Смекни!
smekni.com

Состав временного творческого коллектива (стр. 15 из 20)

Главная задача социального государства – обеспечить стабильность в стране и социальную защиту граждан. Его предназначение – строить свою политику с учетом интересов всех, без исключения, социальных слоев и групп, составляющих современное общество, а также создать условия для воспроизводства отвечающей новым требованиям рабочей силы, способной обеспечить необходимую материальную базу страны. Каждый гражданин должен чувствовать себя под правовой защитой государства. Заботу с его стороны должны ощущать не только бедные, но и вполне благополучные группы населения, тем более что роль последних в экономическом развитии страны определяющая.

Только имея поддержку и доверие общества, государство может успешно реализовывать свою политику, как экономическую, так и социальную, и иметь право называться социальным государством. Социальное государство стоит как бы на трех китах: социальная справедливость, социальная ответственность и социальное партнерство. Внедрение этих идей и их реализация во многом зависят от наличия гражданского общества в стране и уровня его развития. Социальная ответственность государства – это выработка и реализация социального законодательства, обеспечивающего надежную социальную защиту граждан.

Хотелось бы упомянуть еще об одной стороне социальной ответственности государства – обеспечении социальной безопасности, т.е. стабильности, создании комфортного социального фона, на котором люди получили бы возможность реализовываться в своих собственных интересах и в интересах общества в целом. Распад системы социальной защиты и социальных институтов становится одной из причин роста экстремистских настроений и движений. Если посмотреть на карту Европы, то можно заметить, что большинство «горячих точек» появляется в регионах, относящихся к так называемой «дуге нестабильности». Неспособность ряда государств справиться с острыми социальными проблемами, в первую очередь, социальной защитой населения, в сочетании с другими факторами: кризисными явлениями в экономике, безработицей, поляризацией доходов, углублением социальных и экономических дисбалансов и негативными последствиями глобализации провоцирует столкновения религиозных и национальных интересов и политические конфронтации. Становится понятно, что корни всего этого лежат в социальном измерении.

Глобальность современных проблем неразрывно связана с системой взаимодействия государств, взаимной помощью, с тем, что называется международной солидарностью и социальным сплочением. Здесь решающую роль может сыграть потенциал, заложенный в продуманной политике государств, соответствии их требованиям, предъявляемым к современному социальному государству.

При решении такой задачи нельзя переоценить роль детально прописанной и неукоснительно соблюдаемой законодательной базы. Именно она делает возможным урегулирование проблем, порожденных несовпадением интересов, сглаживание социальных конфликтов и обеспечивает поступательное развитие общества. В настоящее время, тщательно разработанное социальное право заняло свое место в правовой системе Европейского Союза, что позволяет говорить о формировании на его территории единого социального пространства. Существующее социальное законодательство ЕС вменяет в обязанности государств-членов приводить свои правовые системы в соответствие с общеевропейской. Процесс гармонизации законодательств, в общем, идет неплохими темпами. Цифра по применению социальных директив (а именно этот вид документов чаще всего используется в социальной сфере) в целом по Европейскому Союзу достигла 90%.Четыре страны – Дания, Испания, Финляндия и Швеция являются «рекордсменами»: в их законодательства включены 100% юридических документов ЕС.

Результативно работает разветвленный механизм реализации социальной политики Евросоюза. Во многих случаях желаемый эффект достигается применением принципа субсидиарности, распределяющего ответственность и компетенции между различными уровнями власти. Согласно ему коммунитарные органы, признавая право на свободу действий на любом уровне, берут на себя решение поставленных задач лишь в том случае, если те не могут быть решены самими государствами-членами или когда в силу масштаба и ожидаемого эффекта предложенные действия могут быть лучше осуществлены на уровне ЕС.

