Смекни!
smekni.com

Шестаков В. Б., Ерегина С. В. Ш 51 Теория и методика детско-юношеского дзюдо: учебно-методическое пособие (стр. 45 из 47)

Завершение работы

Занятие может завершиться групповой дискуссией по проблеме отношения к соревнованию, что обладает психотренирующим воздействием на психику спортсменов.

Методика «Изучение отношения спортсменов к конкретному соревнованию»

Шкала позволяет выявлять особенности восприятия спортсменом предсоревновательной ситуации и предсказывать его состояние перед ответственным стартом.

Шкала «Отношение к предстоящему соревнованию» (ОПС) состоит из 28 вопросов (по 7 суждений на каждый компонент), на которые спортсмен должен ответ «да» или «нет». В шкале ОПС 11 положительных суждений по всем компонентам чередуются с 17 отрицательными. Это сделано для того, чтобы избежать формирования нежелательной установки при опросе.

Обычно опрос спортсменов по шкале ОПС проводится индивидуально (или фронтально в группе с соблюдением самостоятельности опрашиваемых). Каждому из спортсменов дается протокол для регистрации своих ответов. Ниже приведены полный текст шкалы ОПС и форма протокола опыта.

Инструкция

«Постарайтесь как можно ярче мысленно представить предстоящие соревнования и ответьте на каждое из приведенных ниже суждений. Если вы согласны с приведенным суждением, то поставьте в регистрационном бланке против номера соответствующего вопроса значок «х» в строке «да»; если вы думаете иначе, то поставьте значок «х» в строке «нет». Постарайтесь долго не думать, доверяйте своим чувствам».

Шкала «Отношение к предстоящему ванию»

1. Я готов показать высокий результат.

2. К этим соревнованиям я готов лучше, чем мои соперники.

3. В этих соревнованиях я хочу показать высокий результат.

4. Я боюсь подвести команду.

5. Физически я хорошо готов к этим соревнованиям.

6. На этих соревнованиях будет много равных соперников.

7. Это очень важные для меня соревнования.

8. У меня сейчас натянутые отношения с тренером.

9. Я нахожусь в хорошей спортивной форме.

10. Я плохо знаю своих соперников.

11. На этих соревнованиях многое для меня решится.

12. Конфликты с товарищами по команде мешают мне как следует настроиться на предстоящие соревнования.

13. Я уверен, что смогу выполнить задачу, поставленную передо мной в этих соревнованиях.

14. Я не боюсь своих соперников.

15. Думаю, что это будут трудные соревнования.

16. Мое успешное выступление на этих соревнованиях важно для всей команды (клуба, общества, города, республики, страны).

17. Я доволен результатом последних соревнований.

18. На предстоящих соревнованиях у меня будут «неудобные» соперники.

19. В этих соревнованиях мне очень важно хорошо выступить.

20. Мне кажется, что товарищи по команде не верят в мой успех.

21. Я уверен в своих силах.

22. Я уже выигрывал у своих соперников.

23. Я постоянно думаю о предстоящих соревнованиях.

24. На этих соревнованиях я боюсь подвести своего тренера.

25. Технически я хорошо готов к предстоящим соревнованиям.

26. Среди моих соперников есть такие, которых я совсем не знаю.

27. Я с нетерпением жду предстоящих соревнований.

28. Тренер высоко оценивает мою готовность к этим соревнованиям.

Регистрационный бланк к шкале ОПС с ключом

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28

Да + + + + + + + + + + + + + + + + +

Нет + + + + + + + + + + +

Анализ и интерпретация данных

Каждый вопрос по шкале ОПС, совпадающий с ключом, оценивается в 1 балл. Обработка протокола опроса осуществляется с помощью ключа «работающих» ответов по каждому из компонентов. В результате получают 4 показателя и итоговый индекс с лимитом от 7 до 0 баллов. Чем выше показатель, тем «неблагоприятнее» отношение спортсмена к предстоящему соревнованию.

