Следует отметить, что официально принятого термина ЕСМ в Евросоюзе не существует до сих пор, хотя постоянно предлагаются формулировки, раскрывающие новые грани европейского понимания социальной модели, применительно к проблемам, с которыми сталкиваются европейцы на сегодняшний день. В частности, новый этап в осмыслении ЕСМ можно связать с судьбоносными для стратегического планирования развития Союза в наступившем веке Европейскими Советами в Лиссабоне и Ницце в 2000 году, на которых была принята Лиссабонская стратегия и Социальная повестка дня на 2000-2005 годы. На Европейском Совете в Барселоне в 2002 году отмечалось, что «Основанная на успешной экономике, высоком уровне социальной защиты, образовании и социальном диалоге, европейская социальная модель представляет собой равновесие между экономическим процветанием и социальной справедливостью»[10]. Не менее, а может быть, и более ёмкую формулировку понятия ЕСМ мы можем найти в частности в документах Европейской Конфедерации Профсоюзов (CES). В одном из них можно прочесть следующее: «Европейская социальная модель заключается в таком видении общества, которое соединяет устойчивый экономический рост и непрерывное улучшение условий жизни и труда. Такое видение предполагает полную занятость, качество рабочих мест, равенство шансов, социальную защиту для всех, социальную включённость и участие граждан в решениях, которые затрагивают их интересы. Социальный диалог, коллективные договоры и защита работников представляют основные факторы в рамках развития инноваций, производительности труда и конкурентоспособности». К сказанному европейские профсоюзы добавляют ещё одно важное замечание: «Именно этот аспект отличает Европу, где социальный прогресс в послевоенные годы следовал неразрывно за экономическим ростом, от американской модели, где небольшая группа индивидуумов получила преимущество в ущерб гораздо большему числу людей. Европа должна продолжить поддерживать эту социальную модель с тем, чтобы она служила примером другим странам во всём мире»[11].
«Что такое Европейская социальная модель? – задаётся вопросом директор института глобальной политики Лондонского Метрополитен Университета Х. Мейер, - и даёт следующий ответ: «Европейская социальная модель в её базовом смысле – это общеевропейское понимание политической ценности защиты от социальных и других рисков на различных уровнях, базирующейся на понятии «социального устойчивого развития». Правда, практическое воплощение этой ценности весьма многообразно в Европе. Тем не менее, общие базовые черты. Европейская социальная модель предполагает массированное государственное вмешательство, бесплатное и обязательное образование, сильную систему социальной защиты и борьбу с различными проявлениями неравенства. Если говорить о широком определении ЕСМ, то можно ещё добавить важную роль социальных партнёров, а также «принцип демократии» в политике и социально-экономической сфере. Одним словом, Европейская социальная модель есть выражение идеи социальной справедливости и соответствующего набора политических механизмов для воплощения этой идеи на практике».[12]
Приведённые выше формулировки позволяют сделать вывод, что ЕСМ как бы наследует послевоенную германскую концепцию «социально рыночного хозяйства» Эрхарда, для которого, например, финансовая политика не существовала в отрыве от её социальных аспектов. Впрочем, не стоит забывать, что в принципе по тому же пути пошёл в своей политике и генерал де Голль, предложивший стране некий третий, или французский путь, сочетающий рыночную экономику (хотя и с изрядным государственным сектором) с комплексной системой социальной защиты и институтами производственной демократии. Не будет преувеличением предположить, что всё тот же «франко-германский локомотив» европейской интеграции вёз в своём составе необходимые материалы для строительства социальной Европы, очертания которой стали чётко различимы в лице европейской социальной модели к концу ХХ столетия.
Специфика ЕСМ, пожалуй, наиболее ярко просматривается при её сопоставлении с заокеанским или японским аналогами. Если взять США, то, как известно, в силу исторических традиций и сложившейся национальной психологии, потребность в государственном регулировании общественных процессов, в частности трудовых отношений, здесь гораздо менее выражена. Больший упор делается на индивидуальную свободу и частную инициативу. С известной долей упрощения можно сказать, что по другую сторону Атлантики стремятся не столько улучшить общество, сколько самого человека, ставя во главу угла не социальные, а моральные вопросы. Именно поэтому акцент делается на гражданских свободах, а не на социальных правах, если рассматривать законодательную сферу. В частности, американцы больше уповают на равенство шансов и стартовых условий, нежели на выравнивание доходов. Солидарность в американском обществе не закрепляется юридически, а имеет характер благотворительности.