Неправильное толкование принципа субсидиарности ведет к неправомерному растаскиванию по национальным квартирам социальной практики в ущерб требованиям интеграции. Признание же верховенства права ЕС над национальным заставляет правительства иногда идти на непопулярные меры, что неизбежно вызывает негативную реакцию населения и провоцирует массовые протестные выступления. К сожалению, объективные причины (стремление решить острую проблему занятости, обеспечить максимальный рост экономики, сохранить ее конкурентоспособность на международном уровне) все чаще вынуждают европейские государства делать шаг назад – ставить вопрос об уменьшении доли социальных расходов, пересмотре условий получения социальной поддержки и сокращении числа ее получателей. К подобным мерам вынуждены прибегать даже такие мощные, исторически апробированные социальные государства, как ФРГ и Франция. Однако речь в данном случае идет не о разрушении Европейской социальной модели и не о демонтаже социального государства, а о его реформировании в новых условиях. Этот подход не означает, что государство должно отказаться от своих обязательств, а подразумевает поиск более разнообразных, гибких форм деятельности с привлечением новых партнеров.

Облегчение социальной нагрузки, лежащей на государстве, которая становится порой для него неподъемной, должно компенсироваться, как считают в Европейском Союзе, увеличением социальной ответственности бизнеса и наемных работников. В результате, хотя и с немалыми трудностями, формируется современная упреждающая стратегия, позволяющая, как правило, избегать крупных социальных конфликтов и конфронтаций, используя компромиссы и политику социального партнерства.

По-новому ставится вопрос и об участии населения в социально-экономическом развитии. Акцент с благотворительности и социальной поддержки наиболее ущемленных групп населения переносится на предоставление каждому возможности участвовать в создании общественного богатства и пользоваться его плодами в условиях самого продвинутого на сегодняшний день этапа развития – инновационного.

Принятие новой стратегии – показатель стремления общества дать адекватный ответ на вызовы ХХ1 века. В обобщенном виде этот ответ заключается в том, что ответственность за успех реформ, обеспечение социальной безопасности и стабильности ложится в равной степени на государство, бизнес, неправительственные организации, гражданское общество в целом и отдельных граждан в частности. А осознание своей социальной ответственности всеми субъектами следует признать важнейшим фактором общественного развития в ХХ1 веке.

Европейская интеграция, как и любой процесс, имеющий место в глобализирующемся мире, подвержена влиянию целого ряда внутренних и внешних факторов. Убежденный в привлекательности и непогрешимости своей Социальной модели Евросоюз не раз заявлял о намерении экспортировать ее в остальные страны континента. Определенные объективные показатели для этого существуют. Ведь и Европейская социальная модель, и социальная политика ЕС, выстраиваемая в соответствии с ее принципами, вполне соответствуют практике, проводимой такими международными организациями как ООН, Совет Европы, ОБСЕ, МОТ, ВТО. Однако при этом нельзя упускать из виду экономические возможности, государственные особенности и национальные традиции разных стран.

Глобализация несет с собой как широкие возможности, так и последствия, не всегда благоприятные для человечества. На специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН (Женева, 2000 г.) по вопросам социального развития было подчеркнуто: «Проблема, которую, несомненно, придется решать современному поколению, заключается в обеспечении гарантий того, чтобы человеческие и социальные ценности руководили ходом экономической глобализации».

Однако и на сегодняшний день еще нет оснований говорить о единой, четко сформулированной концепции социальной политики в условиях глобализации. Налицо разброс мнений относительно функций социального государства, современной социальной политики. По истечении десяти лет после принятия Копенгагенской декларации в документе под названием «Расширить преимущества социального измерения глобализации» группа экспертов ЕС, формулируя позицию Евросоюза, отмечала: «Преимущества глобализации распределяются еще неравномерно как между странами, так и внутри их. Результаты экономической интеграции на мировом уровне несбалансированны и зачастую неблагоприятны для основных ее акторов, идет ли речь о регионах, отраслях промышленности или трудящихся. Чтобы быть процессом стабильным, глобализация должна обеспечить равномерное социальное развитие для всех. Европейский Союз уже длительное время старается как внутри себя, так и на международном уровне, добиться того, чтобы экономические успехи глобализации сопровождались социальным прогрессом. Исходя из собственного опыта региональной интеграции, ЕС представляет действенную модель экономической, политической и социальной интеграции».

Для того чтобы глобализация служила социальному прогрессу, необходимо, чтобы все элементы активного общества нашли способы управлять ею, а не следовать за ней. Старый и испытанный способ сотрудничества в виде политики социального партнерства продолжает оставаться востребованным для достижения совместных действий всех составляющих сил общества в рамках Европейской социальной модели.