Смекни!
smekni.com

Состав временного творческого коллектива (стр. 16 из 20)

Социальное партнерство и социальный диалог являются важнейшими инструментами регулирования не только трудовых отношений, но и реализации социальной политики в целом. Европейский Союз имеет длительный опыт ведения такого диалога на разных уровнях: предприятие, отрасль, национальный и коммунитарный уровни. Его возможности, кстати, представители капитала и менеджмента оценили быстрее, чем профсоюзы, осознав преимущества компромиссов над конфликтами и уяснив пользу объединения усилий ради развития производства и получения дополнительной прибыли. Именно они в свое время инициировали политику социального партнерства, а профсоюзы, выступавшие традиционно их несговорчивыми оппонентами, были вынуждены принять ее как необходимость. Ведь стратегия рабочего движения изначально была построена на борьбе в защиту интересов трудящихся и на конфронтациях с предпринимателями на этой почве, отвоевывания своей доли прибыли. Однако оказалось, что в рамках социального партнерства, капитал не исключал возможность поступиться частью прибылей ради стабильного развития экономики. Естественно, что предприниматели стремились уменьшить эту часть, а наемные работники – соответственно увеличить. Постепенно складывалась система и шкала ценностей, баланс взаимных уступок. Дальновидные предприниматели просчитывали возможные варианты, вырабатывали превентивные меры сглаживания конфликтов.

Со временем профсоюзы здраво оценили возможности социального партнерства и сейчас используют их весьма результативно. Об этом свидетельствует содержание многих коллективных договоров и соглашений, появление социальных кодексов предприятий, закрепление достигнутых договоренностей в трудовом праве ЕС. Конечно, разность интересов партнеров сохранилась, это логично. Но предприниматели заинтересованы в применении обоюдоприемлемых форм улаживания конфликтов и снятии социальной напряженности без ущерба для развития производства.

Правда, одновременно предприниматели намерены перекладывать на наемных работников и профсоюзы как их представителей долю ответственности за здоровье и конкурентоспособность экономики, за обеспечение социальной стабильности. Другими словами, бизнес взял на вооружение так называемую «упреждающую стратегию». В этом его поддержало государство, и в 1980-х годах в ЕС социальный диалог получил официальное признание и определенный статус. Многие западные эксперты с удовлетворением отметили, что социальные партнеры приспосабливают свои организации к условиям новой экономики.

Одной из заявивших о себе тенденций явилось возрастание роли государства в системе социального партнерства. Это логично: ведь современное государство обладает административным ресурсом, бюджетными средствами, соответствующим законодательством, структурами исполнительной власти и возможностями и может реально использовать их для достижения социальных компромиссов, поддержки или, наоборот, сдерживания других социальных партнеров на основе социальных пактов, заключаемых с представителями бизнеса и профсоюзов.

В любом государстве все слои и группы общества стремятся обеспечить свои интересы и благосостояние, будучи вынужденными взаимодействовать в ходе социального партнерства. Но сегодня очевидно, что к последнему следует подходить не только как к способу защитить эти интересы, но и как к возможности соединить усилия социальных партнеров, сконцентрировать их на задачах, жизненно необходимых обществу для устойчивого развития, на каком бы уровне партнерство ни осуществлялось: предприятие, отрасль, регион, государство, сообщество. Особенно важно определить участок работы и долю ответственности, которая ложится на каждого социального партнера. На практике нередко при решении возникающих вопросов и в спорных ситуациях партнеры не учитывают потребности экономики и общества в целом, не говоря уже о международной ситуации.

Политика социального партнерства на новом витке европейской интеграции меняет формы своей деятельности, расширяет диапазон. Поднявшись с договорных отношений на уровне отдельного предприятия, она выливается в сотрудничество между государственными структурами, ассоциациями предпринимателей и организациями трудящихся не только национального, но и международного масштаба. Это нашло свое отражение в социальном законодательстве и в аналитических документах, обнародованных руководящими институтами Сообщества.

