Смекни!
smekni.com

ов «Кругозор» Путешествие к истокам ( топонимика родного края ) (стр. 3 из 5)

Улица 8 Марта. Улица названа в честь международного дня 8 Марта.

Улица Вахитова. Многие жители села Каргали были активными участниками в революционной борьбе. Среди революционеров Мулланур Вахитов был примером в борьбе с белогвардейцами и белочехами. В марте 1918 года в городе Чистополе состоялся первый уездный съезд крестьян мусульман Чистопольского уезда, на котором с пламенной речью выступил Мулланур Вахитов. После гражданской войны одну из улиц села Каргали назвали его именем. Делегатом из Каргалинской волости на этом съезде был Минабутдин Миннибаев (1886 – 1918) из рода Муртазы бая. Здесь же он был избран членом Мусульманского комиссариата Чистопольского уезда.

Улица Татарстан. В 1920 году был подписан декрет об образовании ТАССР. Декрет об образовании ТАССР был подписан председателем СНК В.И.Лениным. В связи с этим событий одна из улиц также была названа улицей Татарстан.

Улица Нариман. На этой улице жили и живут большинство переселенцы из деревни Нариман. Поэтому улица названа таким именем.

Улица Пушкина. Эта улица до революции называли Тукмаклы урамы (улица Тукмаклы). После 60-х годов прошлого века была дана название этой улице – улица Пушкина ( в памяти русского поэта А.С Пушкина).

Улица Октябрьская. Улица названа в честь Великой Октябрьской революции.

Улица Советская. После восстановления советской власти, основная улица села была названа Советская. Пройдя время, появились еще новые параллельные улицы: 1 Советская, 2 Советская.

Улица Полевая. Раньше в этих местах было открытое поле. Совхоз «Каргалинский» для своих рабочих, для сельчан построил современные двухэтажные дома. Улицу назвали звучным именем - Полевая.

Улица Фабричная. Самая молодая улица. Вблизи этой улицы находится птицефабрика «Чистопольская». Организация птицефабрики построила коттеджи для своих рабочих. Получилось, очень красивая, зеленая современная улица. И улица названа Фабричная (Фабрика урамы).

Улица Заводская. На этом месте 50-е годы прошлого века находился маслозавод. Жители свою улицу назвали Заводская (Завод урамы).

Переулки. В основном переулки имели и имеют название от близлежащего объекта, хозяйства. Например, Чишма тыкрыгы (переулок ведущей к роднику), Мачет тыкрыгы (переулок, где находится мечеть), МТС тыкрыгы (переулок, где находился МТС), Аю тыкрыгы, Морозовлар тыкрыгы (из прозвища хозяина, чей дом находится в этом переулке), Мэктап тыкрыгы (Школьный переулок, где находится школа).

2.3. Дримнонимы – названия лесов и любых групп зелёных насаждений.

На самых подробных кар­тах не отражаются наименования небольших рощ, садов, отдельно рас­тущих деревьев, небольших площадок и т.п. За этими местностями свою очередь так же могут закрепляться народные названия. Для выявления таких топонимов и их этимологии можно опираться на беседы с местными жи­телями.

Для восстановления топонимической картины местности в прошлом, для исследования межевания местности, составлявшимся для юридического закрепления прав собственности на земли и сельские поселения до революции 1917 г. мы обратились к старым картам и планам местности, хранящимся в архивах.

Близ нашего населенного пункта, села Каргали, также есть леса, рощи, сады. Их названия тоже заинтересовали нас.

Роща — небольшой лиственный лес, в котором преобладает какая-либо одна древесная порода. Березовая роща, дубовая роща, осиновая роща. Наше село окружено березовой, дубовой рощей. В народе их просто называют – Березняк, Дубняк.

Боярский садЧистопольский уезд по плодородию земель по всему юго-восточному краю Казанской губернии уступал разве что лишь своему соседу - Спасскому. Основным занятием населения было хлебопашество. Большинство земель принадлежало казне, дворянам. Поэтому больше всего было крестьян государственных, и только малая часть принадлежала помещикам, большинство из которых были мелкопоместными (от 500-1000 десятин земли). Среди них следует отметить Бутлеровых (к этому роду принадлежал знаменитый казанский химик А.М.Бутлеров), баронов Ливен (они владели Змиевым), Сахаровых (им принадлежала деревня Сахаровка по Казанскому тракту), князей Оболенских (Александровка), Корвин-Круповских (Шентала) и др.

А вот садоводство в уезде распространялось очень медленно. К концу XIX века сады имелись только в с. Донауровка, Бурнашево, Сарсазы, Четырчи, Булдырь, Кубассы, Фиков Колок, М.Толкиш. Недалеко от села Изгары помещик Кречетников заложил сад. В просторечии этот сад назывался Боярским садом. И в настоящее время сад не потерял свою красоту. В середине сада красуется маленькое озеро. Там можно увидеть перелетных птиц, как цапли, диких уток и гусей. Весной сад оживает, цветут дикие вишни и яблони.

Чуман урманы – смешанный лес. В этом лесу растет разновидные деревья (игольчатые и лиственные), лес богат ягодами, грибами. Привлекает своей красотой в разное время года. Предполагаем, что название леса произошло от чуар урман (чуман) – пестрый лес.

Килэплек (диалектальное слово) - килэп – сновальня, сновалка, сновальный стан. В этом место раньше росли деревья, из них делали сновальный стан. Настоящее время здесь растут только кустарники, но красивое название напоминает прошлое.


