Со своей стороны Комиссия также представила проект Хартии основных социальных прав Сообщества (30 мая 1989 г.), который был рассмотрен на заседании Совета министров по социальным делам. Текст в основном был принят, несмотря на сопротивление со стороны Великобритании и Дании. Был внесен целый ряд существенных поправок. В частности, во многих случаях (улучшение условий труда, защита детей и подростков, престарелых) приоритет получало национальное право. Кроме того, термин "гражданин" заменен термином "человек".
В результате в ноябре 1989 г. Европейский парламент заслушал новый доклад по Хартии основных социальных прав трудящихся Сообщества, и после бурных дискуссий удалось достичь общего согласия. В конечном счете, документ был одобрен одиннадцатью государствами (за исключением Великобритании) во время сессии Европейского совета в Страсбурге 9 декабря 1989 г. Цель Хартии основных социальных прав трудящихся Сообщества, таково, в конечном счете, название документа, сформулирована в преамбуле.
С одной стороны, она состоит в том, чтобы "консолидировать прогресс, достигнутый в социальной сфере, с помощью действий государств-членов, обеих сторон в промышленности и Сообщества", а с другой — "торжественно про возгласить, что при осуществлении Единого европейского акта необходимо принимать во внимание социальное измерение Сообщества и что в этом контексте необходимо обеспечить на должном уровне развитие социальных прав трудящихся Европейского сообщества, особенно наемных рабочих и лиц, имеющих собственное дело".
В Хартии зафиксированы следующие основные социальные права трудящихся:
1) право на труд в любом государстве-члене;
2) право на справедливое вознаграждение за труд;
3) право на улучшение условий жизни и труда;
4) право на социальную защиту в соответствии с правилами, применяемыми в отдельных государствах-членах;
5) свобода объединений и коллективных переговоров;
6) право на профессиональную подготовку;
7) равное обращение с мужчинами и женщинами;
8) право на информирование, консультации и участие в управлении;
9) право на охрану здоровья и безопасность на рабочем месте;
10) защита детей и подростков;
11) право престарелых на достойные жизненные стандарты;
12) интеграция инвалидов в общество и трудовую жизнь.
Хартия состоит из двух разделов. В первом — "Основные социальные права трудящихся" — раскрывается содержание каждого из перечисленных выше двенадцати прав.
Свобода движения предполагает, что каждый трудящийся ЕС имеет право на свободное передвижение по территории Сообщества, и это обеспечивает ему "возможность выбора любого вида занятий или любой профессии в Сообществе в соответствии с принципами равного отношения в том, что касается занятости, условий труда и социальной защиты в стране пребывания". Таким образом, гарантируется одно из важнейших прав человека, которое позволяет ему занять достойное место в обществе.
Право на труд и справедливое вознаграждение предполагает свободу выбора занятий и получение заработной платы, способной обеспечить достойный уровень жизни.
Улучшение условий жизни и труда является процессом, тесно связанным с формированием и функционированием внутреннего рынка, в рамках которого создается дополнительная возможность регулирования занятости, организации труда, отпусков, еженедельного отдыха трудящихся.
Право на социальную защиту предусматривает для каждого работника адекватную социальную защиту и возможность пользоваться адекватным объемом социального обеспечения на любом предприятии вне зависимости от статуса, которым обладает работник.
Хартия признает за трудящимися права, позволяющие защищать свои интересы с помощью конкретных мер. Так, п. 5— "Свобода объединений и коллективных договоров" — в качестве одной из таких мер называет социальный диалог, проводимый на разных уровнях — от предприятия до общеевропейского. Обозначение этого социального права — несомненное достоинство Хартии. Причем в диалоге заинтересованы не только лица наемного труда и их организации, но и работодатели, которые усматривают в нем способ урегулирования конфликтов, возникающих в ходе трудового процесса. Все социальные партнеры при этом "должны обладать правом на объединение с целью создания, по их выбору, профессиональных организаций или профессиональных союзов для защиты своих экономических и социальных интересов".