1. Показатель уверенности в себе (Ув) — «смогу ли я?» (вопросы 1, 5, 9, 13, 17, 21, 25). Высокие показатели означают: заниженная субъективная самооценка своих возможностей достижения успеха; неуверенность в своих силах; отсутствие желания выступать; нереальность выполнения поставленных задач и другое. Показатель Ув в 7 баллов показывает, что спортсмен субъективно не готов к соревнованию. Показатель Ув в 0 баллов высокая готовность к соревнованию.

2. Показатель восприятия и оценки возможностей соперников (Сп) «смогут ли соперники?» (вопросы 2, 6, 10, 14, 18, 22, 26) — сопоставление своих возможностей с возможностями своих соперников. Показатель Сп в 7 баллов высокая оценка готовности соперников; 0 баллов низкая оценка возможностей соперников.

3. Показатель желания участвовать и значимость соревнования (Зн) «хочу ли я?» (вопросы 3, 7, 11, 15, 19, 23, 27). Показатель Зн в 7 баллов высокая субъективная значимость соревнования и большое желание выступать. Показатель в 0 баллов низкая значимость и отсутствие желания соревноваться.

4. Показатель зеркальной самооценки спортсмена (т. е. показатель субъективного восприятия спортсменом оценки его возможностей со стороны других людей (Др) «смогу ли я с точки зрения других людей (тренера, товарищей по команде, зрителей)?» (вопросы: 4, 8, 12, 16, 20, 24, 28). Показатель Др в 7 баллов свидетельствует о заниженной зеркальной (или отраженной в социуме) самооценке спортсменом его возможностей в соревновании. Показатель в 0 баллов высокая самооценка.

Если используется приведенная выше форма регистрационного бланка, то показатели по каждому из компонентов можно суммировать, т. е. суммируют число ответов, совпадающих с трафаретом, вырезанным по ключу (по горизонтали). Итоговый индекс представляет собой сумму всех компонентов.


Приложение 2

Аттестационные требования для присвоения

квалификационных степеней кю

6 КЮ. БЕЛЫЙ ПОЯС

1. РЭЙ (REI) — ПРИВЕТСТВИЕ (ПОКЛОН)

Тачи-рэй (Tachi-rei) — приветствие стоя

Дза-рэй (Za-rei) — приветствие на коленях

2. ОБИ (OBI) — ПОЯС (ЗАВЯЗЫВАНИЕ)

3. ШИСЭЙ (SHISEI) — СТОЙКИ

4. ШИНТАЙ (SHINTAI) — ПЕРЕДВИЖЕНИЯ

Аюми-аши (Ayumi-ashi) — передвижение обычными шагами

Цуги-аши (Tsugi-ashi) — передвижение приставными шагами

— вперед—назад

— влево—вправо

— по диагонали

5. ТАЙ-САБАКИ (TAI-SABAKI) — ПОВОРОТЫ (ПЕРЕМЕЩЕНИЯ ТЕЛА)

— на 90° шагом вперед

— на 90° шагом назад

— на 180° скрестными шагами (одна вперед, другая назад по диагонали)

— на 180° скрестными шагами (одна назад, другая вперед по диагонали)