Постоянно возрастает роль социальной ответственности бизнеса и его партнеров (организаций трудящихся и государства) В 2001 году в Великобритании было создано Министерство по социальной ответственности в корпоративном секторе. В Дании Министерство по социальным вопросам разработало специальный индекс для оценки степени социальной ответственности компаний. Специальные статьи французских правовых документов посвящены регламентирующим требованиям к компаниям с учетом экологических и социальных последствий их деятельности. «Социальная повестка дня» (Social Agenda), принятая на Ниццском саммите 2000 года, особо подчеркивала роль корпоративной социальной ответственности. 10) Европейская комиссия внесла предложения по совершенствованию социальных стандартов и технических правил, а также по введению критериев социальной ответственности интегрированного менеджмента в контексте глобализации.

ООН еще в1999 году разработала международный стандарт АА в состоянии определить необходимость и степень регулировать на уровне Сообщества. 1000. В него были включены индикаторы, по которым проводится социальный и этический аудит. 11) Цель стратегии корпоративной ответственности – взаимодействие для достижения желаемых результатов с теми, с кем приходится совместно работать: наемные работники, инвесторы, потребители, неправительственные организации и т.д. Взаимодействуя с этими группами населения, компании как бы инвестируют в будущее и просчитывают степень допустимых уступок для решения проблем партнеров. Инвестиции в рабочую силу предполагают финансирование образования и профессиональной подготовки, поддержку сферы социальных услуг и многое другое, что связано с модернизацией и структурной перестройкой производства. Социальные инвестиции начинают рассматриваться не как дополнительные расходы и социальные издержки, но как вклад в будущее. Развивается процесс промышленной демократии. Необходимость и целесообразность информирования и участия трудящихся в принятии решений была зафиксирована еще в 1989 году в параграфе 17 Хартии основных социальных прав трудящихся Сообщества и конкретизировано в соответствующей директиве.

Несмотря на очевидные успехи европейской политики социального партнерства, следует признать, что противостояние партнеров не исчезло, хотя приняло иные формы и выражается по-новому. Оно сохранится, пока существует экономическое и социальное неравенство. Конечно, далеко не все проблемы регулирования социально-трудовых отношений и взаимодействия социальных партнеров решены даже в наиболее благополучных странах и процветающих компаниях. Противодействие некоторых предпринимателей доступу к информации и включение в управление производством партнеров, вызвало крупные социальные конфликты. Их приходилось регулировать на уровне Сообщества. Достаточно вспомнить о позиции Парижской торгово-промышленной палаты, которая дала резко негативную оценку инициируемой Европейской комиссией политике информирования и консультаций трудящихся на основе социального диалога. Французские предприниматели сочли это посягательством на принцип субсидиарности, заявив, что они сами в состоянии определить необходимость и степень вовлечения трудящихся в управление. Такую позицию поддержала и ассоциация «Еврокоммерс», представляющая интересы оптовиков и международную торговлю. Она заявила, что решение о том, какую информацию и в каком объеме предоставить рабочим, это прерогатива предпринимателей, которые опираются на сложившуюся практику и традиции.

В то же время ряд компаний и ассоциаций реализуют в своих внутрикорпоративных отношениях принципы социальной ответственности и партнерства, заложенные в Европейской социальной модели, распространяя их на все общество. Они демонстрируют понимание того, что в условиях «новой экономики», все большее значение приобретают человеческие ресурсы, тот самый интеллектуальный капитал, который способен освоить высокотехничное производство, инновации, обеспечить конкурентоспособность предприятий. В то же время рабочая сила такого типа требует иного отношения к себе. Социально-трудовые отношения уже не могут строиться по старым образцам, а экономия на социальных издержках приводит не к дополнительным доходам предпринимателей, а к снижению конкурентоспособности производства.

Новый уровень социального партнерства, о котором речь шла выше, - одно из проявлений социальных инноваций, без которых сегодня нельзя обойтись. Внедрению новых социальных технологий способствуют возможности информационного общества, которые выступают как информационное обеспечение социальной политики. Структуры Европейского Союза довольно результативно пользуются этим. Свидетельством является создание разнообразных сетей, позволяющих расширить базу исходных данных для реализации международных проектов. Среди них, помимо Интернета, можно упомянуть компьютерную сеть ЕС – ECSANET, Европейскую информационную сеть по международным отношениям и региональным исследованиям – EINIRAS, региональные сети типа EURES и TESS, которые регулируют области занятости и социального обеспечения на едином экономическом пространстве. В ЕС введены также, кроме европейского гражданства, единые европейские карты здравоохранения. Население пользуется преимуществами европейского информационного и образовательного пространства, программами социальных инвестиций.