической информации в компьютер.

9.1. Сканирование

9.2. Цифровые фотокамеры

9.3. Графические планшеты.

10. Лабораторные работы

11. Литература

Часть I

Приемы и методы подготовки растровых изображений.

Программа курса рассчитана на знакомство с основными понятиями растровой графики, общими приемами работы с растровыми изображениями и изучение методов подготовки растровых изображений при создании web-сайтов и электронных учебных пособий.

1 Основные характеристики растровых изображений.

Понятие пикселя. Размер и разрешение растрового изображения. Представление цвета в растровом изображении. Понятие цветовой модели. Модель RGB.

Формирование изображения на экране. Основные форматы графических изображений. Размер файла изображения.

1.1 Растровая графика. Понятие пикселя.

Графический редактор Photoshop работает в основном с растровой графикой, хотя умеет обращаться и с векторными контурами. Что такое растровая графи­ка? Растровое изображение, составляется из пикселов( Pixel –сокращение от слов picture element, т.е. элемент изображения) — цветных квадратиков одинакового размера имеющих однородную окраску. Компьютер запоминает цвета всех пикселов подряд в определенном порядке. Поэтому растровые изображения требуют для хранения большого объема памяти.

Мало того — их сложно масштабировать и еще сложнее редактировать. Чтобы увеличить изображение, приходится увеличивать размер квадратиков, и тогда рисунок получается ступенчатым. Для уменьшения приходится несколько со­седних точек преобразовывать в одну или выбрасывать лишние точки. В резуль­тате изображение искажается, его мелкие детали становятся неразборчивыми.

1.2 Разрешение и размеры изображения

Разрешение — количество пикселов растрового изображения, приходящихся на дюйм. Физический размер пиксела разный у разных дисплеев и принтеров, по­этому для того чтобы вычислить физические размеры изображения, надо знать разрешение устройства конечного вывода. Для лазерных принтеров характерно разрешение 300 точек на дюйм. Сказать с точностью, какое разрешение у конкретного монитора, довольно сложно, да и ненужно. Главное, чтобы изображение не вышло за пределы экрана или заняло определенную его часть.

Большинство мониторов может работать в разных режимах. Их стандартные размеры экрана в пикселах: 800х600, 1024х768, 1280х1024,1600х1200, 640х480. Первые два режима используются чаще всего. Последний стандарт использо­вался VGA-мониторами, которые встречаются до сих пор.

Например, если изображение на странице Photoshop занимает 5 дюймов, а при экспорте вы выбрали разрешение 72 dpi (точки на дюйм), то размер изображе­ния в пикселах будет 72x5=360 пикселов.

Даже если размеры изображения в пикселах превышают размеры экрана, это не так страшно, так как все графические пакеты умеют масштабировать их, заме­няя несколько пикселов одним пикселом промежуточного цвета. Однако при этом могут возникнуть нежелательные эффекты, так что такой ситуации следу­ет избегать.

Значение разрешения сохраняется в файле при экспорте и используется графи­ческими пакетами, чтобы изображение имело те же размеры, что и в исходном документе Photoshop.

1.3 Представление цвета в растровом изображении. Понятие цветовой модели. Модель RGB.

Формирование изображения на экране.

Каждый пиксель растрового изображения содержит информацию о цвете. Поскольку компьютер может обрабатывать только числа, поэтому рисунки должны быть представлены в цифровом виде, или, как принято говорить, закодированы. Для кодирования рисунок разбивают на небольшие одноцветные части. Все цвета, использованные в изображении, нумеруют и для каждой части записывают номер ее цвета. Запомнив последовательность расположения частей и номер цвета для каждой части можно однозначно описать любой рисунок. Однако количество цветов в природе бесконечно и приходится похожие цвета нумеровать одинаковыми числами. В зависимости от количества используемых цветов можно закодировать более или менее реалистичное изображение.

Цветовая информация может занимать от одного до тридцати двух битов, в зависимости от глубины цвета. Если мы работаем с черно-белыми изображениями, то цвет кодируется нулем или единицей. Никаких проблем в этом случае не возникает. Для несложных рисунков, содержащих 256 цветов или столько же градаций серого цвета, нетрудно пронумеровать все используемые цвета. Но, для изображений в истинном цвете, содержащих миллионы разных оттенков, простая нумерация не подходит. Для них разработаны несколько моделей представления цвета, помогающих однозначно определить любой оттенок. Цветовая модель определяет способ создания цветов, используемых в изображении.

Наиболее распространенный способ создания цветов используется телевизорах и компьютерных мониторах, люминофор которых светится красным, зеленым и синим цветом. Смешивая эти три цвета можно получить разнообразные цвета и их оттенки. На этом и основана модель представления цвета RGB, названная так по начальным буквам входящих в нее цветов: Red – красный, Green – зеленый, Blue - синий. Любой цвет в этой модели представляется тремя числами, описывающими величину каждой цветовой составляющей. Черный цвет образуется, когда интенсивность всех трех составляющих равна нулю, а белый - когда их интенсивность максимальна. Множество компьютерного оборудования работает с использованием модели RGB, кроме того, эта модель очень проста. Этим объясняется ее широкое распространение. К сожалению, в модели RGB теоретически невозможно получить некоторые цвета, например насыщенный сине-зеленый, поэтому работать с моделью цвета RGB не всегда удобно. Кроме того, модель RGB сильно связана с реализацией ее на конкретных устройствах.

Большинство цветов, которые мы видим в окружающем нас мире, являются следствием отражения и поглощения света. Например, солнечный свет, палая на зеленую траву, частично поглощается и отражается только его зеленая составляющая. При печати на принтере, на бумагу наносится цветная краска, которая отражает только свет определенного цвета. Все остальные цвета поглощаются, или вычитаются из солнечного света. На эффекте вычитания цветов построена другая модель представления цвета, называемая CMYK. Эти буквы также взяты из названий цветов: Cyan – голубой, Magenta – пурпурный, Yellow –желтый, blacK - черный.

1.4 Основные форматы графических изображений.

Размер файла изображения.

Знания о графических форматах файлов необходимы для разных целей: графика для Web, полиграфия, импорт в другие программы. Основными критериями для выбора формата являются его совместимость с разными программами и плотность записи (применяемая компрессия). В настоящее время существует достаточное количество форматов для записи электронных изображений. Условно их можно разделить на три категории: форматы, хранящие изображение в растровом виде (JPEG, TIFF, BMP, PCX, PSD), форматы, хранящие изображение в векторном виде (WMF) и форматы совмещающие оба способа (CDR, EPS, FH7, AI и др.).

Формат BMP знаком пользователям еще со времен Windows 3.X. BMP — это стандартный растровый формат, принятый в системе Windows и используемый в DOS- и Windows-совместимых компьютерах (формат разработан фирмой Microsoft). Этот формат известен достаточно хорошо и его понимают многие программы. Для того чтобы сохранить файл в этом формате, достаточно указать в соответствующем диалоге его тип и "глубину" изображения (от 1 до 24 бит). Для 4-битных и 8- битных изображений можно задавать уплотнение RLE (в этом случае у файла изменяется расширение), которое обеспечивает сохранение данных без искажений и потерь. Файлы, сохраненные в данном формате, обычно большого размера.