2.4.Ойконимия.

В первой половине XVIII столетия в глухих лесах левого берега Камы

(старые название - Чулман) появился небольшой поселок беглых крепостных. Вокруг селения они вырубили и расчистили лес, занялись земледелием, рыбной ловлей, охотой. Во исполнение царского указа каратели сожгли хижины и затоптали нивы, а на берегу задумчивой Камы, в место людского селения, осталось только «чистое поле». Однако поток беглых в Закамье не прекращался. Пройдя годы, на том же месте появился новый поселок. Теперь уже не безыменный, а носящий доставшейся ему в наследство имя – село «Чистое поле». В 1781 году Чистое поле, имевшее 3500 жителей, указом императрицы Екатерины Второй, было возведено в ранг города и превратилось в уездный центр Казанского наместничества, а с 1796 года - Казанской губернии. Официально новый город был назван Архангельским, а народ продолжал именовать свой город – Чистое Поле, а позднее еще проще – Чистополье.

В селах и деревнях – прошлое нашего народа. В них – радость, горе, воспоминания, торжество и мечты народа. Некоторые деревни – очень древние, а иные образовались совсем недавно. Каждая деревня индивидуальна своей окружающей средой, своими старожилами. С течением времени много деревень пропало. Иные просто перестали существовать по той причине, что население покинуло эту деревню или поселок (поселок «Урал», «Усия», «Радио», «Кызыл Маяк», «Болгар», «Чаткы», деревни Нариман, Тукмаклы, Федоровка, Покровка, Владимировка, Бутырка и др.) Иные затопило водой, в связи с созданием водохранилища.

В топонимике населенных пунктов района проявляется открытая связь с их древней историей, знаменательным прошлым, с местоположением. К сожалению, некоторые древние названия рек, лесов, озер, деревень заменены современными. Таким образом, теряется связь с прошлым. А ведь многие кажутся понятными, если рассмотреть те или иные имена, то можно обнаружить много любопытного.

Считается, что деревне Татарские Сарсазы более 350 лет. Когда-то проходила здесь дорога, а вокруг сплошной стеной стояли леса. Проезжающие мимо останавливались, кто по торговой надобности, кто на ночлег. Начало селу положили именно торговые люди, всего несколько семей. Все более разрастаясь, стихийно возникшее поселение постепенно превращалось в деревню. Торговые люди стали разделяться по профессиям, появились ремесленники. Одними из них стали гончары, ведь название «Сарсазы» переводится как «желтая грязь», по сути, глина. «Сарсаз» – весьма распространенный топоним не только в Татарстане, но и за пределами республики (например, в Удмуртии, Самарской области). Этимологию топонима можно объяснить на тюркской основе: «сары» («желтый») + «саз» («болото»). Такое объяснение вполне допустимо, потому что вокруг деревни – болотистые места. Но нельзя игнорировать выводы некоторых ученых, которые предлагают иную этимологию, т.е. они полагают, что слово «сарсаз» состоит из двух топооснов - угорского и тюркского происхождения: «сар» («сара»), «сарат» («грязь»), «слякоть» + тюрк. «саз» («болото»), т.е. буквально «болото» + «болото». Кстати, такая модель полностью объясняется и на тюркской основе. Ведь на языке некоторых тюркских племен слово «сар» означало «болото», другие «болото» называли словом «саз». Значит, слова «сар» и «саз» истолковываются одинаково.
Не секрет, что названия многих населенных пунктов исходили от рек, на берегах которых они располагаются или когда-то располагались. Деревня Нарат-Елга, расположена в 14 км от г. Чистополя. Нарат (сосна), елга (река). По предположению, деревня Нарат-Елга расположена на месте древнего булгарского города времен Золотой Орды. Об этом свидетельствует древнее кладбище с надгробными камнями, остатки валовых укреплений древней крепости, сохранившиеся до наших дней.

Об основании деревни в преданиях говорится, что первым поселенцем был охотник. Он остановился под огромной сосной, построив здесь шалаш. Через некоторые время к нему подселился ещё один человек, который играл на скрипке (вероятно, из мишар, так как известно, что скрипка является любимым инструментом мишар). К ним стали подселяться и другие семьи. Так появилось новое поселение, которое получило свое название благодаря многочисленным могучим соснам, растущим на берегу реки.

По рассказам аксакалов деревни, после завоевания Иваном Грозным Казанского ханства в эту деревню переселилось с два десятка русских семей. Они научились говорить на татарском языке. Испугавшись этого явления, власти вынудили переселиться русских в д. Тукмаклы, расположенную близ с. Каргали.

Территория Волжской Булгарии X – XI веках была покрыта множеством городов, военных крепостей, феодальных замков, городищ и просто селищ. В их числе были и Биляр (ныне Алексеевского района), Джукетау (близ города Чистополя), Тубылгытау (ныне Новошешминский район). Расцвет этих городов приходится на XII – начало XIII века. Есть предположение, что именно в это время появляется селище на месте современного села Каргали. Этому способствовали развитие пашенного земледелия, развитие внутренней и внешней торговли, соответственно и развитие торговых путей. Если соединить булгарские города Джукетау и Тубылгытау условной прямой дорогой, предположительно существовавшей в то время, то селение на месте современного села Каргали находилось бы на этой дороге на одинаковом расстоянии от этих городов. Данное предположение не будет считаться безосновательным, если учесть то, что в Волжской Булгарии было более девятисот сел и деревень.