— на 180° круговым шагом вперед

— на 180° круговым шагом назад

6. КУМИКАТА (KUMI-KATA) — ЗАХВАТЫ

Основной захват — рукав-отворот

7. КУДЗУШИ (KUZUSHI) — ВЫВЕДЕНИЕ ИЗ РАВНОВЕСИЯ

Маэ-кудзуши Mae-kuzushi Вперед

Уширо-кудзуши Ushiro-kuzushi Назад

Миги-кудзуши Migi-kuzushi Вправо

Хидари-кудзуши Hidari-kuzushi Влево

Маэ-миги-кудзуши Mae-migi-kuzushi Вперед—вправо

Маэ-хидари-кудзуши Mae-hidari-kuzushi Вперед—влево

Уширо-миги-кудзуши Ushiro-migi-kuzushi Назад—вправо

Уширо-хидари-кудзуши Ushiro-hidari-kuzushi Назад—влево

8. УКЭМИ (UKEMI) — ПАДЕНИЯ

Еко (Сокухо)–укэми

Yoko (Sokuho)–ukemi

На бок

Уширо (Кохо)–укэми

Ushiro (Koho)–ukemi

На спину

Маэ (Дзэнпо)–укэми

Mae (Zenpo)–ukemi

На живот

Дзэнпо-тэнкай-укэми

Zenpo-tenkai-ukemi

Кувырком

5 КЮ. ЖЕЛТЫЙ ПОЯС

1. НАГЭ-ВАДЗА (NAGE-WAZA) — ТЕХНИКА БРОСКОВ

Дэ-аши-барай De-ashi-barai Боковая подсечка под выставленную ногу

Хидза-гурума Hiza-guruma Подсечка в колено под отставленную ногу

Сасаэ-цурикоми-аши Sasae-tsurikomi-ashi Передняя подсечка под выставленную ногу

Уки-гоши Uki-goshi Бросок скручиванием вокруг бедра

О-сото-гари O-soto-gari Отхват

О-гоши O-goshi Бросок через бедро подбивом

О-учи-гари O-uchi-gari Зацеп изнутри голенью

Сэои-нагэ Seoi-nage Бросок через спину с захватом руки на плечо

2. КАТАМЭ-ВАДЗА (KATAME-WAZA) — ТЕХНИКА СКОВЫВАЮЩИХ ДЕЙСТВИЙ

Хон-кэса-гатамэ Hon-kesa-gatame Удержание сбоку

Ката-гатамэ Kata-gatame Удержание с фиксацией плеча головой

Еко-шихо-гатамэ Yoko-shiho-gatame Удержание поперек

Ками-шихо-гатамэ Kami-shiho-gatame Удержание со стороны головы

Татэ-шихо-гатамэ Tate-shiho-gatame Удержание верхом

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ

НАГЭ-ВАДЗА — ТЕХНИКА БРОСКОВ

О-сото-отоши O-soto-otoshi Задняя подножка

О-сото-гаэши O-soto-gaeshi Контрприем от отхвата или задней подножки

О-учи-гаэши O-uchi-gaeshi Контрприем от зацепа изнутри голенью

Моротэ-сэой-нагэ Morote-seoi-nage Бросок через спину (плечо) с захватом рукава и отворота

4 КЮ. ОРАНЖЕВЫЙ ПОЯС

1. НАГЭ-ВАДЗА (NAGE-WAZA) — ТЕХНИКА БРОСКОВ

Ко-сото-гари Ko-soto-gari Задняя подсечка

Ко-учи-гари Ko-uchi-gari Подсечка изнутри

Коши-гурума Koshi-guruma Бросок через бедро с захватом шеи

Цурикоми-гоши Tsurikomi-goshi Бросок через бедро с захватом отворота

Окури-аши-барай Okuri-ashi-barai Боковая подсечка в темп шагов

Тай-отоши Tai-otoshi Передняя подножка

Харай-гоши Harai-goshi Подхват бедром (под две ноги)

Учи-мата Uchi-mata Подхват изнутри (под одну ногу)

2. КАТАМЭ-ВАДЗА (KATAME-WAZA) — ТЕХНИКА СКОВЫВАЮЩИХ ДЕЙСТВИЙ

Кузурэ-кэса-гатамэ Kuzure-kesa-gatame Удержание сбоку с захватом из-под руки

Макура-кэса-гатамэ Makura-kesa-gatame Удержание сбоку с захватом своей ноги

Уширо-кэса-гатамэ Ushiro-kesa-gatame Обратное удержание сбоку