Наверное, ещё больший контраст наблюдается между ЕСМ и японской моделью. В отличие от Америки, государственная администрация здесь активно вмешивается в деятельность бизнеса, однако преимущественно для создания общих благоприятных условий экономическому росту. В стране восходящего солнца, можно сказать, приоритет отдаётся экономике, а затем социальным вопросам. При этом главными столпами японской социальной модели (если обратить внимание на индустриальные отношения) в послевоенное время стали такие параметры, как пожизненный найм, начисление зарплаты и бонусов в зависимости от трудового стажа, корпоративные профсоюзы (хотя надо признать, что в последнее десятилетие эта модель претерпела значительные мутации).
В качестве универсального показателя отличий трёх рассматриваемых социальных моделей можно привести данные по удельному весу социальных расходов в ВВП: Европа –25 – 27%, Япония - 17%, США – 15%.
Сравнивая ЕСМ с её другими аналогами, нетрудно заметить, что, по сути, она является своеобразным выражением европейской цивилизации, одной из ярких сторон европейской идентичности. Содержание ЕСМ тем самым выходит за рамки социального в узком понимании этого слова как определяющего условия жизнедеятельности человека, а по праву имеет социетарный характер, относится к области культуры, социальной психологии, духовным ценностям. В этой комплексности состоит сложность и понимания ЕСМ, и попыток её дефиниции.
Таким образом, как мы показали выше, не существует какой-либо единой, или лучше сказать единообразной европейской социальной модели. В силу исторических и культурных различий каждая национальная социальная модель оригинальна и неповторима. Однако можно утверждать, что имеется единство многообразия социальных моделей западноевропейских стран, своего рода европейская модель общества и социальной политики, основанная на регулируемой рыночной экономике, социальном диалоге, консенсусе относительно принципов солидарности в обществе, равенстве прав и свобод человека. Европейская социальная модель опирается на общий фундамент норм и ценностей. С другой стороны, - на инструменты и институты социальной политики, воплощающие эту модель. Это – социальное законодательство, структурные фонды, социальный диалог и открытый метод координации социальной политики на уровне национальных государств-членов ЕС, национальные системы социальной защиты.
Европейская социальная модель - это не нечто застывшее, некая данность, а динамичное явление. Как отметил на II конференции по Европейской социальной модели (Рим, 2007 г.) Кристиан Дюфур, зам. директора французского Института экономических и социальных исследований (IRES), Европейская социальная модель возникла как окончательно сформулированная схема из абстрактных рассуждений. Она является результатом социальной истории, которая, чтобы создать то, что стало моделью, нуждалась в социальных акторах, реализующих её. Европейской социальной моделью называют интеллектуальную конструкцию, которая синтезирует общие черты национальных глубоко оригинальных моделей.
Развитие ЕСМ воплощается в социальной политике единой Европы, прошедшей путь от первых шагов в деле интеграции в социальной сфере, до понимания ключевой роли социальной политики, инвестиций в человеческий капитал как неразрывной части стратегического курса развития ЕС в наступившем новом тысячелетии.
3. Развитие социального измерения Европейского Союза и процесс формирования концептуальной базы Европейской социальной модели
Европейскую социальную модель можно рассматривать исключительно в контексте усилий и практических шагов, прежде всего, западноевропейских стран по созданию единой Европы как единого экономического и социального пространства, на котором социальные и экономические проблемы решались параллельно.
Важный шаг к практическому осуществлению идеи европейского единства был сделан 9 мая 1950 г. когда было предложено учредить франко-германское объединение угля и стали, открытое для присоединения других европейских стран. Это объединение рассматривалось как начало создания "экономического сообщества", "первый этап европейской федерации". Министр иностранных дел Р. Шуман озвучил это предложение в Декларации, которую можно рассматривать как стартовую точку формирования Сообщества. Он исходил из того, что "Европа не может быть построена в один день. Она будет построена через практические достижения, первое из которых — осознание общей цели"". Одновременно был выдвинут конкретный план, ключевой принцип строительства европейской федерации. Автором этого плана являлся известный французский общественный и государственный деятель Жан Монне, в то время Генеральный комиссар по вопросам планирования, которому в 1945 г. де Голль поручил возглавить работу по экономическому возрождению Франции.