Профессиональная подготовка необходима трудящимся на протяжении всего времени их трудовой деятельности в связи с модернизацией производства и структурной перестройкой промышленности. Пункт 15 Хартии закрепляет обязанность государственных институтов, предприятий "в рамках своих компетенций организовать системы непрерывного и постоянного обучения, позволяющего каждому лицу пройти переподготовку".
В п.16 — "Равное отношение к мужчинам и женщинам"— подчеркивается право последних на равноправие, особенно в профессиональной жизни.
Умело пользоваться возможностями социального диалога позволяет трудящимся право, записанное в п. 17 Хартии — "Информирование, консультации и участие трудящихся в ynpaвлении". Речь идет о возможности получать всю необходимую информацию о деятельности и планах предприятия и квалифицированно участвовать как в переговорах, так и в управлении предприятием.
Охрана здоровья и обеспечение безопасности на рабочем месте необходимы каждому трудящемуся. В Хартии отмечается, что мероприятия по формированию внутреннего рынка должны помочь обеспечению такой защиты.
Особо оговаривается право на защиту детей и подростков (п. 20). Устанавливается минимальный возраст для участия подростков в трудовом процессе — 15 лет, который не может быть ниже возраста завершения школьного образования. Хартия предусматривает "соответствующие меры в целях приспособления норм, регулирующих трудовые отношения, применительно к молодым трудящимся, с тем чтобы учитывались особенности их развития, потребности в обучении и получении работы".
Хартия содержит также пункты, посвященные правам престарелых: "Каждый трудящийся ЕС должен к моменту ухода на пенсию располагать ресурсами, достаточными для поддержания нормального уровня жизни". "Для нетрудоспособных лиц, вне зависимости от причин и природы утраты ими трудоспособности, должны предусматриваться дополнительные конкретные меры, способствующие их социальной и профессиональной адаптации".
В разделе II — "Осуществление Хартии" — перечислены способы, которые помогут претворению в жизнь положений Хартии. Комиссия, например, обязывается представлять в рамках своей компетенции предложения "с целью создания правовых инструментов эффективной реализации, по мере завершения формирования внутреннего рынка, тех прав, которые находятся в сфере компетенции Сообщества". Кроме того, КЕС должна готовить ежегодные доклады об осуществлении Хартии и направлять их в Европейский совет, Европейский парламент и Экономический и социальный комитет. Однако отмечается, что в первую очередь осуществлять необходимые социальные меры должны государства-члены.
В целом Хартия не расширила компетенции Сообщества в социальной сфере. Более того, постоянные ссылки на главенство национальных компетенций, на национальную практику и отсылки к национальным законодательствам можно расценить как создающие препятствия формированию механизма коммунитарной социальной политики. Кстати, именно такое мнение прозвучало в выступлении председателя Европарламента во время заседания Европейского совета в Страсбурге. Хартия оставила в национальной компетенции многие важные вопросы социальной политики, другие же остались вовсе нерешенными. Это относится, например, к отпускам трудящихся, условиям труда лиц так называемых нетипичных форм занятости (частичная, временная и т. д.).
Хартия практически подтвердила цели, уже сформулированные в Римском договоре и Едином европейском акте. Они были сведены воедино, систематизированы. Не имеющая юридической основы Хартия нуждалась в последующих мерах, которые помогли бы обеспечить продекларированные социальные права. Однако, несмотря на определенные недостатки, Хартия явила собой важный этап в процессе формирования европейского социального пространства. Не случайно за ней последовало принятие целого ряда законодательных документов коммунитарного уровня (директивы, регламенты). Около 50 предложений, которые "были пронизаны духом Хартии", были представлены Комиссией в Европейский совет и Европарламент. Например, Директива о рабочем времени, которая включала в себя пункты, применяемые ко всем трудящимся Европы (1983 г.):